Автомобили

3 метода проверки регулятора напряжения генератора

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Появилась «безумная идея», так как это не род моей деятельности, проверить регулятор напряжения генератора.Учитывая, что делаю это в первый раз, то в конце записи изложу вопросы … .

И так, в генераторе моего автомобиля стоит регулятор напряжения фирмы BOSCH 1197311557 ( заменителей много, TRANSPO IB545 в том числе ).Нашёл схему — как регулятор задействован в системе эл. оборудования автомобиля:

3 метода проверки регулятора напряжения генератора

При помощи «метода тыка», нашёл метод ( как его подключить ), для проверки в гаражных условиях.Только при таком подключении, мне удалось добиться работы ( свечения ) лампы:

3 метода проверки регулятора напряжения генератора

Приготовил всё необходимое, из того, что нашлось в гараже.— Паяльник с принадлежностями для пайки.— Провода.— Лампочку.— Зажимы ( крокодилы ).— Зарядное устройство ( с функцией регулируемого блока питания ). Взял у знакомых.— Регулятор напряжения.— Мультиметр.— Тонкие провода на щётки, так как показалось, что крокодилы очень сильно сжимают графитовые щётки.

В общем, получился такой набор:

3 метода проверки регулятора напряжения генератора

Смотрим в TIS, читаем, регулятор постоянного напряжения … — 14,3 вольта:

3 метода проверки регулятора напряжения генератора

Исходя из этого, предполагаю, что если напряжение отключится ( лампа не будет светить ) после 14,3 вольта, то регулятор напряжения в идеале.И так, как говорится — «ближе к телу».

Подключаем — всё по схеме:

3 метода проверки регулятора напряжения генератора3 метода проверки регулятора напряжения генератора

Включаем зарядное устройство, устанавливаем напряжение 12 вольт:

3 метода проверки регулятора напряжения генератора

Постепенно прибавляем напряжение.В процессе:

3 метода проверки регулятора напряжения генератора3 метода проверки регулятора напряжения генератора3 метода проверки регулятора напряжения генератора

После превышения напряжения в 14,3 вольта, лампа уже не светила:

Поднимаем напряжение дальше, лампа не светится:

Поднял напряжение до 17 вольт ( наверное погорячился ), лампа не светится:

При уменьшении напряжения ( в обратном порядке ), лампочка засветилась при достижении 14.3 вольта ( плюс, минус 0,01 вольта. «Поймать» такой момент сложновато — на данном «оборудовании». ).

Вроде бы, как всё хорошо, можно сказать, что регулятор в идеале. Но, … .

А теперь вопросы:— При достижении напряжения в 14,28 вольта, и до отключения лампы в 14,3 вольта, лампочка светится тускло и «мерцает».

Это нормально, или в чём-то проблема ( в самом регуляторе, или неправильно подобрана лампа — её мощность ( 12 V, 10 W )?— Лампа светится тускло ( при напряжении — 12.0 вольт ). В чём причина?

— Может что-то перемудрил с подключением?

Вот, как-то так.Может, кто-то ( профессионал — по проверке реле регуляторов ) поправит мои действия.

  • Буду признателен, и учту Ваши рекомендации ( на будущее ).

Реле-регулятор напряжения генератора: проверка неисправностей современных и устаревших моделей

3 метода проверки регулятора напряжения генератора 3 метода проверки регулятора напряжения генератора

На автомобиле наблюдается слишком яркое свечение ламп накаливания. При этом они часто перегорают. В салоне авто стоит запах горелой проводки. Нередки случаи перегорания предохранителей. При включенных фарах яркость света напрямую зависит от частоты оборотов двигателя. Все это говорит о том, что, возможно, вышел из строя стабилизатор напряжения. А попросту регулятор. Кстати, затрудненный пуск двигателя может наблюдаться как при избыточном, так и недостаточном напряжении.

Следите за контрольной лампочкой зарядного тока. Она находится на щитке приборов. Загорается красным цветом с символикой аккумулятора. Может гореть либо в полный накал, либо половина накала. При запущенном двигателе это говорит о неисправности генератора.

Электрическая неисправность генератора может проявляться тремя способами:

  1. Полное отсутствие какого-либо напряжения.
  2. Сильно заниженное напряжение.
  3. Сильно завышенное напряжение.

​При любой из выше перечисленных неполадок в первую очередь рекомендуется проверить работоспособность реле-регулятора генератора.

​Виды существующих реле-регуляторов

С момента начала появления автомобилей прошел уже целый век. За это время регуляторы не один раз меняли свою начинку и внешний вид. Рассмотрим в первую очередь современные стабилизаторы, а потом уже устаревшие.

Регуляторы наших дней бывают двух видов:

  • встроенные — такие крепятся непосредственно к корпусу генератора и выпускаются совмещенными со щеточным узлом;
  • отдельно закрепленные — крепятся к кузову автомобиля.

Оба вида имеют неразборные корпуса и не подлежат ремонту. Если на генераторе выходное напряжение имеет отклонения от нормального, и есть уверенность, что виноват именно стабилизатор, то в этом случае просто меняем его на новый.

Для проверки регулятора напряжения генератора понадобится мультиметр. Запускаем двигатель и мультиметром замеряем напряжение генератора. Один щуп измерительного прибора подсоединяем к клемме 30 генератора (та самая шпилька на задней стенке генератора, к которой идет обычно два, иногда три провода и закрепляются гайкой). Напряжение должно быть в пределах 12,5 — 12,8 вольт.

Затем запускаем двигатель и опять делаем замеры напряжения на клеммах генератора. На холостом ходе должно быть не меньше 13,2 вольт, но не более 14 вольт. Затем увеличиваем обороты двигателя до 3500 об/мин, в этом случае пределы напряжения должны быть в рамках 14,2 — 14,5. Напряжение не должно превышать значения 14,8 вольт. Если оно выше, то идет перезаряд аккумуляторной батареи.

Потом включаем дальний свет фар, печку, аварийную сигнализацию и другие приборы и опять замеряем напряжение на генераторе. Оно понизится под нагрузкой включенных приборов, но значение напряжения в этом случае не должно быть ниже 13,2 вольта. Если оно ниже минимального — «недозаряд».

В обоих случаях необходимо произвести проверку стабилизатора напряжения.

Как проверить регулятор напряжения генератора

3 метода проверки регулятора напряжения генератора

Регулятор крепится к генератору со стороны задней крышки обычно двумя болтами. Откручиваем их и аккуратно, чтобы не повредить щетки, снимаем его, предварительно отсоединив от него провода.

Для дальнейшей проверки нам понадобится либо блок питания, либо зарядное устройство, лампа на кальвания на 12 вольт. Главное, чтобы можно было увеличивать и уменьшать напряжение от 10 до 16 вольт. Если для проверки будет использоваться зарядное устройство, то понадобится еще и аккумулятор. Дело в том, что многие зарядные устройства не работают без него.

Подключаем зарядное устройство к аккумуляторной батарее в штатном режиме. Дополнительно к клеммам батареи подсоединяем мультиметр и два провода. Один на плюс, другой на минус. И соединяем их с реле-регулятором.

Плюсовая клемма регулятора — это штекер. Минус — металлическая пластинка под одним из крепежных отверстий. Проводами подсоединяем к щеткам лампочку. Стенд готов, можно начать проверку.

Блок питания подключается так же, только без аккумулятора.

Подключаем зарядное устройство к внешней сети и включаем его. Ручка регулятора нагрузки должна быть на минимальном уровне. Начинаем потихоньку поднимать напряжение. При этом накал лампочки должен понемногу увеличиваться.

При нагрузке 12 вольт и более она должна гореть в полный накал. Продолжаем плавно поднимать напряжение до тех пор, пока не потухнет лампочка, или нагрузка не достигнет значения 15 вольт. Если регулятор исправен, то лампочка должна погаснуть на значении напряжения 14,2 -14,5.

При снижении нагрузки лампочка опять загорится.

Если лампочка тухнет до 14 вольт, или достигнуто напряжение более 14,8 вольт, а лампочка все еще горит, то такой регулятор надо менять.

Проверка отдельного регулятора напряжения генератора

3 метода проверки регулятора напряжения генератора

Плюсовой провод подсоединяем к клеммам «Б» и «В», минус подаем на корпус. Контрольную лампочку соединяем с клеммами «В» и «Ш». Далее делаем все точно так же, как и с совмещенным стабилизатором. Плавно поднимаем нагрузку, при достижении 14,5 вольт должна произойти отсечка. Если отсечки нет, то меняем регулятор.

Проверяем устаревший 591.3702−01

3 метода проверки регулятора напряжения генератораЭтот устаревший тип реле устанавливался почти на все заднеприводные автомобили. Относится он к отдельно стоящим. Всегда крепился к кузову моторного отсека. Схема подключения для проверки слегка отличается от вышеописанной. Действия и суть проверки остаются прежними.

Здесь имеется всего два контакта. Маркировка выполнена цифрами «67» и «15». Контакт под номером «67» — это минусовая клемма. Соответственно «15» — плюс. Минусовой провод с зарядного устройства закрепляем на корпусе устройства. Плюсовой крепим на клемме 15. Провода контрольной лампочки соединяем: один на корпусе, второй и клемме «67». Наш стенд готов к проверке.

Как проверить мультиметром регулятор к1216ен1

3 метода проверки регулятора напряжения генератора

Этот регулятор принадлежит к совмещенному реле со щеточным узлом. Его предварительная и основная проверка проводится по вышеописанному методу. Никаких особых отличий нет.

Всегда старайтесь держать в чистоте аккумуляторную батарею и генератор. Так как от попадания влаги контакты часто окисляются. А это сильно мешает нормальной работе всего электрооборудования.

Нередко отклонения зарядного тока происходят именно от грязи. Стоит хорошенько почистить контакты и клеммы, как неисправность исчезает сама, без всяких замен и ремонтов.

Чистота — залог хорошего здоровья не только для человека, но и для автомобиля.

#s3gt_translate_tooltip_mini { display: none !important; }

3 метода проверки регулятора напряжения генератора — Интернет-Клуб Для Автолюбителей

В случае проблем с аккумулятором необходимо проверить регулятор напряжения генератора. В частности, аккумулятор недостаточно заряжен или перезаряжен. Если возникает эта неисправность, самое время проверить реле регулятора напряжения генератора.

Реле должно отключаться при напряжении 14,2-14,5 В.

Задача этого простого устройства — регулировать величину электрического тока, подаваемого от генератора к аккумулятору. В случае выхода из строя батарея будет недозаряжена или перезаряжена, что также опасно, так как значительно сокращает срок службы батареи.

Читайте также:  Свечи на ВАЗ 2106/2107/2108/2109 - какие купить?

Согласитесь, такая перспектива не очень хороша для одной маленькой детали. Именно поэтому так важно проверить техническое состояние регулятора напряжения (его еще можно назвать таблеткой или шоколадом). Но чтобы правильно проверить регулятор напряжения, нужно знать его тип и некоторые важные характеристики.

В первом случае дело в том, что корпус регулятора подключается к щеточному узлу непосредственно в корпусе генератора. Во втором случае регулятор — это отдельное устройство, которое находится на кузове, в моторном отсеке и ведет к нему от генератора, а от него уже протянуты тросы на аккумулятор.

Особенность регуляторов в том, что их корпуса несъемные. Как правило, их закрывают герметиком или специальной смолой. И ремонтировать их нет смысла, потому что устройство не дорогое. Поэтому основная проблема с этим ключом — проверка реле регулятора напряжения генератора. Независимо от типа регулятора знаки напряжения будут одинаковыми.

Признаки неисправности

Так что в случае низкого напряжения аккумулятор просто не будет заряжаться. Это значит, что с утра машина не сможет завестись, может даже не загореться свет на приборной панели, или возникнут проблемы во время движения. Например, приглушенный свет ночью, нестабильная работа электросистемы (проблемы с электроприборами — дворниками, обогревателями, магнитолой и т. Д.)

Высокое напряжение может вызвать падение уровня электролита в элементах батареи или его кипение. Это может вызвать появление белого налета на аккумуляторе. При перезарядке аккумулятор может вести себя ненадлежащим образом.

3 метода проверки регулятора напряжения генератора

Дополнительно можно выделить следующие симптомы выхода из строя регулятора напряжения (в некоторых случаях некоторые из них могут присутствовать, а могут и не присутствовать, все зависит от конкретной ситуации):

  • после включения зажигания контрольная лампа на панели приборов не загорается (однако может указывать на другие неисправности, например, перегорела лампа, отвалился контакт и т. д .;)
  • лампочка управления аккумулятором на панели приборов не гаснет после запуска, а это значит, что есть явные проблемы с зарядкой аккумулятора;
  • яркость фар становится зависимой от оборотов двигателя (это можно проверить где-нибудь в уединенном месте, поставив машину у стены и разогнавшись — если яркость меняется, вероятно, неисправен регулятор напряжения)
  • машина не заводится нормально с первого раза;
  • аккумулятор постоянно разряжается;Индикаторы на приборной панели выключают, когда скорость двигателя превышает 2000 мл;
  • Падает динамические характеристики машины, это особенно ощущается на высоких скоростях двигателя;
  • В некоторых случаях батарея может варить.
  • Причины отказа регулятора напряжения могут быть:

Причины отказа реле-регулятора

Короткое замыкание в цепи, включая короткое замыкание в полевой обмотке;

  • Неисправность моста ленты (повреждение диода);
  • Обращение полярности или неверное подключение к клеммам аккумулятора;
  • Влажность, входящая в корпус контроллера и / или генератора (например, при очистке устройства или вождение в сильный дождь);
  • Повреждение механического устройства;
  • Потребление природного устройства, включая кисти;
  • Низкое качество устройства подвергается прямому контролю.
  • Есть несколько простых методов для проверки регулятора, независимо от того, демонтирован ли узел или нет.

Самым простым методом проверки контроллера является использование мультиметра для измерения напряжения на клеммах батареи. Однако стоит отметить, что следующий алгоритм не дает на 100% вероятность того, что контроллер неэффективен.

Генератор, вероятно, сломан. Однако преимущество этого метода заключается в том, что оно просто, и нет необходимости демонтировать устройство от машины.

Таким образом, алгоритм проверки регулятора напряжения генератора с мультиметром выглядит следующим образом:

Простейший способ проверки регулятора напряжения генератора

Установите тестер в режиме измерения с фиксированным напряжением в предельное значение ок. 20 В (зависит от конкретной модели, самое главное, чтобы показать значение до 20 В как можно точное).

  • Запустить двигатель.
  • Измерьте напряжение на стерильных клеммах батареи (1000 … 1500 об / мин). С помощью эффективного AVR и генератора это значение должно быть в диапазоне 13,2 … 14 В.
  • Увеличение оборота до стоимости между 2000 … 2500 об / мин. При нормальных условиях окружности соответствующее напряжение увеличится до 13,6 … 14,2 В.
  • При увеличении оборота до 3500 об / мин и выше, напряжение не должно превышать 14,5 В.
  • Если при проверке значений напряжения они существенно отличаются от данного, вероятно, машина имеет поврежденный регулятор напряжения. Помните, что напряжение не должно упасть ниже 12 В и не должно подняться выше 14,5 В.

Как упомянуто выше, контроллер может быть отдельно или подключен к генераторе. В настоящее время почти все иномарки и большинство современных отечественных автомобилей оснащены композиционными реле. Это связано с спецификой их работы и экономии пространства.

Управление регулятором напряжения VAZ 2110

Проверка совмещенного реле-регулятора

3 метода проверки регулятора напряжения генератора

Для выполнения подходящей проверки необходимо собрать систему, показанную на чертеже. Используйте зарядные устройства или адаптер питания с регулируемой нагрузкой (важно регулировать значение напряжения в цепи), 12 В лампочки (например, из индикатора или отражателя, 3 … 4 Вт), мультиметр, самого контроллера. (Может быть из генератора Bosch, Valeo или другой). Желательно, чтобы провода, использованные для переключения, оснащены «крокодилом».

Проверка регулятора напряжения в генератор 37.3701: 1 — аккумулятор; 2 — Зажим «мас» регулятора напряжения; 3 — регулятор напряжения; 4 — Болек «в» регуляторе; 5 — Болит «B» контроллера; 6 — контрольная лампа; 7 — Болит «B» регулятора напряжения.

Если вы собираете цепь, в которой напряжение будет иметь стандартное значение 12,7 В, лампа будет просто сиять.

Однако, если использовать регулятор напряжения, мы поднимаем его значение до 14 … 14,5 В, он должен отключить лампу с поврежденным реле. В противном случае контроллер поврежден.

Так что после достижения напряжения 14 … 14,5 В (в зависимости от модели автомобиля и, следовательно, регулятор) или более высокая лампа выходит, а после снижения на тот же уровень освещается.

Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2107

3 метода проверки регулятора напряжения генератора

До 1996 года ВАЗ 2107 с генератором 37.3701 был оснащен регулятором напряжения старого типа (17.3702). Процедура управления была описана выше. После 1996 года он был использованболее современный генератор марки Г-222 (это интегральный регулятор Я112В (Б1) PH.

Как видите, алгоритм тестирования для всех регуляторов практически одинаков. Единственная разница — это значение отключения при срабатывании реле.

Проверка регулятора напряжения в генераторной установке Г-222: 1 — аккумулятор; 2 — регулятор напряжения; 3 — контрольная лампа.

Проверка отдельного регулятора

Обычно на старые автомобили, в том числе отечественные ВАЗы, устанавливались отдельные регуляторы напряжения. Но некоторые производители делают это и сегодня. Процесс проверки аналогичен. Вам понадобится блок питания с регулятором напряжения, лампочкой на 12 В, мультиметром и непосредственно проверяемым регулятором.

Для проверки соберите схему, показанную на чертеже. Сам процесс аналогичен описанному выше. В штатном состоянии (при напряжении 12 В) лампочка горит. После повышения напряжения до 14,5 В он гаснет, а при понижении напряжения снова загорается. Если при этом лампочка загорится или погаснет с другим значением, значит, регулятор вышел из строя.

Схема испытаний реле 591.3702-01

Проверка реле типа 591.3702-01

Еще можно встретить стабилизатор напряжения типа 591.3702-01, который монтировался обратно на заднеприводные ВАЗ (начиная с ВАЗ 2101 и заканчивая ВАЗ 2107), ГАЗ и Москвичи. Устройство монтируется отдельно и устанавливается на корпус. В целом тест аналогичен описанному выше, но отличия заключаются в используемых контактах.

В частности, он имеет два основных контакта — «67» и «15». Первое — минус, второе — плюс. Поэтому для его проверки необходимо собрать схему, показанную на рисунке. Принцип испытания остается неизменным. В нормальном состоянии при напряжении 12 В лампочка горит, а при повышении соответствующего значения до 14,5 В гаснет. Когда значение вернется к исходному значению, лампа снова загорится.

Классическим регулятором этого типа является устройство марки РР-380, устанавливаемое на автомобили ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102. Ниже приведены справочные данные для этого регулятора.

Напряжение регулируется контроллером и температурой окружающей среды (50 ± 3) ° С, В:

на первом этапе
не более 0,7 на втором этапе
14,2 ± 0,3 Сопротивление между вилкой «15» и массой, Ом
17,7 ± 2 Сопротивление между выводом «15» и выводом «67» при разомкнутых контактах, Ом
5,65 ± 0,3 Воздушный зазор между якорем и сердечником, мм
1,4 ± 0,07 Расстояние между контактами второй ступени, мм
0,45 ± 0,1 Регулируемый источник питания

Проверка трехуровневого реле

Некоторые автовладельцы вместо стандартных «конфет» устанавливают на свои автомобили трехуровневые реле, более совершенные в технологическом плане. Они отличаются тем, что имеют три уровня напряжения, при которых питание от батареи отключается (например, 13,7 В, 14,2 В и 14,7 В). Соответствующий уровень можно установить вручную с помощью специального регулятора.

Такие реле более надежны и позволяют гибко регулировать уровень напряжения отключения. Что касается тестирования такого регулятора, то оно очень похоже на описанные выше процедуры. Только в этом случае не следует забывать о том значении, которое выставлено на реле и как следует проверять его мультиметром.

Читайте также:  10 причин вибрации в машине на скорости. Как понять почему на скорости идет вибрация автомобиля идет

Существует один метод, с помощью которого можно проверить работу генератора на автомобиле, оборудованном реле-регулятором 591.3702-01 с диагностическими компонентами. Он состоит из следующих элементов:

Проверка генератора

отсоединить провода, идущие к выводам 67 и 15 регулятора напряжения;

  • подключить к нему лампочку (минуя регулятор на схеме);
  • отсоедините кабель от положительного полюса аккумуляторной батареи.
  • Если в результате этих действий двигатель не заглохнет, можно сказать, что генератор в автомобиле исправен. В противном случае он поврежден, и его необходимо проверить и заменить.

Чтобы увеличить срок службы регулятора напряжения, следует соблюдать несколько простых правил для реализации профилактических мер. Среди них:

Рекомендации по увеличению срока службы регулятора

избегать чрезмерного загрязнения генератора, периодически проверять его состояние,при необходимости разобрать и почистить;

  • проверьте натяжение ремня генератора и при необходимости подтяните его (самостоятельно или в мастерской);
  • проверьте состояние обмоток генератора, в частности не допускайте их потемнения;
  • проверить контакт в проводе управления регулятора напряжения как на его качество, так и на наличие окисления;
  • периодически проверяйте напряжение автомобильного аккумулятора при работающем двигателе.
  • Следование этим простым правилам позволит вам увеличить срок службы и долговечность как генератора переменного тока, так и регулятора напряжения в вашем автомобиле.

Проверка регулятора напряжения — дело несложное и с ним справится практически каждый водитель, обладающий элементарными навыками ремонта. Самое главное — иметь для этого подходящие инструменты — мультиметр, блок питания с регулятором напряжения (правда, можно подключить к аккумулятору с выпрямителем), лампу на 12 В и отрезки провода для сборки соответствующей схемы. .

Итоги

Если при осмотре выясняется, что регулятор неисправен, его необходимо заменить (ремонт обычно не производится). Главное, не ошибиться в выборе и купить запчасть, подходящую для вашего автомобиля.

Реле регулятор напряжения генератора: как проверить лампой, прозвонить мультиметром, возможные неисправности

Реле‐регулятор устанавливается на автомобили для поддержания стабильного напряжения от генератора. Данный элемент защищает АКБ от перезарядки, продлевая срок службы батареи. Именно поломка реле регулятора напряжения генератора является одной из наиболее распространенных неисправностей бортовой сети автомобиля.

Современные модели реле имеют сравнительно большой срок службы. Но некоторые факторы способны привести к преждевременной поломке элемента, а именно:

  • Низкое качество самой детали.
  • Возникновения короткого замыкания.
  • Механическое повреждение детали.

Причиной неисправности может также стать попадание воды.

На некоторых моделях генераторов замена электронного реле регулятора потребуется и при износе щеток. В нормальных же условиях ресурс регулятора напряжения превышает 60 000 км.

Существует два основных «симптома» поломки реле. Это недозаряд или перезаряд аккумулятора. Также неисправность детали можно определить по тусклому свечению фар либо по изменению их яркости при повышении оборотов двигателя.

При недозаряде машина будет запускаться с большим трудом. Однако проявление этого «симптома» может быть и не связано с генератором. Поэтому в первую очередь следует удостовериться в исправности АКБ.

3 метода проверки регулятора напряжения генератора

Если же происходит перезаряд батареи — можно не сомневаться, что проблема кроется именно в поврежденном реле. Существуют и другие возможные причины перезаряда, но они встречаются крайне редко. Из‐за перезаряда может начаться выкипание АКБ. Определить это можно по уменьшению количества электролита в банках и появлению на батарее белого налета.

При возникновении подозрений на перезаряд или недозаряд АКБ следует провести диагностику генератора.

Проверку реле регулятора напряжения генератора можно выполнять как со снятием агрегата, так и без этого.

Если есть подозрение на нарушение системы заряда АКБ, диагностику нужно начать с замера напряжения на батарее при работающем двигателе. Показатель свыше 15В говорит о поломке регулятора напряжения.

Далее требуется для проверки реле прозвонить управляющий провод, идущий к детали. Если сопротивление окажется больше 10 Ом, регулятор наверняка неисправен.

3 метода проверки регулятора напряжения генератора

Проверить состояние реле можно с помощью мультиметра. При этом демонтаж генератора не выполняется. Перед началом диагностики достаточно очистить клеммы батареи (их окисление может сказаться на работе авто и показаниях измерительного прибора).

Порядок диагностики таков:

  1. Сначала требуется запустить двигатель и дать ему прогреться несколько минут.
  2. Далее необходимо подсоединить щупы мультиметра к клеммам аккумулятора. На приборе при этом выставляется значение в 20В.
  3. После этого измеряется напряжение. Оно должно находиться в пределах 13.2–14В. Такие показания для большинства автомобилей считаются нормальными.
  4. Теперь необходимо увеличить обороты двигателя (до 2-2.5 тысяч). Напряжение должно вырасти примерно на 0.2В.
  5. Если превышает 3 500 оборотов, мультиметр должен показать 14–14.5В, но не более.

Серьезные отклонения в показаниях прибора говорят о наличии поломок реле‐регулятора.

На многих современных автомобилях реле объединено с щетками. В этом случае проверить регулятор можно с помощью лампы накаливания. Порядок действий будет следующим:

  1. Чтобы добраться до детали, нужно открутить крепежные болты и снять клеммы. Реле находится в задней части генератора.
  2. Для проверки необходимо подготовить лампочку на 12В с патроном, провода, вольтметр, а также блок питания (не более 20В).
  3. Далее потребуется собрать следующую схему.
  4. 3 метода проверки регулятора напряжения генератора

  5. После подключения лампочки она должна загореться. При этом напряжение постепенно повышается. Когда оно достигает 14.5В, лампочка должна погаснуть. Если это происходит позже, значит, реле‐регулятор неисправен.

При уменьшении напряжения лампа должна загореться снова.

Данный способ проверки можно использовать и для некоторых моделей регуляторов, не совмещенных с щетками.

С ремонтом регулятора напряжения не стоит затягивать. Стоимость новых реле для большинства моделей авто не превышает 2000-2500 рублей, поэтому пытаться восстанавливать деталь в большинстве случаев попросту невыгодно. Также существуют интегральные регуляторы, которые вообще не подлежат разборке. Такие детали приходится менять в 100% случаев.

Для замены реле регулятора необходимо:

  1. Выполнить демонтаж генератора. Чтобы это сделать, требуется отключить минусовую клемму.
  2. Отщелкиваются фиксаторы.
  3. Крышка отсоединяется от корпуса генератора.
  4. Нужно отключить разъем диодного моста.
  5. Откручиваются гайки и снимаются втулки контактной группы.
  6. Остаётся открутить несколько винтов, удерживающих регулятор.

Снятое реле ремонтируется или меняется на новое. Сборка генератора производится в обратной последовательности.

Порядок действий может несколько различаться в зависимости от модели автомобиля и конструкции генератора.

Чтобы реле и генератор в целом прослужили максимально долго, не следует допускать чрезмерного загрязнения узла. Также желательно время от времени замерять напряжение, поступающее на АКБ. А при мойке автомобиля нельзя допускать попадания воды в систему заряда.

Выход из строя реле-регулятора может привести к возникновению более серьезных неисправностей (вплоть до поломки аккумулятора). Так что пренебрегать ремонтом в данном случае не стоит.

Попытаться восстановить генератор можно и самостоятельно, но если есть сомнения в собственных силах, лучше обратиться за помощью в автосервис.

Это позволит сократить затраты времени и избежать значительных материальных трат.

Как проверить регулятор напряжения генератора у автомобиля: схема проверки мультиметром и пошаговое описание

Внутри каждого автомобиля находится миниатюрная электростанция — генератор, который отвечает за выработку электропитания. Если в нём что-нибудь сломается, аккумулятор начнёт работать неправильно.

Результат — внезапно заглохший двигатель. Почему-то это всегда случается в самый неподходящий момент. Чтобы не остаться без машины где-нибудь в глуши, периодически проверяйте регулятор напряжения генератора.

Что это, где находится, как работает

Эта часть авто отвечает за поддержание напряжения бортовой сети в определённых пределах. Регулятор контролирует окружающую температуру, частоту вращения ротора, уровень электрической нагрузки и другие параметры. Он также защищает чувствительные элементы генератора от перегрузок, отвечает за активацию обмотки возбуждения и других систем.

https://www.youtube.com/watch?v=taI5P1m3rLA\u0026pp=ygVeMyDQvNC10YLQvtC00LAg0L_RgNC-0LLQtdGA0LrQuCDRgNC10LPRg9C70Y_RgtC-0YDQsCDQvdCw0L_RgNGP0LbQtdC90LjRjyDQs9C10L3QtdGA0LDRgtC-0YDQsA%3D%3D

Изделие находится непосредственно в генераторе. Вне зависимости от модели машины принцип работы регулятора одинаков — при росте или снижении напряжения компонент уменьшает или увеличивает ток возбуждения для возвращения показателей на нужный уровень.

3 метода проверки регулятора напряжения генератора

Так выглядит регулятор напряжения

Самые распространённые причины поломки

  1. Замыкание диодного моста или щёток генератора. Результат — отключение генератора или переход на неконтролируемое напряжение.
  2. Сдвиг напряжения стабилизации. В этом случае стабильность напряжения сохраняется, но оно постоянно либо пониженное, либо завышенное.

  3. Окисление или обгорание контактов.
  4. Изменение размеров зазора между контактами.
  5. Ослабление натяжения пружин.
  6. Проблемы с обмотками — обрывы или замыкания.

Поломки можно определить на ранней стадии — для этого обратите внимание на соотношение расхода топлива с эффективностью работы авто. Если машина потребляет гораздо больше горючего, чем нужно, но работает хуже, вероятнее всего, проблема именно в регуляторе.

Верная примета — сила свечения фар в тёмное время суток. Если при ночной езде вы замечаете, что интенсивность свечения габаритных огней и приборов сильно снизилась, пора проверять регулятор.

Как проверить регулятор напряжения генератора мультиметром и прочими способами

Внимание! Нарушение техники безопасности в этом вопросе может привести к серьёзным поломкам! Ни в коем случае не проверяйте работоспособность изделия методом короткого замыкания. Не запускайте генератор при выключенном аккумуляторе. Не соединяйте клемму «30» с «массой» или клеммой «67».

  1. Ваш главный помощник в этом вопросе — мультиметр или вольтметр с классом точности не ниже 1.0. Перед началом диагностики проверьте, правильно ли натянут ремень генератора. Для этого нужно нажать на его центр с усилием примерно в 10 кгс. Если ремень прогнулся больше чем на 15 мм, проблема в нём. Также перед тестированием нужно прогреть двигатель на средних оборотах в течение примерно 15 минут. Обязательно включите фары во время прогревания.Вам понадобится вольтметр с диапазоном шкалы от 0 до 15 В. Замер напряжения осуществляется между выводами «массы» и клеммы «30». Для разных автомобилей показатели нормального напряжения могут быть разными, но в большинстве случаев значение должно составлять примерно 14 В. Если результат выходит за рамки того, что указывает производитель — регулятор, вероятнее всего, повреждён.3 метода проверки регулятора напряжения генератора

    Как правильно проверять регулятор напряжения

  2. Для более тщательной проверки вам понадобится помощник. При замере уровня напряжения на клеммах попросите ассистента нажать на акселератор. Если уровень напряжения меняется более чем на 0,5 В, реле вышло из строя.
  3. Также рекомендуется проверить уровень регулируемого напряжения. Это делается подключением вольтметра к клеммам аккумуляторной батареи. Заведите мотор на средних оборотах, включите фары и другие приборы, которые могут потреблять электроэнергию. Величина напряжения должна соответствовать характеристике, свойственной вашей машине. Однако этот метод не даст гарантированного результата, если проводка авто в порядке.
Читайте также:  Ремень генератора: как натянуть, какая натяжка должна быть и как проверить

3 метода проверки регулятора напряжения генератора

Подключаем измерительный прибор

Проверка снятой детали

Можно тестировать и снятый с генератора элемент. Для этого нужно включить лампу 1–3 Вт, 12 В между щётками щёткодержателя. Необходимо по очереди подключить источники питания к выводам D+ и «масса». Сначала присоединяем источник на 12 В, затем — на 15–16 В.

Если всё нормально, то при подключении первого варианта лампа будет гореть, а со вторым гаснуть. Если она горит и там, и там, значит, есть пробой в регуляторе. Совсем не горящая лампа свидетельствует об обрыве или отсутствии контакта между составными элементами.

Чтобы проверить наличие контакта, подключите лампу не к щёткам, а к выводам D+ и DF.

Видео о схеме работы с регулятором на автомобиле ВАЗ 2109

Ремонт или замена?

Целесообразнее купить новый регулятор. Если он выходит из строя, составные части элемента серьёзно повреждены. Конечно, можно попытаться вернуть работоспособность, но в таком случае вы рискуете остаться со сломанным генератором где-нибудь за городом.

Кстати! На автомобилях ВАЗ в качестве временной меры можно попробовать следующий способ:

  • извлекаем лампу головного света из правой фары;
  • устанавливаем одну из её спиралей на клеммы, снятые с вышедшего из строя регулятора.

Если все сделано правильно, аварийная лампа погаснет, а нужная засветится и вы сможете добраться до сервисного центра. Однако помните, что «народные» методы применяются на свой страх и риск.

Диагностика регулятора требует умелого обращения с мультиметром, но ничего сложного в ней нет. Не забывайте периодически проверять работоспособность этой части авто, и генератор не доставит вам неприятных сюрпризов.

  • Дмитрий Буймистров
  • Распечатать

Как проверить реле-регулятор генератора мультиметром – виды регуляторов, признаки и причины поломок, способы проверки

3 метода проверки регулятора напряжения генератора

В стремлении сэкономить на расходах электроэнергии, соорудил ветрогенератор на базе старого автогенератора, благо в нашей местности ветер есть всегда. Прибор себя оправдал – подключил к нему с подзаряжаемой АКБ систему видеонаблюдения участка и дома – только спустя некоторое время вышло из строя реле напряжения, пришлось заменить. В этом обзоре решил поделиться опытом о том, как проверить реле-регулятор генератора мультиметром, какие его виды бывают, а также каковы признаки и причины их поломок.

Реле-регулятор проверяется с помощью мультиметра

Регуляторы напряжения – виды

Если генератор стал вырабатывать ток большего или меньшего значения, или вообще перестал его производить, в первую очередь рекомендую проверить реле-регулятор напряжения. Его неисправность чаще всего выражается в перезарядке или, наоборот, недозарядке аккумулятора.

Однако чтобы начать ремонтные действия, для начала неплохо бы разобраться в существующих модификациях устройства и их особенностях. Всего есть 2 их типа:

  • Встроенный. Находится прямо в корпусе и совмещен со щеточным модулем. 
  • Отдельный. Расположен отдельно, соединен с электростанцией проводниками.

В обоих случаях устройство не разбирается, так как обладает монолитностью структуры. Поэтому и отремонтировать его не представляется возможным. Да в этом и нет резона – его нужно только протестировать, и в случае неисправности просто заменить, так как новый стоит недорого.

Суть же работы регулятора сводится к повышению/снижению тока возбуждения в обмотке в ответ на падение/рост величины выходящего напряжения.

Схема подключения реле-регулятора для прозвонки

Симптомы и причины поломок

Проверка реле-регулятора напряжения генератора обычно выполняется мультиметром. Если у вас его пока его нет – поломку можно попытаться определить косвенным образом, например, по одному из следующих признаков:

  • Сбой в работе подключенных устройств из-за низкого напряжения. 
  • Тусклое свечение ламп. 
  • Недозаряд или перезаряд АКБ. 
  • Испарение электролита в аккумуляторе.

При этом причины отказа устройства бывают следующими:

  1. Замыкание между обмотками возбудителя. 
  2. Пробой выпрямительного диодного моста. 
  3. Сбой стабилизации – ток постоянно либо повышен, либо понижен. 
  4. Нарушение полюсности контактов. 
  5. Попадание сырости. 
  6. Дефект вследствие удара. 
  7. Завершение срока годности. 
  8. Брак, изначально плохое качество. 
  9. Ослабление контактов в силу окисления, обгорания, нагрева-охлаждения и проч.

Чтобы электрогенератор служил дольше, периодически осматривайте и очищайте его. Если загрязнение не удаляются поверхностным путем в труднодоступных местах, при необходимости демонтируйте и почистите устройство.

При поломке реле-регулятор не ремонтируется, а просто заменяется

Доступные способы проверки

Есть несколько способов, как проверить реле-регулятор напряжения генератора, и самый простой из них – это померить мультиметром зарядку АКБ. Конечно, я не гарантирую 100%-ый результат, но зато метод позволяет выполнить тестирование без разборки оборудования.

Осуществлял я его следующим образом:

  1. Переключал прибор в режим постоянного тока с пределом до 20 В. 
  2. Запускал установку. 
  3. Сначала замерял напряжение на малых оборотах (например, для авто это порядка 1-1,5 тыс. об/мин). Если регулятор исправен, измерение должно находиться в рамках 13,2-14 вольт. 
  4. Аналогичную процедуру провел для среднего числа оборотов (это около 2-2,5 тыс. об/мин). В нормальном состоянии должно показать 13,6-14 вольт. 
  5. В завершении сделал то же на больших оборотах (порядка 3,5 тыс. об/мин). В норме должно быть 14,8 В.

Исправный прибор не должен выдавать номинал менее 12 В и более 14,8 В. Если в ходе теста значения отличаются от выше указанных, скорее всего, причина в поломке реле.

Реле-регулятор можно проверить без съема с установки

Тестирование встроенного реле

Схема проверки для генератора со встроенным реле-регулятором напряжения несколько отличается от выше описанного метода. В этом случае реле нужно демонтировать из корпуса. Также понадобится лампа на 12 В и блок питания или зарядник с возможность плавного изменения напряжения в рамках 10-16 вольт.

Алгоритм тестирования следующий:

  • Подключенный к блоку питания мультиметр соединяется с контактами реле – «+» на штекер и «-» на пластинку под крепежным отверстием. 
  • Лампочка соединяется проводниками со щетками. 
  • Далее блок питания включается в сеть. При этом ручка регулировки должна находиться на минимуме. 
  • Затем начинается постепенная подача напряжения. 
  • Лама должна постепенно набирать яркость с достижением полного свечения при 12 В. 
  • Далее напряжение постепенно повышается, пока лампочка не погаснет. Произойти это должно где-то при 14,3-14,5 В. 
  • При снижении номинала лампа опять должна загореться.

Если лампа затухает, когда нагрузка не достигла 14 В, или горит, когда номинал уже превысил 14,8 вольт, значит, регулятор сломан и требует замены.

При номинале свыше 14,8 В лампочка должна потухнуть

Тест отдельного реле

Бывают случаи, когда реле-регулятора напряжения стоит отдельно от генератора – чтобы его прозвонить мультиметром, применяется аналогичный алгоритм. Помимо тестера здесь также понадобится лампа 12 В и блок питания с регулируемой нагрузкой.

Единственное отличие – подсоединение питания может быть иным. Например, для модели Я112 В применяется такая схема:

  1. На контакты В и Б кидается плюс. 
  2. На корпус подается минус. 
  3. Лампа присоединяется к клеммам Ш и В.

Исправность электрогенератора во многом зависит от состояния его обмоток и контактных групп. Следите, чтобы обмотки не потемнели, а места соединения проводов не покрывались окислом.

Видео-пример проверки реле-регулятора:

Коротко о главном

Реле-регулятор бывает встроенным в корпус генератора и отдельным. Первые признаки его поломки проявляются в повышенном или пониженном напряжение, а также недозарядке или перезарядке АКБ. Среди причин его поломки чаще всего встречаются – замыкание обмоток, пробой мостов, сырость в приборе, механические повреждения, истечение срока годности.

Есть 3 способа проверки:

  • Простейший без разборка оборудования. 
  • Встроенной модели через лампу на 12 В и блок питания. 
  • Отдельной версии через блок питания и лампочку.

Строгое соблюдение инструкции позволяет безошибочно провести проверку технического состояния регулятора напряжения.

Напишите в х, какой вариант тестирования реле-регулятора показался более предпочтительным?