Автомобили

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделать

Автомобильные свинцово-кислотные аккумуляторы со временем теряют емкость.

Это происходит по нескольким причинам, одной из которых является процесс сульфатации – нарастания на поверхности пластин слоя кристаллов сульфата свинца (PbSO4).

В отличие от других факторов, приводящих к старению АКБ, сульфатация обратима. После ликвидации ее последствий восстановить емкость батареи вполне реально.

Что такое сульфатация, причины и возможные последствия

Во время заряда, разряда, а также холостого хода свинцово-кислотного аккумулятора в нем происходят химические реакции с участием активных веществ:

  • свинца (пластины);
  • оксида свинца (обмазка пластин);
  • электролита (серной кислоты).

В результате реакций при разряде происходит образование сульфата свинца (PbSO4) и воды. Плотность электролита при этом падает. Когда аккумулятор подключают к зарядному устройству, реакция протекает в обратном направлении – из сульфата свинца и воды получается свинец, его оксид и серная кислота. За счет ее образования плотность электролита повышается.

В теории PbSO4 образуется во время разряда и полностью расходуется во время зарядки. На самом деле первая реакция протекает даже при разомкнутой внешней цепи за счет саморазряда, и количество выделяющегося сульфата свинца зависит от многих факторов (в том числе, от температуры, возраста АКБ и т.п.).

Во время пополнения энергии полной компенсации не происходит, в итоге со временем происходит накопление кристаллов на поверхности пластин. Этот процесс можно замедлить грамотной эксплуатацией и своевременным обслуживанием батареи, а можно ускорить небрежным отношением к аккумулятору.

Особенно усугубляет ситуацию частый (да и разовый) глубокий разряд.

Явные признаки, что батарее нужна помощь

Первым признаком образования налета является снижение емкости батареи. Подзаряжать ее приходится чаще, сам процесс пополнения энергии занимает меньше времени. При подозрении на сульфатацию, можно вывернуть пробки каждой банки и, подсвечивая фонарем, осмотреть пластины. Белесый нарост обнаруживается визуально.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделатьПластины АКБ с наростом кристаллов PbSO4

К необслуживаемым батареям (гелевым, кальциевым, AGM) такой способ неприменим – у них нет пробок и нет другой возможности осмотреть пластины без нарушения конструкции, поэтому последствия осаждения кристаллов не будут заметны, пока налет не начнет вылезать на клеммы. Поэтому о наличии слоя сульфатов можно лишь косвенно судить по потере емкости.

Какие существуют способы десульфатации аккумулятора

Самый очевидный способ удалить нарост сульфата свинца – очистить его механически. Но очевидный – не значит самый простой. Для удаления PbSO4 надо разобрать каждую банку, а конструкция современных батарей этого не допускает.

Придется добираться до пластин, варварски распиливая корпус аккумулятора. Но самое сложное – повторная сборка.

Надо соблюсти зазоры между положительными и отрицательными электродами, с одной стороны не допуская замыканий, с другой – выдерживая размеры для нормальной упаковки в корпус.

Более щадящий метод – химический. Для этого подойдут вещества, вступающие в реакцию с сульфатом свинца. Самое доступный из подобных препаратов – «Трилон Б», имеющий сложную химическую формулу.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделатьКристаллы «Трилон Б» в упаковке.

Вещество надо растворить в химически инертной посуде (с металлом «Трилон Б» вступает в реакцию) в дистиллированной воде. Для приготовления препарата надо взять:

  • 1,2 литра воды;
  • полтора литра аптечного аммиака 10% (нашатырного спирта);
  • 60 грамм кристаллического порошка «Трилон Б».

Если удастся раздобыть 25% раствор аммиака, то пропорции будут несколько другими:

  • 2,3 литра воды;
  • 600 мл аммиака;
  • 60 грамм «Трилона».

Электролит из всех элементов надо слить и промыть банки дистиллированной водой. Потом внутрь каждого отсека залить приготовленный раствор.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделатьЗаливка раствора в аккумулятор.

Раствор надо держать внутри банок не более часа, во время процедуры возможен разогрев состава, выделение газа и выплескивание горячего состава. По окончании процесса надо слить отработанный раствор, несколько раз промыть внутреннее пространство дистиллированной водой. Можно заливать электролит и пробовать заряжать АКБ.

Эти способы можно применять для обслуживаемых аккумуляторов. Для АКБ без доступа к электролиту (AGM, гелевые и т.п.), надо применять электрохимические способы очистки (они подойдут и для обычных батарей).

Описание десульфатации зарядным устройством

Самым щадящими и безопасными являются электрохимические методы десульфатации, которые производятся посредством зарядника для АКБ. Распространены два подобных способа десульфатации. При первом электролит полностью сливается из банок батареи и заменяется дистиллированной водой. После этого начинается заряд малым током (в пределах 0,5 ампера).

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделатьЗарядка батареи малым током с помощью ЗУ с ручным режимом.

Эту процедуру можно выполнить простым зарядным устройством с возможностью ручной регулировки тока, но этот метод имеет несколько недостатков:

  • необходим постоянный контроль над процессом – чтобы ток не увеличился свыше 0,5 ампера;
  • процедура длится долго – до нескольких суток в зависимости от емкости АКБ.

Удобнее производить десульфатацию с помощью ЗУ, имеющего данную функцию. Здесь зарядка номинальным током чередуется с разрядкой небольшим током. Но такие зарядники стоят значительно дороже обычных.

Как сделать десульфататор своими руками

При наличии умелых рук и определенной квалификации можно сделать ЗУ с режимом десульфатации самостоятельно.

Простой десульфатор

Если у пользователя уже есть зарядное устройство, для десульфатации можно собрать отдельный прибор. Он получится несложным.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделатьСхема простого десульфатора.

Основой схемы служит понижающий трансформатор с однополупериодным выпрямителем на параллельно включенных диодах VD1, VD2. Во время положительной полуволны сетевого напряжения напряжение на базе транзистора VT1 растет.

При достижении определенного порога он открывается и через аккумулятор, подключенный к зажимам X1 и X2, начинает течь зарядный ток. Его величина определяется порогом открывания транзистора VT1 и регулируется потенциометром R2.

При отрицательном полупериоде транзистор закрыт, и аккумулятор разряжается через резистор R3 (ток задается номиналом резистора). Таким способом чередуется заряд аккумулятора номинальным током и разряд пониженным.

В приборе можно применить трансформатор ТС-180, который использовался в ламповых телевизорах. Все вторичные обмотки удаляются, вместо них проводом толщиной не менее 2 мм наматываются две вторичные обмотки по 40 витков на разных стержнях сердечника и соединяются последовательно. Так обеспечится ток не менее 10 А.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделатьТрансформатор ТС-180.

Транзистор можно использовать любой структуры n-p-n с достаточным током коллектора. Его надо установить на радиаторе. Для контроля тока и напряжения надо установить стрелочные или цифровые приборы:

  • ампермер на ток до 12..15 А;
  • вольтметр на напряжение 16..20 вольт.

Резистор должен быть мощностью не менее 10 ватт. Можно применить резистор типа ПЭВ, а можно составить его из нескольких параллельно включенных двухваттников (не менее 5).

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделатьМощный резистор ПЭВ.

Собрать прибор можно навесным монтажом, а можно разработать печатную плату, но это не очень целесообразно. Корпус можно сделать любой или подобрать готовый. Его конструкция не должна затруднять воздухообмен с окружающей средой.

Зарядно-десульфатирующий автомат

Можно производить десульфатацию аккумулятора зарядным устройством – в таком приборе совмещаются две функции. Такая схема несколько сложнее, но аппарат «2 в 1» универсален, а в некоторых случаях более удобен.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделатьСхема зарядного устройства с десульфатором.

Основой прибора служит тот же понижающий трансформатор с однополупериодным выпрямителем на диоде 1VD1. Окончание заряда контролируется узлом на микросхеме 1DA1 (554СА3), которая представляет собой недорогой и распространенный компаратор. Напряжение аккумулятора сравнивается с образцовым напряжением, которое задает стабилитрон 1VD11.

Уровень срабатывания компаратора определяется положением движка подстроечного резистора R16. Когда компаратор срабатывает, на его выходе 9 появляется низкий уровень, зажигается светодиод оптрона U1, на управляющем электроде симистора 1VD1 исчезает управляющее напряжение. При ближайшем переходе сетевого напряжения через ноль симистор отключается. Заряд закончен.

Прибор переводится в ручной режим замыканием тумблера SA2, при этом симистор открыт всегда.

Режим десульфатации включается тумблером 1SA1 (функция может быть активна только при включении устройства в сеть, за этим следит своими контактами реле К1). Во время отрицательно полуволны аккумулятор разряжается через резистор 1R11, его номинал определяет ток разряда.

Советы эксплуатации и сборке

Требования к силовому трансформатору аналогичны требованиям предыдущей схемы. Диод 1VD1, тиристор 1VS2 и симистор 1VS1 надо установить на радиаторы.

Мощный резистор 1R11 может быть любым (одиночным или составным), а 1R1 – обязательно проволочным. Не помешает установка в корпусе вентилятора. Запитать его можно от линии +12 вольт.

Резистор 1R6 устанавливается на передней стенке корпуса, там же надо смонтировать вольтметр и амперметр.

https://www.youtube.com/watch?v=xc0LSnCmE2k\u0026pp=ygWfAdCU0LXRgdGD0LvRjNGE0LDRgtCw0YbQuNGPINCw0LrQutGD0LzRg9C70Y_RgtC-0YDQsCDQt9Cw0YDRj9C00L3Ri9C8INGD0YHRgtGA0L7QudGB0YLQstC-0Lwg0YHQstC-0LjQvNC4INGA0YPQutCw0LzQuC4g0JrQsNC6INC_0YDQsNCy0LjQu9GM0L3QviDRgdC00LXQu9Cw0YLRjA%3D%3D

Для наглядности рекомендуем серию тематических видеороликов.

Десульфатация может существенно продлить жизнь аккумуляторной батареи. Провести ее можно в домашних условиях, а самым безопасным и эффективным методом является электрохимический. При наличии квалификации прибор для выполнения такой процедуры можно изготовить самостоятельно.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделать

Вам также может понравиться

Что такое десульфатация аккумулятора и как произвести её в домашних условиях

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделать

Полностью заряженная батарея автомобиля отказалась заводить мотор? Для большинства автомобилистов это может стать причиной для приобретения нового аккумулятора. Однако проблема может скрываться не в серьезной поломке, а в сульфатации.

Покрытие пластин налетом солей свинца и снижение, таким образом его емкости, не дает возможности извлечь достаточный для зажигания ток. «Лечение» агрегата производится с помощью десульфатации – разрыхления налета на решетках и возвращения атомов свинца на пластины. Этот процесс может производиться с помощью нескольких методик: химической, механической, электрохимической.

Сульфатация — что это такое?

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделать

По сути — сульфатация пластин аккумулятора — это процесс отложения солей сульфата свинца на пластинах электродов

При нормальной работе батареи это естественный процесс, когда электролит переносит заряд на пластину в результате химической реакции образования солей металла. На одном из электродов образовываются небольшие повреждения на месте «вырванных» из поверхности атомов, а на другом – скапливаются соли элемента.

Читайте также:  Какой герметик для фар выбрать. Лучшие герметики для стекол фар автомобиля (обзор)

Процесс десульфатации позволяет разбить соляные соединения и вернуть к первоначальному виду состав электролита, а потерянные атомы металла – обратно на электрод.

Десульфатация — это удаление солей серной кислоты с пластин аккумулятора

Следует понимать, что полностью вернуть все образовавшиеся соединения до первоначального вида не получится. При надлежащем уходе и своевременной зарядке такие АКБ прослужат ещё несколько лет, но при этом электроды становятся рыхлыми и усеянными кристаллами солей, которые уже не разбиваются при десульфатации.

Краткое видеоописание процесса сульфатации:

Снижение заряда происходит вследствие большого скопления кристаллизованных солей кальция или свинца на электродах, что мешает проникновению к поверхности пластины электролита. Меньшая концентрация в электролите заряженных ионов приводит к снижению емкости батареи до критического уровня, что не позволяет автомобилю получать требуемый для зажигания заряд.

Бороться с таким состоянием АКБ следует несколькими способами: химическим, механическим, электрохимическим. Все они обладают разной степенью эффективности, выбираются в зависимости от типа батареи, состояния износа, иных параметров.

Основные признаки

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделать

В ином выполнении аккумулятора, если он полностью запаян, такая операция требует распила батареи, что небезопасно для человека.

Признаки сульфатации аккумулятора:

  • Полностью заряженная батарея не способна запустить мотор транспортного средства
  • Емкость батареи снизилась
  • Показатели плотности электролита свидетельствуют о снижении номинального значения
  • Быстро закипают банки прибора в процессе зарядки
  • Аккумулятор неестественно быстро заряжается или разряжается

Для увеличения срока службы АКБ и возврата рабочего состояния необходимо правильно производить десульфатацию прибора.

Как устранить сульфатацию пластин

Под десульфатацией понимают воздействие на электроды и пластины различными способами, которые способствуют устранению образовавшегося налета солей кальция или свинца. Различаются такие виды очистки: механическую, химическую или с использованием неорганических присадок, электрохимическую с применением зарядного устройства.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделать

Самым простым и быстрым способом десульфатации считается механическая очистка пластин от образовавшихся кристаллов соли. Батареи старого образца или обслуживаемые позволяют снимать крышку и получать доступ к пластинам и электродам.

Эти комплектующие извлекаются с батареи вручную и таким же образом очищаются – налет просто соскабливается с поверхности и щелей до полного устранения по мере возможности. Современные агрегаты чаще выпускаются необслуживаемого образца. Это не дает возможности попасть к банкам с электродами, чтобы их достать и почистить.

Для проведения очистки пластин севшей АКБ этим методом необходимо выполнить ряд операций:

  1. Снять или срезать у обслуживаемых аккумуляторов верхнюю часть корпуса
  2. Каждую из пластин зачистить вручную, осторожно, чтобы не повредить структуру электродов;
  3. Установить очищенные пластины на их место в емкостях с соблюдением нужного зазора между каждой;
  4. Сделать герметичным корпус, запаять снятую крышку;
  5. Заполнить банки электролитом нужной плотности;
  6. Провести проверку работоспособности АКБ, «подогнать» плотность жидкости к одному уровню во всех банках, не допуская разнос более, чем 0,01 кг/куб. см и концентрацию электролита не ниже 1,25, но не выше 1,31 кг/куб. см.

Это интересно:  Что такое внутреннее сопротивление аккумулятора?

Для EFB батарей этот способ не применим, поскольку каждая группа электродов отдельно запаяна в сепаратор, предназначенный для предотвращения осыпания пластин.Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделать

В этой конструкции различается плотность электролита в банке и самом пакете (сепараторе), что испортит устройство после нарушения целостности. Этот фактор не дает провести механическую десульфатацию.

Химические присадки

Суть процесса заключается во введении в полость банок с электролитом специальных присадок с химическим составом, воздействующим на сульфаты кальция или свинца. В ходе зарядки растворы с присадками замедляют образование на электродах солевого налета, что возвращает до практически номинального заряда АКБ.

Чаще всего выбирают «Трилон-Б», однако не на всех батареях этот раствор одинаково эффективно срабатывает. Зависит реакция от особенностей конструкции аккумулятора, модели и технических параметров. Вероятность того, что химический способ десульфатации сработает — 50 на 50.

Важно! Во многих АКБ производители для увеличения производительности батареи и срока ее службы покрывают пластины пастой, содержащей оксиды свинца. При использовании присадок такой слой быстро растворяется и химическая «реанимация» прибора приводит к его гибели.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделать

Порядок проведения химической десульфатации:

  • В соответствии с приведенными выше пропорциями готовится раствор «Трилон-Б»
  • Аккумулятор заряжается полностью
  • 2-3 раза производится промывка дистиллятом банок АКБ
  • Не менее часа раствор должен провести в полости банок, чтобы закончились химические реакции и прекратились выделяться газы
  • Неактивный раствор по завершению реакций сливается (откачивается без переворачивания устройства)
  • 1-2 раза промывают с помощью дистиллированной воды внутреннюю часть банок
  • Новый электролит, плотностью 1,25-1,27 кг/куб. см, заливается в каждую банку, проверяется его плотность и подгоняется к одному значению с разносом не более 0,01 кг/куб. см для каждой емкости
  • АКБ заряжается полностью, корректируется концентрация жидкости

Электрохимический способ

Наиболее продуктивным способом десульфатации считается электрохимический, который осуществляется специальным зарядным устройством.

Суть электрической десульфатации заключается в пропускании через электролит тока с более высокими показателями, чем номинальные значения АКБ. Это приводит к естественному растворению в окружающей пластины жидкости скоплений свинцовых или кальциевых солей и растворение в ней, повышая плотность электролита. Это приводит показатели аккумулятора в норму.

Восстановление простым зарядником, своими руками

Производить десульфатацию АКБ можно самостоятельно с использованием специального или стандартного зарядного устройства.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделать

Этапы зарядки автоматическим зарядным устройством с режимом десульфатации включает следующие этапы:

  • К соответствующим полюсам АКБ подключаются отрицательная и положительная клеммы автоматического устройства;
  • Настраивается нужное напряжение и сила подаваемого тока, включается режим «Десульфатация»;
  • К сети подсоединяется оборудование;
  • Батарея начинает заряжаться, на отрицательной клемме происходит процесс возобновления пластин;
  • По окончании процесса зарядки до полного восстановления ее емкости и плотности электролита производится отключение от питания, снимаются клеммы батареи автоматического устройства.

Время процесса зависит от многих факторов:

  • Степени разряженности АКБ;
  • Емкости оборудования;
  • Уровня сульфатации электродов.

Для расчета среднего времени зарядки делят емкость АКБ на средний показатель тока зарядки. Чаще всего требуется от 15 часов до 3 суток для полного восстановления оборудования.

Инструкция зарядки АКБ обычным зарядным устройством

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделать

Для десульфатации необходимо сделать следующее:

  • Обеспечить для зарядки устройства помещение с хорошей циркуляцией воздуха;
  • Проверить уровень в банках АКБ электролита и восполнить его при необходимости дистиллированной водой;

Важно! Разбавлять концентратом или электролитом любой плотности перед зарядкой запрещено!

  • Подключить батарею к зарядному прибору;
  • Выставить ток с силой 0,8-1 А и напряжением 13,9-14,3 В примерно на 8-9 часов. Эти манипуляции позволят поднять напряжение на клеммах АКБ до отметки 10 В, оставив уровень плотности электролита без изменений;
  • Отключить аккумулятор от зарядного устройства и продержать в таком состоянии примерно сутки;
  • Повторное подключение батареи к заряднику производится с новыми параметрами тока: силой 2-2,5 А и напряжением 13,9-14,3 В на 8-9 часов;
  • После повторной зарядки параметры аккумулятора изменятся: плотность электролита возрастет до отметки 1,12 г/куб. см, а напряжение на клеммах поднимется до 12,8 В;
  • Это свидетельствует о начале десульфатации. Для следующего шага необходимо разрядить батарею до отметки 9 В с помощью подключения к клеммам активного сопротивления – лампы или фары. Среднее время для разряда – 8-9 часов. Плотность электролитической жидкости будет держаться на уровне 1,12 г/куб. см;

Необходимо контролировать процесс разрядки АКБ, поскольку конечное напряжение должно остаться не ниже 9 В.

Последующая пара зарядки и разрядки батареи по вышеуказанному сценарию позволит повысить уровень электролита до показателя 1,16 г/куб. см. Необходимо повторять цикл до тех пор, пока плотности не достигнет значения 1,26 г/куб. см или не приблизится к номинальному 1,27 г/куб. см.

Важно! Длительность работ по десульфатации АКБ с помощью обычного зарядного устройства в зависимости от состояния батареи и сложности процесса может занять до 2 недель.

Как показывает практика, подобные манипуляции обновляют аккумулятор на 80-90%.

Как самому сделать десульфататор

Десульфататорэто устройство, способное провести автономную очистку АКБ без необходимости демонтажа с транспортного средства.Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделать

Для процесса потребуется снятие хоть одной клеммы, связывающей батарею с автомобилем. Это делается с целью обезопасить электронику машины от вероятных нагрузок. Помимо очистки электродов от соляного налета с помощью десульфататора можно делать регулярную профилактику рабочей батареи, что способно существенно продлить ее сроки эксплуатации.

Принцип работы оборудования базируется на получении от АКБ питания и генерации в этой цепи высокочастотных кратковременных импульсов. При возникновении резонанса у атомов свинца и молекул свинцовых солей инициируется обратная сульфатация пластин. Этот процесс восстанавливает сопротивление и емкость батареи к первоначальным показателям.

Главными недостатками «чудо-оборудования» является большой срок десульфатации – достигает в редких случаях месяца и не менее суток, а также невозможность восстановить им примерно 10% — 15% батарей.

Простая схема десульфататора невысокой мощности в простонародье называется — моргалка. Чаще всего такое устройство может эффективно помочь в восстановлении батареи.

Для изготовления понадобится:

  1. Реле поворотов, лучше подходят импортные экземпляры с напряжением 12В, мощностью на 21 Вт. Чтобы увеличить рабочее время стоит заменить в устройстве конденсатор на аналог большей емкости. Подходит на 100 мкФ для работы реле по 3-4 с
  2. Реле 5-контактное с нормально замкнутыми контактами (3 и 4 контакт замкнуты, 1 и 2 — управляющие). Вместо импортного подходит отечественно реле с советского ВАЗа
  3. Резисторы нагрузочные или лампочки
  4. Паяльник и соединительные провода

Составляется основная схема, на которой главные моменты:

  • Отрицательная клемма АКБ подсоединяется к выходу такого же заряда устройства;
  • К выходу «-» на аккумуляторе подсоединяются поворотное и 5-канальное реле соответствующими выходами по заряду;
  • К зарядному оборудованию на «+» подводится выход 5-канального реле аналогичного заряда;
  • Соединяется между собой реле поворотов и 5-канальное, а также выход обоих реле с «+» клеммой АКБ;
  • Реле поворотов нагружается лампочкой или активным резистором;
  • Желательно контролировать сборку и проверку работоспособности устройства подсоединением амперметра и вольтметра к цепи между устройством и АКБ.
Читайте также:  Колеса на KIA Rio 3 — какие можно ставить? Размеры шин и дисков

Для основания крепления всех элементов используется текстолитовая пластина. Есть вероятность поломки поворотного реле из-за состояния замкнутости выходов 3 и 4. Это не позволит батарее разрядиться.

Десульфатация автомобильного аккумулятора своими руками

Автомобилисты с опытом знают, что указываемый в техпаспорте аккумулятора срок службы и реальные показатели редко когда совпадают. Одна из причин – естественная сульфатация пластин, процесс, которого, несмотря на все уловки производителей, избежать нельзя. Но существуют способы борьбы с этим явлением, благодаря которым продолжительность жизни АКБ можно существенно увеличить.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделать

Что означают термины «сульфатация» и «десульфатация»

Сульфатация пластин автомобильного аккумулятора – процесс накопления на рабочих поверхностях электродов сернокислого свинца, который в нормальных условиях должен при каждом цикле заряда/разряда полностью переходить в металлическую форму, избавляясь от сульфатного остатка.

Под нормальными условиями следует понимать такие характеристики процессов, происходящих внутри АКБ, при которых во время химических реакций между электролитом и активной зоной серная кислота взаимодействует со свинцом с образованием небольших по размерам кристаллов Pb(So4)2.

Во время разряда сульфат свинца разлагается на свинец, а сульфатный остаток воссоединяется с водородом, образуя серную кислоту.

При возникновении нештатных ситуаций такие кристаллы могут иметь настолько большие размеры, что полностью не преобразовываются в металл и кислоту, накапливаясь на пластинах в виде диэлектрического налёта. В результате полезная поверхность активной зоны уменьшается, приводя к падению ёмкости аккумулятора.

Основные причины сульфатации пластин:

  • эксплуатация аккумулятора в условиях низких температур, когда АКБ заряжается не полностью, потеря ёмкости ускоряет сульфатацию и наоборот – процесс приобретает обоюдонаправленный характер;
  • глубокий разряд батареи приводит к таким же печальным последствиям, особенно для некоторых разновидностей автомобильных аккумуляторов;
  • сульфатация характерна и при критическом повышении температуры внутри батареи;
  • попытки произвести десульфатацию, то есть растворить излишки сульфата свинца, с помощью добавления в электролит концентрированной кислоты обычно демонстрирует прямо противоположный эффект;
  • накопление сернокислого свинца на пластинах происходит и при длительном хранении АКБ, когда заряда батареи нет.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделать

Десульфатацию можно рассматривать как один из основных способов восстановления ёмкости пластин, но далеко не всегда эта процедура бывает эффективной.

Всегда ли имеется возможность восстановить АКБ

Строго говоря, вопрос риторический – если бы десульфатация автомобильного аккумулятора всегда давала максимально положительный эффект, батареи служили бы вечно. Но, как вы знаете, ничего вечного в природе не существует.

Другими словами, чем запущеннее аккумулятор, тем меньше шансов восстановить его характеристики до номинальных значений.

Чтобы определить степень поражения пластин, перечислим основные признаки, указывающие на наличие сульфатации аккумулятора:

  • уменьшение времени разряда/заряда АКБ;
  • уменьшение времени между началом зарядки батареи и началом кипения электролита;
  • быстрый нагрев корпуса аккумулятора;
  • появление на пластинах налёта серого или светлого оттенка (просматривается на АКБ обслуживаемого типа);
  • падение ёмкости батареи. Выявляется посредством использования специального оборудования, не требующего доступа к внутренней части источника питания.

Если указанные симптомы выражены частично, имеет смысл попробовать провести десульфатацию, которая должна помочь избавиться от кристаллического сульфата свинца, осевшего на пластинах аккумулятора.

Методы десульфатации АКБ

Их существует несколько, причём ни один из известных способов нельзя назвать универсальным. Так что выбор способа избавления от сульфатации – прерогатива автовладельца.

Физическая чистка

Самый эффективный способ, но он применим только для разборных разновидностей АКБ, а в настоящее время они уже практически не выпускаются.

Устранение сульфатации свинцовых пластин посредством ручной очистки действительно позволяет убрать весь налёт, но следует помнить, что о полном восстановлении активной зоны речь не идёт.

Удалив сульфат свинца, вы избавитесь и от определённой части свинца, то есть пластины станут тоньше.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделать

Использование специального средства

В продаже можно встретить специальные составы, предназначенные для растворения обычно нерастворимых солей металлов. В качестве примера такого средства, позволяющего провести десульфатацию автомобильной АКБ своими руками, можно назвать «Трилон Б». Это порошок, который растворяют в воде и используют в качестве промывочной жидкости, предварительно слив из батареи весь электролит.

Но, опять же, эффективность препарата будет приемлемой только для относительно новой батареи, у которой степень десульфатации невысокая. Использование «Трилон Б» или аналогичных средств для восстановления старых аккумуляторов вместо того, чтобы убрать сульфатацию пластин, может окончательно «добить» аккумулятор, разрушив остатки свинцовых пластин.

Десульфатация с помощью соды

Упрощённый метод, как сделать десульфатацию батареи в домашних условиях – использовать вместо агрессивных магазинных средств раствор пищевой соды – она-то имеется в каждом хозяйстве.

Наиболее распространённый рецепт такого раствора – три чайных ложки соды на 100 г воды. Желательно для приготовления раствора использовать мягкую воду с минимальным количеством растворённых солей металлов.

Содовый раствор доводят до кипения и горячим заливают в АКБ, оставив на 30–45 минут, после чего нужно слить жидкость и несколько раз промыть батарею чистой водой.

Только после этого заливается электролит, и аккумулятор ставится на подзарядку.

Отметим, что все методы десульфатации аккумулятора с использованием химических присадок требуют многократной промывки банок дистиллированной водой глубокой очистки.

Десульфатация зарядным устройством

В отличие от химических, электрохимические методы десульфатации АКБ своими руками не требуют ни разборки батареи, ни слива электролита. Чтобы избавиться от сульфатации, достаточно воспользоваться обычным зарядным устройством, которое имеется в хозяйстве большинства автовладельцев.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделать

Пример распространённого алгоритма правильной десульфатации АКБ с использованием обычного зарядного устройства:

  • разряжаем батарею до уменьшения плотности электролита до значения 1.04–1.07 г/см³;
  • устанавливаем на ЗУ ток в 0.8–1.1 А, напряжение должно быть в диапазоне 13.9–14.3 В;
  • заряжаем батарею с такими параметрами около 8 часов;
  • даём аккумулятору «отдохнуть» на протяжении суток;
  • снова заряжаем батарею 8 часов, увеличив ток до 2.0–2.6 А при том же уровне напряжения;
  • снова разряжаем АКБ, используя мощную внешнюю нагрузку, на протяжении 8 часов – напряжение на клеммах должно упасть до минимальных 9 вольт (следите, чтобы оно не было меньше, это важно);
  • повторяем шаги 2–5 необходимое количество раз, пока плотность электролита не достигнет номинального значения 1,27 г/см³.

Такой способ может занять от нескольких дней до нескольких недель, но он считается самым оптимальным, с эффективностью порядка 80–90%.

Десульфатация АКБ специальным зарядным устройством

В продаже имеются и специальные зарядники со встроенным режимом десульфатации. Как правило, это автоматические зарядные устройства, которые нужно просто подключить к батарее и выбрать соответствующую функцию.

Никаких дополнительных действий предпринимать не нужно, но и в этом случае процедура будет длительной.

В зависимости от степени сульфатации пластин она может длиться 3–7 дней, на протяжении которых вы не сможете пользоваться аккумулятором.

Метод обратной зарядки

Устранение налёта сульфата свинца с применением этого метода – весьма рискованная процедура, поэтому его можно рекомендовать только в тех случаях, когда другие способы оказались безрезультатными.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделать

Нам понадобится источник постоянного тока большой мощности, например, сварочный аппарат старого образца с характеристиками выходного напряжения до 20 В при силе тока от 80 А.

Снятый с автомобиля аккумулятор при открученных пробках подключают к источнику электропитания по обратной схеме (минус к плюсу и наоборот). Включаем источник в сеть и заряжаем АКБ около 30 минут. Электролит будет интенсивно кипеть, но поскольку он подлежит замене, не обращаем на это внимания.

Зарядка с переполюсовкой действительно способна избавить пластины от сульфата свинца, но при этом полярность батареи поменяется на противоположную. Никогда не забывайте об этом!

Останется слить остатки электролита, залить новый раствор и зарядить батарею обычным зарядным устройством.

Профилактика сульфатации

Всех упомянутых манипуляций можно избежать (или отложить их на более поздние сроки), если придерживаться несложных рекомендаций по профилактике сульфатации пластин:

  • периодически подзаряжайте АКБ с помощью ЗУ, особенно это полезно зимой;
  • регулярно проверяйте уровень электролита в банках, при необходимости вовремя восстанавливайте его с небольшим запасом;
  • при покупке новой батареи выбирайте изделие с ёмкостью, немного превышающей рекомендованную производителем, это предотвратит преждевременную сульфатацию (но здесь есть и минусы – АКБ со слишком большой ёмкостью не будут заряжаться генератором в полной мере, что не менее вредно);
  • современные необслуживаемые кальциевые батареи не переносят глубокого разряда, так что следите за тем, чтобы исключить эксплуатацию разряженного аккумулятора.

Помните, что любая АКБ имеет ограниченный ресурс. Если срок службы аккумулятора близок к конечному, никакая десульфатация не в состоянии восстановить ёмкость аккумуляторной батареи.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством, схема простой приставке к зарядному

Рано или поздно каждый автовладелец сталкивается с проблемой сульфатации пластин аккумулятора. При появлении первых признаков можно пойти двумя путями.

Первый – пустить все на самотек, и когда батарея полностью «умрет» просто заменить ее новой. Второй – попытаться своими действиями продлить срок ее жизни.

Существует несколько способов, но наиболее простой и доступный – это десульфатация аккумулятора зарядным устройством.

Что такое сульфатация и десульфатация

  • Для начала разберем что такое сульфатация и как она образовывается. Когда АКБ передает энергию на потребитель, в нем протекает следующая химическая реакция:
  • Pb + 2H2SO4 + 2PbO2 = 2 PbSO4 +2H2O
  • Pb – свинец в пластинах;
  • PbO2 – активная замазка;
  • H2SO4 – кислота, содержащаяся в электролите;
  • PbSO4 – кристаллы сульфата свинца;
  • H2O – вода.
Читайте также:  Рейтинг лучших предпусковых подогревателей двигателя

Однако при зарядке реакция проходит в обратном порядке – молекула сернокислого свинца (сульфат свинца) распадается на ион свинца и кислотный остаток. И все было бы отлично, но при постоянном недозаряде и глубоком разряде батареи, кристаллы разрастаются и их часть уже не участвует реакции. Постепенно нерастворимое вещество серо-желтого цвета покрывает сплошной пленкой пластину, забивает поры и препятствует поступлению положительно заряженных частиц свинца к токопроводящим частям.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделать

От сюда узнаем, что сульфатация – это процесс образования кристаллов сульфата свинца на аккумуляторных пластинах, который возникает в результате протекания химической реакции при разряде АКБ. В итоге теряется емкость, чем и объясняется быстрая зарядка и мгновенная разрядка батареи.

Вернуть емкость аккумулятора можно только в том случае, если не осыпалась замазка и не разрушены свинцовые пластины. Определить это можно по цвету электролита – он должен быть светлым и без взвесей.

Процесс десульфатации подразумевает под собой очищение пластин от сернокислого свинца, который образовался в результате неправильной эксплуатации аккумулятора либо просто от времени. На сегодня существует три основных способа восстановления:

  • механический способ – очистит пластины;
  • химический – использовать специальный раствор;
  • электрический – специальным устройством или обычной зарядкой.

Наиболее простой и доступный способ десульфатации в домашних условиях – это при помощи специального зарядника, устройства или обычным ЗУ. Главное заряжать в правильной последовательности. Это позволит восстановить емкость батареи, продлить срок службы, а соответственно и сэкономить деньги на покупке нового аккумулятора.

Обратите внимание. При отсутствии специального устройства или зарядника-десульфататора, процедуру можно провести обычной зарядкой для вашего АКБ. В этом случае нужно выполнить специальные циклы зарядки и разрядки. Эффект будет чуть хуже, однако и это поможет частично очистить пластины от осевшего сернокислого свинца.

Причины возникновения сульфатации

Сульфатация на пластинах АКБ развивается в следующих случаях:

  • Глубокий разряд. Для некоторых типов батарей достаточно 1-3 раз сильно посадить аккумулятор, чтобы он пришел в полную негодность.
  • Воздействие низких температур. В таких условиях батарея плохо берет заряд и снижается ее емкость, что становится основной причиной быстрого ее разряда.
  • Воздействие высоких температур. В жару процессу сульфатации значительно ускоряются, особенно это опасно для посаженых (даже на 70-80%) аккумуляторов.
  • Долив концентратов кислот или электролита. Кристаллы сернокислого свинца не растворяются в этих составах.
  • Хранение в не до конца заряженном состоянии. Полностью исчезнуть кристаллы могут, только после зарядки АКБ на 100%. Если перед постановкой на хранение это условие не выдержано, сульфатация будет постепенно развиваться.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделать

Теперь физика процесса ясна и можно переходит к вопросу о способах десульфатации и как правильно это сделать.

Как мы уже знаем десульфатация – это очищение пластин батареи от образовавшегося налета сернокислого свинца, который забивает поверхность, уменьшая ее рабочую площадь и снижает плотность электролита (иногда до 1.05-1.07 г/см3).

Сделать десульфатацию можно специальным устройством либо обычным зарядником, однако сначала нужно разобраться какие аккумуляторы подлежат восстановлению.

На каких батареях можно проводить десульфатацию

Прежде чем приступать к работе, следует убедиться, что батарею еще можно восстановить. Если корпус источника питания поврежден, разрушены и замкнуты пластины батареи, то о десульфатации не может быть и речи. В этом случае он годится только на утилизацию и нужно думать о покупке нового.

Поэтому первым делом следует внимательно осмотреть корпус на наличие каких-либо механических повреждений – трещин, сколов, вмятин от падения на твердую поверхность.

Также важно убедиться, что банки не закорочены между собой, для этого можно воспользоваться мультиметром или омметром.

Если есть хоть одно из повреждений, аккумулятор лучше утилизировать, так как нормально работать он уже не будет.

Приведём несколько основных признаков, которые указывают на поражение аккумуляторной батареи сульфатацией:

  • быстро заряжается/разряжается;
  • закипает во время зарядки;
  • нагревается при использовании;
  • образовался светлый налет на пластинах (можно увидеть только на обслуживаемых типах аккумуляторов).

Также на сульфатацию пластин укажет потеря емкости АКБ, однако для ее определения потребуется специальное оборудование, которое доступно далеко не каждому автовладельцу.

Если же вам удалось измерить этот параметр, то минимальное значение на полностью заряженной батарее должно составлять не меньше 30% от первоначальной емкости источника питания. В таком случае его еще можно попробовать восстановить.

Вообще по ГОСТ 959-2002 АКБ считается непригодным к использованию, если его емкость снизилась до 40% от заявленного значения. При выявлении хоть одного из вышеперечисленных признаков работоспособность аккумулятора следует попробовать восстановить.

Десульфатация аккумулятора специальным зарядным устройством

На прилавках магазинов можно найти специальное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов с режимом десульфатации. С его помощью снимается налет сернокислого свинца с пластин реверсивными импульсными токами.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством своими руками. Как правильно сделать

Реверсивным называется переменный ток с разной амплитудой и полярностью, который повторяется циклично.

Импульсивный метод десульфатации действует на источник питания мягко, электролит не разогревается и не происходит сильного выделения газов.

Создать реверсивный ток можно при помощи специального устройства – генератора реверсивного тока. Стоимость такого аппарата в два раза выше цены хорошего аккумулятора.

Ниже рассмотрим, как провести десульфатацию батареи таким устройством. Для начала рассмотрим случай средней засоренности пластин сернокислым свинцом.

Ток силой в 0.5-2 ампера подается в течение 20-50 часов. Узнать об окончании процесса можно по неменяющимся в течение 2 часов значениях напряжения и плотности электролита.

Сильно засоренные источники питания чистятся с использованием специального генератора и дистиллированной воды в несколько этапов. Первым делом напряжение на АКБ снижается до значения в 10.8 вольт, сливается весь электролит и заливается дистиллированная вода.

Десульфатация проводится с использованием минимальной силы тока, чтобы напряжение не поднималось выше 2.3 В. Налет сернокислого свинца постепенно будет растворяться в воде, и в образованном растворе плотность увеличится до значения 1.11 г/см3.

После воду нужно заменить на чистую дистиллированную и продолжить процесс. Когда плотность электролита станет 1.12 г/см3, силу тока нужно увеличить до 1 А и следить за ростом напряжения пока оно не стабилизируется.

По завершению первого этапа, сила тока поднимается на 20% от разрядного. Батарея заряжается 2 часа, потом разряжается и так пока плотность электролита и напряжение не стабилизируется. Обычно это от 3 до 5 циклов.

Плотность раствора следует довести до значения 1.21-1.22 г/см3. Затем заряжаем аккумулятор полностью и через 3 часа корректируем плотность в соответствии с таблицей.

Способ длительный и трудоёмкий, однако он позволяет полностью очистить пластины от сернокислого свинца. Аккумулятор получает вторую молодость.

Как выбрать зарядное с функцией десульфатации

Десульфатирующее зарядное устройство подбирается под конкретный тип аккумулятора. Лучшим для обслуживания одного источника питания будет следующее изделие:

  • одноканальная зарядка для автомобильных АКБ;
  • с ручной регулировкой силы тока заряда;
  • с защитой и блокировкой;
  • с возможностью подачи напряжения от 0 до 36 вольт.

Перед покупкой также следует узнать характеристики своего АКБ и подбирать зарядку под него. Выбирайте устройства с такими режимами десульфатации:

  • щадящий – малым током и постоянным напряжением;
  • интенсивный – циклично подается импульсный ассиметричный ток;
  • циклический заряд с понижением напряжения зарядки.

Важнейшим условием является совместимость с емкостью вашего аккумулятора. Если вы остановили свой выбор на десульфатирующей приставке, то она должна подключаться между ЗУ и АКБ, а ее провода по толщине соответствовать остальным в схеме соединения. Желательно чтобы зарядка поддерживала импульсный режим работы.

Десульфатация обычным зарядным устройством

Если же вы не имеете специальное устройство для десульфатации, но есть обычное ЗУ для автомобильного аккумулятора, тогда восстановить источник питания можно им. На нем должна присутствовать возможность регулировки подаваемого напряжения и силы тока. Есть несколько способов десульфатации пластин при помощи обычной зарядки, рассмотрим два наиболее популярных и действенных.

Важно! Процедура проводится в помещении с хорошей вентиляцией (это касается как обслуживаемых, так и необслуживаемых типов источников питания), так как в процессе будет испаряться некоторое количество электролита. А его пары раздражают слизистую оболочку дыхательных путей.

Первый способ десульфатации АКБ с использованием автомобильного ЗУ проводится в следующей последовательности:

  1. Проверьте электролит – он должен полностью покрывать пластины. Ели нужно долейте дистиллированную воду (категорически запрещено добавлять концентрированный электролит или кислоту).
  2. Разрядите батарею примерно до 8 В, плотность электролита должна быть около 1.07 г/см3.
  3. На ЗУ выберете напряжение в 14-14.3 вольт, а силу тока 0.8-1 ампера. В таком режиме батарея заряжается примерно 8 ч (можно оставить на ночь). К увеличению плотности электролита это не приведет, а вот напряжение, выдаваемое АКБ, поднимется на несколько вольт. После отключите зарядку от АКБ и оставьте его на сутки.
  4. Затем снова поставьте батарею на зарядку примерно на 8 часов с таким же показателем напряжения, а ток поднимите до 2-2.5 А. После таких действий напряжение, которое выдает АКБ, поднимется еще на несколько вольт, и начнет увеличиваться плотность электролита (примерно на 0.1 г/см3).
  5. Теперь аккумулятор нужно полностью разрядить. Возьмите автомобильную лампу на 12 В либо другой мощный потребитель и посадите его на клеммы батареи. Разрядка может длиться до 8 ч, а напряжение понизится примерно до 9 В. Этот момент очень важен, нельзя допустить падения ниже этого значения, поэтому внимательно следите за этим параметром. При этом плотность электролита должна быть уже около 1.11-1.13 г/см3.