5 причин почему нижний патрубок радиатора холодный, а верхний горячий. Диагностика и что делать
Система охлаждения двигателя — важная часть автомобиля. Она помогает регулировать температуру силового агрегата.
Во время работы мотор выделяет тепло, и, если его не отвести, стрелка термометра быстро достигнет красной зоны. Неисправность контура охлаждения ведет к перегреву и поломке, что повлечет за собой дорогой ремонт.
В этой статье рассмотрим, почему нижний патрубок радиатора холодный, а верхний остается горячим.
Система охлаждения работает за счет циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ) через блок двигателя и радиатор. Антифриз поглощает тепло от мотора, затем он поступает в теплообменник, где сбрасывает лишнюю температуру воздухом, проходящим через ребра.
Затем тосол течет обратно в силовой агрегат для повторения процесса. Радиатор предназначен для «заморозки» ОЖ, а вентилятор помогает перемещать воздух через соты теплообменника. Термостат регулирует температуру антифриза, а водяной насос обеспечивает циркуляцию.
Система предназначена для поддержания необходимой температуры двигателя, что помогает продлить срок его службы.
В норме горячий тосол поступает в радиатор через верхний патрубок, а выходит наружу через нижний. Поэтому резиновый шланг должен быть чуть теплым, но никак не холодным. Если чувствуете «мороз» во время прикосновения, значит есть какая‐то неисправность. Рассмотрим их подробнее.
Завоздушенность в системе охлаждения автомобиля возникает, когда воздух «застревает» в одном из контуров, препятствуя свободному движению тосола. Это приводит к перегреву и повреждению двигателя. Воздушная пробка возникает по нескольким причинам:
- низкий уровень антифриза образует вакуум, который втягивает в патрубки, радиаторы атмосферный воздух;
- проблема с насосом ОЖ или шлангами, в них может проникнуть воздух и остаться там надолго;
- утечка в системе, когда в трещины и отверстия, а также в места плохой затяжки хомутов устремляется «кислород».
Чтобы устранить воздушную пробку, необходимо найти самую высокую точку. Обычно это крышка заливной горловины радиатора. Снимите ее. Наполните содержимое тосолом, пока он не достигнет максимального уровня.
Запустите двигатель и дайте ему поработать, пока не откроется термостат, что позволит антифризу циркулировать и устранит воздушную пробку. Проверьте уровень ОЖ и при необходимости долейте ее.
Установите на место крышку заливной горловины радиатора.
В течение нескольких минут следите за указателем температуры и убедитесь, что она остается в пределах нормы. Если воздушная пробка сохраняется, необходимо слить весь тосол. Для этого достаточно открутить выпускную пробку. После повторного заполнения системы проблема должна уйти.
Завоздушивание может привести к серьезным повреждениям двигателя, если не принять своевременных мер. Чтобы избежать образования воздушных пробок, необходимо регулярно проводить техническое обслуживание системы охлаждения и поддерживать уровень антифриза в норме.
Лопасти насоса охлаждения автомобиля обеспечивают циркуляцию ОЖ по всему двигателю для предотвращения перегрева. Это похожий на вентилятор элемент. Его приводится в действие мотор.
Помпа отвечает за перекачку тосола из радиатора в силовой агрегат. Способность крыльчатки перемещать антифриз важна для правильного функционирования системы.
Лопасти могут выйти из строя по нескольким причинам, в том числе:
- износ с течением времени;
- развитие коррозии, ржавчины;
- механическое повреждение;
- загрязнения в охлаждающей жидкости.
Признаки поломки крыльчатки насоса видны сразу. Это перегрев мотора, утечка ОЖ, включение сигнальных лампочек на панели приборов и необычные шумы в районе помпы.
Силовой агрегат работает с перебоями, бортовой компьютер выдает ошибки, а стрелка термометра неуклонно ползет вверх. Для диагностики первым делом советуем осмотреть блок крыльчатки.
Если видны подтеки ОЖ, значит деформировалась прокладка или сам металл.
В 90 % случаев сломанную помпу надо заменить на новую, затем заполнить систему охлаждающей жидкостью и завести мотор. Если через 15–20 минут температура и уровень тосола в норме, значит все в порядке. Для подтверждения результата советуем проехать 5–10 километров, не отъезжая далеко от дома. Проблемы будут видны невооруженным глазом.
Внутри силового агрегата есть протоки. Альтернативное название — водяная рубашка. Она нужна для отвода лишнего тепла во время интенсивной работы. Систему охлаждения составляют патрубки, шланги, радиаторы и другие компоненты.
Каналы выполняют функцию переноса антифриза от мотора к теплообменникам и обратно, помогая регулировать температуру силового агрегата и предотвращать перегрев.
Каналы в контуре охлаждения могут засориться по нескольким причинам, в том числе:
- грязь в охлаждающей жидкости;
- коррозия и ржавчина;
- накопление минеральных отложений;
- абразивные частицы из двигателя.
Любой засор — препятствие на пути антифриза. Приведем типичный пример. Из-за коррозии забился радиатор, жидкость перестает нормально циркулировать. Поэтому низ остается холодным — в нем минимум тосола. Для очистки засоренных каналов в контуре охлаждения необходимо найти «узкое место».
Обычно это радиатор или шланги. Потом надо слить ОЖ и наполнить систему чистящим раствором — фабричным или простой смесью воды и лимонной кислоты. Затем включаем движок и даем поработать 20–30 минут. Сливаем все из радиатора.
Остается наполнить систему свежим антифризом и проверить контуры на работоспособность и нормальную проходимость.
Клапан в расширительном бачке автомобиля выполняет несколько важных функций, в том числе помогает:
- поддерживать нужное давление в системе, что может предотвратить повреждение шлангов, радиатора и других компонентов;
- свести на нет утечку охлаждающей жидкости из системы, что может привести к перегреву двигателя и его повреждению;
- обеспечить поддержание нормального уровня тосола в системе охлаждения, что крайне важно для работы мотора и регулирования температуры.
Клапан может выйти из строя по нескольким причинам. В их числе «почтенный» возраст, естественный износ. Сапун перестает справляться со своими задачами. Порой дело в загрязнении. Пыль и грязь в виде мелкодисперсных частиц засасывает в клапан.
Песок блокирует нормальное движение пружин, мембран. Неисправную крышку лучше сразу поменять. Промывка вряд ли даст нужный результат.
Термостат — это термочувствительный клапан, который регулирует интенсивность подачи тосола в двигатель. Его можно назвать важным элементом системы охлаждения, потому что компонент помогает снизить время прогрева силового агрегата.
Терморегулятор работает, открываясь и закрываясь в ответ на изменения температуры антифриза. Когда двигатель холодный, термостат остается закрытым, что ограничивает подачу ОЖ в мотор (малый круг).
После прогрева регулятор открывается, обеспечивая свободный поток жидкости через двигатель и радиатор (большой круг). Признаки неисправного терморегулятора включают в себя:
- перегрев мотора, это связано с заклиниванием клапана, который не открывается и не пропускает охлаждающую жидкость;
- закипание тосола и увеличение давления в расширительном бачке, из клапана идет белый пар большой интенсивности.
Термостаты проверяют на работоспособность, опуская в горячую воду с температурой, близкой к той, при которой срабатывает клапан. Исправный терморегулятор должен громко щелкать.
Если щелчков не слышно, деталь сломана. Можно попытаться восстановить работоспособность, но вероятность успеха не превышают 10 %.
Поэтому проще установить в систему новый термостат и не тратить время на кустарный ремонт.
Если нижний патрубок холодный, необходимо немедленно принять меры, чтобы избежать дальнейшего повреждения двигателя. В первую очередь надо заглушить мотор и дать ему остыть. Затем стоит определить и ликвидировать первопричину проблемы. Воздушную пробку можно устранить простым стравливанием воздуха из системы. Вышедшая из строя помпа требует более серьезного ремонта.
Процесс «разогрева» холодного низа радиатора будет зависеть от причины проблемы. Для очистки каналов надо промыть систему специальным средством или раствором лимонной кислоты. Клапан в крышке расширительного бачка лучше заменить на заведомо исправный. С термостатом советуем поступать аналогично.
Для предотвращения засорения системы охлаждения двигателя важно регулярно промывать ее и менять тосол. Грязь, ржавчина и другой мусор могут забивать каналы, уменьшая поток ОЖ. Поэтому нужно содержать систему в чистоте.
Регулярное техническое обслуживание, куда входит проверка шлангов на наличие трещин и утечек, их замена при необходимости, также поможет поддерживать контур охлаждения в рабочем состоянии.
Термостат и крышка расширителя — такие же расходники, как тормозные колодки и фильтры. Ни одна запчасть не в состоянии работать вечно.
Система охлаждения двигателя — важная часть вашего автомобиля, и очень важно поддерживать ее нормальное функционирование, чтобы избежать дорогого ремонта. Если верхний патрубок горячий, а нижний холодный, стоит немедленно принять меры. Это убережет двигатель от повреждений.
Некоторые ремонтные работы, такие как промывка системы или замена термостата, может выполнить энтузиаст-самоучка. Решение более сложных задач требует помощи механика. Типичный пример — замена водяного насоса. После установки новой помпы в большинстве машин придется регулировать газораспределительный механизм (ГРМ) и выставлять маховик в нужное положение по меткам.
Достаточно ошибиться на пару миллиметров, чтобы силовой агрегат начал троить и «жрать» топливо гораздо больше нормы.
Из-за чего радиатор холодный, а двигатель горячий
В системе охлаждения автомобильного двигателя есть два вида симптомов неисправностей – мотор медленно выходит на рабочий температурный режим или быстро перегревается. Один из простейших способов приблизительной диагностики состоит в проверке рукой степени нагрева верхнего и нижнего патрубков радиатора.
Ниже мы рассмотрим из-за чего может плохо работать система охлаждения ДВС и что делать в таких ситуациях.
Принцип работы системы охлаждения двигателя
Жидкостное охлаждение работает по принципу передачи тепла циркулирующему промежуточному агенту. Он отбирает энергию у нагретых зон мотора и переносит её в охладитель.
Отсюда и набор необходимых для этого элементов:
- рубашки охлаждения блока и головки цилиндров;
- основной радиатор системы охлаждения с расширительным бачком;
- регулирующий термостат;
- водяной насос, он же помпа;
- незамерзающая жидкость – антифриз;
- вентилятор принудительного охлаждения;
- теплообменники для отвода тепла от агрегатов и системы смазки двигателя;
- радиатор отопления салона;
- опционально устанавливаемые системы подогрева, дополнительные клапаны, помпы и прочие устройства, связанные с потоками антифриза.
Сразу после запуска холодного двигателя задача системы состоит в быстром его прогреве, чтобы минимизировать время работы в неоптимальном режиме. Поэтому термостат перекрывает поток антифриза через радиатор, возвращая его после прохождения через двигатель обратно на вход помпы.
Причём не принципиально, в каком месте установлены клапаны термостата, если он будет закрыт на выходе из радиатора, то жидкость туда не попадёт. Оборот идёт по так называемому малому кругу.
По теме: Как удалить воздух из системы охлаждения автомобиля
По мере повышения температуры активный элемент термостата начинает перемещать шток, клапан малого круга постепенно прикрывается. Часть жидкости начинает циркулировать по большому кругу, и так до полного открытия термостата.
Реально он полностью открывается только при максимальной тепловой нагрузке, так как это означает предел для системы без задействования дополнительных систем для охлаждения ДВС. Сам принцип регулирования температуры подразумевает постоянное управление интенсивностью потоков.
Если всё же температура достигает критического значения, то это означает, что радиатор не справляется, и воздушный поток через него будет усилен включением вентилятора принудительного охлаждения.
Надо понимать, что это скорее аварийный режим, чем штатный, вентилятор не регулирует температуру, а лишь спасает двигатель от перегрева, когда мал поток набегающего воздуха.
Почему нижний патрубок радиатора может быть холодным, а верхний горячим
Между патрубками радиатора всегда существует определённый перепад температур, поскольку это и означает, что часть энергии была отправлена в атмосферу. Но если при достаточном прогреве один из шлангов остаётся холодным, то это признак неисправности.
Воздушная пробка
Жидкость в нормально работающей системе несжимаема, что обеспечивает нормальную её циркуляцию водяным насосом. Если в одной из внутренних полостей по разным причинам образовался завоздушенный участок – пробка, то насос нормально работать не сможет, и возникнет большой перепад температур на разных участках пути антифриза.
Иногда помогает вывод помпы на высокие обороты, чтобы пробка была выгнана потоком в расширительный бачок радиатора – самую высокую точку системы, но чаще с пробками приходится бороться иными способами.
Чаще всего они возникают при неправильно проведённой заправке системы антифризом при замене или доливе. Стравить воздух можно расстыковав один из расположенных вверху шлангов, например, подогрева дроссельной заслонки.
Воздух всегда собирается вверху, он выйдет, и работа восстановится.
Хуже, когда это паровая пробка из-за локального перегрева или проникновения газов через пробитую прокладку головки. Скорее всего придётся прибегнуть к диагностике и ремонту.
Неисправность крыльчатки насоса системы охлаждения
Для достижения максимальное производительности крыльчатка помпы работает на пределе своих возможностей. Это означает проявление кавитации, то есть возникновения пузырьков вакуума в потоке на лопастях, а также ударные нагрузки. Крыльчатка может полностью или частично разрушиться.
Циркуляция прекратится, а за счёт естественной конвекции горячая жидкость будет накапливаться вверху, низ радиатора и патрубок останутся холодными. Мотор надо немедленно остановить, иначе перегрев, кипение и выброс антифриза неизбежны.
Забиты каналы в контуре охлаждения
Если долго не менять антифриз, в системе накапливаются посторонние отложения, результаты окисления металлов и распада самой охлаждающей жидкости.
Даже при замене вся эта грязь из рубашек не вымоется, а со временем способна перекрыть каналы в узких местах. Результат тот же – прекращение циркуляции, разница в температуре патрубков, перегрев и срабатывание предохранительного клапана.
Не работает клапан в расширительном бачке
В системе при нагреве всегда присутствует избыточное давление. Именно это позволяет жидкости не кипеть, когда температура её при прохождении самых нагретых участков мотора значительно превышает 100 градусов.
Но возможности шлангов и радиаторов не безграничны, если давление превысит определённый порог, то возможна взрывная разгерметизация. Поэтому в пробке расширительного бачка или радиатора устанавливается предохранительный клапан.
Давление будет сброшено, антифриз закипит и будет выброшен, но особых разрушений не случится.
Если клапан неисправен и не держит давления совсем, то в момент прохождения антифриза вблизи камер сгорания с их высокой температурой будет начинаться локальное кипение.
При этом датчик даже не включит вентилятор, ведь средняя температура в норме. Ситуация с паром в точности повторит вышеописанную, циркуляция нарушится, радиатор не сможет отводить тепло, разница температур между патрубками возрастёт.
Проблемы с термостатом
Термостат может отказать, когда его активный элемент находится в любом положении. Если это происходит в режиме прогрева, то жидкость, уже нагревшись, продолжит циркуляцию по малому кругу.
Как проверить уровень антифриза
Часть её станет накапливаться вверху, поскольку у горячего антифриза плотность ниже, чем у холодного. Нижний же шланг и связанный с ним патрубок термостата останутся холодными.
Что делать, если нижний патрубок радиатора холодный
В большинстве случаев проблема связана именно с термостатом. Потенциально это наиболее ненадёжный элемент системы. Можно измерить температуру его патрубков при помощи бесконтактного цифрового термометра и если разница температур превышает порог начала открывания клапанов, то термостат надо снимать и проверять, но скорее всего придётся заменить.
Гораздо реже выходит из строя крыльчатка помпы. Такое случается лишь в случаях откровенного производственного брака. Помпы тоже не отличаются надёжностью, но их отказ проявляется достаточно ярко в виде шума подшипников и протекания жидкости через сальник. Поэтому их заменяют либо профилактически, по пробегу, либо при этих очень заметных признаках.
Остальные причины более сложны в диагностике, возможно потребуется опрессовка системы, проверка сканером, замер температуры в различных её точках и прочие приёмы исследования из арсенала профессиональных мотористов. А чаще всего – сбор анамнеза, автомобили редко ломаются сами по себе.
Возможно за машиной не следили, не меняли жидкость, заливали воду вместо антифриза, доверяли ремонт сомнительным специалистам. На многое укажет вид расширительного бачка, цвет антифриза в нём и запах. Например. наличие выхлопных газов означает пробой прокладки.
Если уровень жидкости в расширительном бачке внезапно начал понижаться – мало просто её долить. Необходимо выяснить причины, ездить с подтекающим или уходящим в цилиндры антифризом категорически нельзя.
Холодный патрубок от термостата к радиатору
- Содержание
- Важно знать
- Грязный радиатор
- Термостат
Почему холодный нижний патрубок радиатора – вопрос, который задают не только новички, но и порой, автомобилисты со стажем. Попробуем дать полную информацию.
Содержание
Важно знать
Новички часто ошибаются, полагая, что нижний патрубок ни в коем случае не должен быть холодным, они начинают бить тревогу.
Совет: (особенно полезен во время зимы): загоните автомобиль в гараж. Дайте двигателю поработать 10-20 минут, чтобы этот самый патрубок успел нагреться, а уже потом делайте свои выводы.
Дело в том, что из-за недостатка тепла в системе охлаждения (холодное время года), термостат держит большой круг циркуляции закрытым. Если включена печка, то она не даст термостату открыться. Поэтому во время прогрева мотора ее надо отключить.
Если и после этого нижний патрубок холодный – есть проблема.
Грязный радиатор
Главная причина этого, как считает большинство экспертов, это забитость радиатора. Этот важный элемент системы охлаждения со временем забивается остатками ржавчины, пылью, листьями и прочим мусором. Местоположение радиатора – перед автомобиля. Вот и попадает внутрь, что ни попади. В итоге все это и приводит к проблемам.
Ввиду того, что эта причина является самой главной, приводим ниже способ, как очистить радиатор. К тому же правильный уход за радиатором и его регулярная профилактика обеспечивает нормальную работу всей системы охлаждения.
После того, как решено, начать с промывки радиатора, для устранения вышеописанного симптома, поступают по-разному:
- Либо идут в магазин и покупают новый радиатор;
- Либо его очищают самостоятельно.
Замена ОЖ: Часто при замене ОЖ новички допускают ошибку, а потом жалуются на холодный патрубок. Дело касается ситуации, когда сам радиатор от старой жидкости освобождается, а про бачок забывают. В итоге это сказывается на всей системе охлаждения. Она начинает барахлить и диагностика не дает ничего понять.
Термостат
Проблема может быть связана и с термостатом. Прибор этот имеет небольшие размеры и обладает возможностью блокировать ОЖ. В итоге и происходят проблемы, связанные, в том числе, с холодным патрубком.
Кстати, проблема с термостатом сказывается и на верхнем патрубке. Он тоже может быть холодным, а нижний – напротив, горячим. Все это вместе взятое, никак не может свидетельствовать о нормальной работе всей системы охлаждения.
Сливаем жидкость из термостата, ослабляем его болты и снимаем прибор.
В итоге, мы привели три основные причины, из-за чего случается такое. Тем самым, узнав, почему нижний патрубок радиатора холодный, делаем соответствующие выводы и действуем согласно ситуации.
Двигатель ока 1 литр
Почему нижний патрубок радиатора холодный, а температура остальных компонентов в порядке? Новички начинают бить тревогу и пытаются выяснить причину.
Если патрубок остыл во время холодной зимней погоды, наш совет прост. Откройте гараж и заезжайте в него минут на 15-20. Мотор не глушим, даем ему поработать какое-то время.
Вы удивитесь, но сам патрубок может быстро нагреться, так что на самом деле никакой проблемы и нет.
Из-за недостаточного количества тепла в штатной системе охлаждения (особенно если на улице зима) термостат делает большой круг циркуляции закрытым. При включенной печке термостат не сможет открыться. Вот почему эксперты настоятельно рекомендуют отключить ее, когда начнете прогрев мотора.
А вот если после длительной работы двигателя патрубок продолжает оставаться холодным, проблема есть, и достаточно серьезная. Давайте вместе поищем ее причины!
С кем не бывает – хочется воскликнуть, когда специалисты СТО указывают на грязный, забитый радиатор. Между тем, многие водители сами доводят его до такого состояния. Время от времени устройство нуждается в чистке.
Радиатор является важнейшим элементом системы охлаждения. Можно с полной уверенностью сказать, что спустя несколько лет или даже месяцев он забивается различным мусором: остатками ржавчины, листьями, пылью. Внутрь начинает попадать различный хлам – в конечном итоге, начинаются серьезные проблемы.
По статистике, именно этот фактор является наиболее частой причиной охлаждения патрубка. Поэтому нам с вами придется заняться чисткой радиатора. Его можно промыть самостоятельно или отправиться в магазин за новым. А в будущем старайтесь ухаживать за радиатором правильно и проводить регулярную профилактику всей системы охлаждения автомобиля.
Обратите внимание на такие важные моменты:
- Перед началом чистки радиатора обязательно дождитесь, пока двигатель остынет.
- Купите в магазине защитные перчатки во избежание травм и грязных рук, которые будет не так просто отмыть. Закрепите капот автомобиля как можно прочнее.
- Отработанная жидкость сливается с радиатора и тщательно проверяется. В первую очередь, обратите внимание на ее цвет. Если она чистая и почти прозрачная, следы ржавчины и накипи отсутствуют, причину холодного патрубка следует искать в чем-то другом.
- Грязная жидкость говорит только об одном – радиатор нуждается в немедленной чистке. Снова заливаем внутрь воду, но уже чистую и обязательно дистиллированную. Заводим мотор и даем ему возможность поработать хотя бы минут 15-20.
- Вода сливается и проверяется на чистоту. При необходимости, вы можете повторить процедуру еще 2-3 раза.
Буквально несколько слов хочется сказать о замене ОЖ. Часто новички допускают одну и ту же ошибку, а затем начинают жаловаться на патрубок, ставший холодным.
Речь идет о ситуациях, когда производится замена старой жидкости в радиаторе, тогда как бачок по неизвестным причинам обходят стороной. На системе охлаждения это сказывается не самым лучшим образом.
Она все чаще барахлит, а диагностика не дает конкретных ответов.
Ваз 2115 гнет клапана или нет
Не удивляйтесь, но этот «скромный парень» тоже любит проказничать и ломаться. Сам по себе прибор небольшой, но обладает удивительной способностью блокировать ОЖ. В результате, происходят уже описанные выше проблемы с патрубком.
Интересно, что проблема термостата обязательно коснется и верхнего патрубка. Он может резко стать холодным, а нижний – горячим. Так или иначе, но подобные «капризы» свидетельствуют о том, что система охлаждения работает некорректно.
Вы можете попробовать произвести замену термостата своими руками. Потребуется запастись торцовым ключом на «десятку», отверткой и чистой емкостью для отработанной жидкости. Отсоедините трубку воздухозаборника, максимально понизьте давление в системе, а затем снимите крышку расширительного бака. Она откручивается очень легко.
Далее необходимо слить из термостата всю жидкость, ослабить все имеющиеся болты и снять прибор.
Подведем итог. Мы привели вам три основные причины, по которым с нижним патрубком радиатора могут возникнуть проблемы. В частности, это:
- Низкая температура на улице.
- Грязный радиатор, который нужно почистить.
- Вышедший из строя радиатор.
Теперь вы точно знаете, почему нижний патрубок радиатора холодный и каковы последствия несвоевременной чистки радиатора. Делайте выводы, действуйте согласно инструкции.
У кого плохо греется авто и кто грешит на термостат, всем сюда. Вся инфа в одном месте+ экспресс тест вашего термостата.
Наконец то я разобрался в том, как правильно должен работать термостат. Краеугольным камнем в понимании работы стала одна фишка, но об этом чуть ниже. Сначала немного теории.Все современные термостаты работают по одному принципу:
1 — радиатор; 2 — патрубок для циркуляции охлаждающей жидкости; 3 — расширительный бачок; 4 — термостат; 5 — водяной насос; 6 — рубашка охлаждения блока цилиндров; 7 — рубашка охлаждения головки блока; 8 — радиатор отопителя с электровентилятором; 9 — кран радиатора отопителя; 10 — пробка для слива охлаждающей жидкости из блока; 11 — пробка для слива охлаждающей жидкости из радиатора; 12 — вентилятор
Малый круг выполняет функцию подогрева двигателя. Т.е. После холодного пуска жидкость начинает циркулировать по малому кругу, только через радиатор печки салона.
У каждого термостата своя температура открытия большого круга. Примерно 90оС +/-.
После нагревания до этой температуры термостат открывает большой круг и жидкость начинает циркулировать по большому кругу и охлаждается в радиаторе двигателя.
Проверить правильную работу термостата очень просто.Достаточно посмотреть на то, как греются патрубки подачи и отвода охл.жидкости радиатора двигателя и сам радиатор. Прогреваем двигатель примерно до 70оС.
Верхний патрубок должен быть теплый, а нижний холодный. Сам радиатор тоже должен быть холодный (возможно чуть теплый сверху).
Верхний патрубок горячий нижний холодный(ВАЗ 2110 — ВАЗ 2114)
Холодный нижний патрубок радиатора после нагрева двигателя ВАЗ 2110, 2114, 2115 свидетельствует о нарушениях в системе охлаждения автомобиля.
Если правильную работу не восстановить, двигатель будет перегреваться, что приведет к его поломке. Есть несколько причин, вызывающих неправильное функционирование охлаждающей системы автомобиля ВАЗ 2114, 2115, 2110.
И даже опытные автомобилисты не всегда могут разобраться, почему нижний патрубок радиатора машины остается холодным.
Устройство системы охлаждения ВАЗ 2110
Основная функция система охлаждения — поддержание рабочей температуры двигателя 98-103°С. При работе мотора тепло рабочих частей отводится при помощи охлаждающей жидкости, постоянно циркулирующей в системе. Пока двигатель нагревается тосол или антифриз движется по малому кругу, не проходя через радиатор. Термостат в это время закрыт.
По достижении рабочей температуры термостат открывается, и жидкость циркулирует по большому кругу. Оба патрубка становятся горячими. Радиатор способствует большему охлаждению потоком воздуха. Вентилятор увеличивает интенсивность охлаждения. Помпа обеспечивает непрерывную циркуляцию. Термостат регулирует количество подаваемой жидкости в систему.
Для эффективной работы двигателя ВАЗ 2114, 2115, 2110 в расчет берутся различные показатели:
- температура масла;
- температура охлаждающей жидкости;
- наружняя температура и др.
Функционирование охлаждающей системы контролируется системой управления двигателя, которая собирает все указанные параметры.
Не всегда холодный нижний патрубок радиатора ВАЗ 2110, 2114, 2115 свидетельствует о нарушениях в системе. При холодном двигателе до открытия большого круга он не должен нагреваться, так как горячая жидкость не поступает на радиатор.
Термостат может перекрывать циркуляцию по большому кругу в холодное время года, когда горячий воздух от охлаждающей жидкости поступает в салон автомобиля, благодаря чему она быстрее остывает.
Обратить внимание на систему охлаждения нужно, если патрубки радиатора остаются холодными при достижении рабочей температуры ДВС и его перегреве.
Для проверки эффективности работы системы в холодную погоду рекомендуется загнать ВАЗ 2110, 2114, 2115 в гараж, дать двигателю прогреться при закрытой печке салона 10-20 минут, и только потом делать выводы. Если и в этих условиях патрубок будет холодным, нужно искать проблему.
Причины плохой циркуляции охлаждающей жидкости
Согласно приведенной выше схеме причиной того, что нижний патрубок радиатора в ВАЗ 2110, 2114, 2115 остается холодным является отсутствие циркулирования жидкости в большом круге системы. Отметим, что радиатор — основной охлаждающий элемент. Поэтому верхний патрубок, по которому жидкость поступает в теплообменник, будет более горячий, чем нижний, и при правильной циркуляции жидкости.
Возможные причины застоя в охлаждающей системе:
- забитость радиатора;
- нерабочий термостат;
- воздушная пробка;
- поломка помпы.
Любое вмешательство в систему охлаждения двигателя требует последующей промывки СОД и замены хладагента. Некачественная охлаждающая жидкость не справляется с охлаждением мотора и может стать причиной закупорки системы.
Удаление воздушной пробки
Признаками образования воздушной пробки в системе охлаждения являются быстрый прогрев машины до высоких температур и плохая работа печки салона. Особенно легко это можно заметить зимой. Причины появления воздушной пробки разные:
- неправильная заливка охлаждающей жидкости;
- перегрев двигателя;
- разгерметизация системы;
- повреждения каких-то деталей и др.
Если в процессе проверки обнаружено подтекание тосола (антифриза) в системе, следы ОЖ на двигателе или других местах, следует устранить причины течи. Часто разгерметизация происходит из-за плохой затяжки хомутов на патрубках и шлангах. Их необходимо подтянуть. Обнаруженные деформированные или неисправные детали следует поменять.
Есть несколько способов удаления воздушных пробок. Самый простой — заехать на крутую горку мордой вверх. Скрутить пробки радиатора и расширительного бачка. Дать машине прогреться 10-15 минут. Затем немного погазовать и залить до необходимого уровня охлаждающую жидкость в систему. Продолжать пока не перестанут появляться пузырьки.
В автомобилях ВАЗ 2110, 2114, 2115 завоздушивание встречается редко. Причиной появления сходных симптомов может быть забитость шлангов или радиатора.
Очистка или замена радиатора
Радиатор, расположенный в передней части автомобиля, принимает на себя основной поток пыли и грязи. Для его эффективной работы нужна своевременная профилактика и очистка. Загрязниться радиатор может как изнутри, так и снаружи.
Показателем внутренней чистоты является состояние охлаждающей жидкости. Производители рекомендуют менять антифриз каждые 75 000 км или раз в 5 лет. Однако изменение цвета жидкости, сильное потемнение, обесцвечивание, наличие ржавчины требует срочной замены ОЖ. Тосол рекомендуется менять не реже, чем каждые 40 000 км.
Для проведения внутренней очистки системы охлаждения ВАЗ 2110, 2114, 2115 необходимо слить жидкость. Последовательность действий:
- открыть крышку расширительного бачка;
- подставить емкость для слива антифриза;
- выкрутить пробку сливного отверстия из блока цилиндров;
- слить хладагент;
- открутить сливную пробку радиатора (находится в самой нижней точке);
- слить остатки тосола (антифриза);
- закрутить все пробки.
Для очистки в систему заливают дистиллированную воду и запускают двигатель примерно на 20 минут. Обычная вода включает множество примесей и образует накипь, поэтому ее применение нежелательно. Жидкость сливают несколько раз, пока не польется чистая вода. Этот способ малоэффективен, так как удаляет небольшое количество отложений.
Для более результативной промывки желательно использовать специальные химические добавки. Моющие компоненты, входящие в их состав, позволяют растворить отложения и удалить разные виды загрязнений. Применяемая многими автомобилистами смесь воды с уксусом менее эффективна. Она удаляет не все отложения. После использования химии система охлаждения промывается дистиллятом.
После очистки всей СОД ВАЗ 2110, 2114, 2115 дополнительно проводится внутренняя промывка радиатора. Для этого нужно открепить шланги от основания и верхнего и верхнего бачка. Через верхний патрубок при помощи садового шланга заливается жидкость в радиатор. Промывка ведется пока из нижнего патрубка не польется чистая вода.
Снятый радиатор можно подвергнуть наружней чистке, чтобы удалить грязь, насекомых, песок с сот охладителя. Чистку проводят мыльным раствором или специальными аппаратами, создающими сильный поток воды или воздуха, например пылесосом Керхер. Процедуру следует проводить аккуратно, чтобы не погнуть соты радиатора.
В случае повреждения или сильного загрязнения радиатор следует поменять.
Замена термостата
При неправильной работе клапана термостата охлаждающая жидкость не циркуллирует по большому кругу СОД. Нижний патрубок при этом остается холодным и после нагрева хладагента до 90°С. Верхний патрубок может быть горячим за счет отведения пара. Заклинить термостат может и в открытом положении, в этом случае двигатель не прогревается до нужной температуры или греется слишком долго.
При подготовке к замене прибора из системы необходимо слить жидкость и снять воздушный фильтр. Затем от корпуса термостата отсоединяют шланги радиатора и насоса жидкости. После этого ослабляют болты крепления и снимают крышку термостата. Прибор меняется на исправный. Прикрепление термостата осуществляется в обратном порядке.
Это основные причины нарушения функционирования системы охлаждения и холодного нижнего патрубка автомобилей ВАЗ 2110, 2114, 2115.
Почему нижний патрубок радиатора холодный, а верхний горячий – что это значит
Через радиатор охлаждения автомобильного двигателя постоянно циркулирует жидкость. Исключение составляет лишь режим прогрева, когда термостат закрыт. В остальных случаях после выхода мотора на штатный тепловой режим поток лишь регулируется, но не прекращается полностью.
Разница между температурами патрубков будет всегда, но она обычно незначительна и доступна лишь приборному замеру.
Если же нижний патрубок радиатора холодный, а верхний горячий, то это является симптомом неполадок в системе охлаждения, требующих немедленного ремонтного вмешательства.
Типовое построение системы охлаждения двигателя
Мотор охлаждается незамерзающей жидкостью – антифризом с различными полезными добавками.
Она является теплоносителем, то есть прокачиваясь по системе, переносит тепловую энергию от нагретых деталей к месту охлаждения.
Теплообменником с окружающей средой работает основной радиатор с системами естественного и искусственного обдува забортным воздухом. Отсюда и примерный состав системы охлаждения:
- тепловые рубашки блока цилиндров и его головки;
- водяной насос – помпа с крыльчаткой и приводом;
- термостат – устройство, регулирующее и распределяющее потоки в зависимости от температуры двигателя, поддерживает её в оптимальном узком диапазоне;
- основной радиатор с вентилятором принудительного охлаждения;
- вспомогательные теплообменники для масла и других агрегатов автомобиля;
- система отопления салона со своим радиатором;
- соединительные трубопроводы и шланги, расширительный бачок для жидкости и предохранительный клапан.
Разделяются два круга циркуляции – большой и малый. Их переключает термостат, причём постепенно по мере изменения температуры. Первый включает всё, кроме радиатора, второй задействует систему полностью.
В каких случаях у верхнего и нижнего патрубков может быть разная температура
Верхний патрубок будет прогреваться вместе с двигателем за счёт естественной конвекции антифриза, горячая жидкость поднимается вверх по законам физики.
Затем термостат должен открыться, и помпа начнёт прокачивать антифриз через радиатор по большому кругу.
Неважно, подаётся жидкость сверху или снизу, гидравлика подразумевает, что вентиль в потоке можно ставить в любом месте виртуального трубопровода. Нарушение процесса говорит об отказах в любом месте задействованного оборудования:
- проблемы с термостатом, его вентиль заклинил в положении малого круга;
- помпа не обеспечивает нужной производительности, поломки крыльчатки или её привода от коленвала мотора;
- в системе появились газовые пробки, они не обладают свойством несжимаемости, давление падает, прокачка затруднена или невозможна;
- сам радиатор потерял проницаемость для антифриза, он забит отложениями или повреждён механически.
Всё это приводит к остановке процесса охлаждения в условиях набора блоком цилиндров рабочей температуры. Она продолжает расти, выходя за рамки разрешённого диапазона, радиатор не участвует в теплообмене, несмотря на любой его обдув воздухом. Двигатель перегреется, антифриз закипит и будет выброшен через защитный клапан, наступит катастрофическое разрушение деталей.
Порядок диагностики
Для проверки деталей потребуется снятие термостата и водяного насоса. Начинать надо с активного регулирующего элемента. Его помещают в нагревающуюся воду и следят за перемещением клапана. Он должен в диапазоне от комнатной температуры до кипения выбирать весь свой рабочий ход, перекрывая каналы.
Помпа проверяется по состоянию крыльчатки и подшипника. Иногда происходит отсоединение диска с лопастями от вала, насос не работает, разрушаются и сами лопасти. Возможны ошибки в установке, не выдерживается зазор между крыльчаткой и корпусом, падает производительность.
Радиатор проверяется промывание и продувкой. Если проливать через него горячую воду, то прогрев должен быть равномерным по всей площади.
Особое внимание уделяется воздушным пробкам. Их надо полностью выгонять после заправки антифриза, а если они образуются при работе, то первым признаком будет падение эффективности отопителя салона. Систему придётся опрессовывать и определять наличие утечек и разгерметизации. Уровень антифриза обязан быть в норме и стабильным.
Меры по ремонту
Помпа и термостат не ремонтируются, подлежат безусловной замене. Радиатор иногда удаётся промыть изнутри кислотными, щелочными и моющими веществами. Но надёжнее будет его сразу заменить, не рискуя с перегревом. Промывке также подлежит вся система охлаждения.
Профилактика
Главное в работе с системой охлаждения – вовремя и по регламенту заменять антифриз. Использовать надо только разрешённый тип жидкости, применение воды даже кратковременно исключается. У водителя должна быть привычка постоянно контролировать по приборам температуру двигателя. Ездить с перегревом нельзя, мотор будет повреждён.
Возникновение существенной разницы в температурах патрубков радиатора и подсоединённых к ним шлангов говорит о нарушенной циркуляции.
Явление очень опасно, фактически радиатор исключён из системы, под нагрузкой мотор перегреется очень быстро и выйдет из строя, если не принять меры.
Разобраться в причинах можно при наличии достаточного опыта и оборудования, поэтому лучше сразу обратиться на СТО, причём машина не может быть при таких неполадках доставлена туда своим ходом.