Как и чем промыть радиатор печки машины. 5 способов и средств для промывки своими руками
При эксплуатации автомобиля внутренние детали изнашиваются и приходят в негодность.
Чтобы этого не допустить, необходимо не дожидаться крайней степени износа различных элементов, и своевременно проводить работы по техническому обслуживанию.
Радиатор печки является надежным элементом, но несвоевременная промывка системы охлаждения может стать причиной развития очень нежелательных последствий, которые обязательно себя проявят при эксплуатации машины в зимнее время года.
Как понять, что забит радиатор печки
Проводить тестирование отопительного элемента следует только при полностью прогретом двигателе и включенной печке.
Почему радиаторы печки забиваются
Причиной забивания радиатора печки, как правило, является наличие продуктов распада в охлаждающей жидкости. В процессе эксплуатации автомобиля присадки тосола выпадают в осадок и оседают на внутренних поверхностях трубок из меди или алюминия.
Появление механических примесей может быть также вызвано наличием коррозийного разрушения стенок металлических элементов.
Небольшой налет способен лишь незначительно снизить эффективность салонного отопителя, но при большом скоплении твердых веществ может полностью прекратиться циркуляция жидкости.
Как можно промыть радиатор печки машины
Радиатор можно промыть без снятия с автомобиля и после выполнения демонтажа детали. Каждый вариант технического обслуживания имеет свои положительные моменты и недостатки, но восстановительные работы, проведенные без частичной разборки системы отопления автомобиля, можно выполнить при минимально возможных временных затратах.
Промывка радиатора печки без снятия
Удаление воздушной пробки
Если отопитель салона перестал работать, то, в первую очередь, следует проверить его на наличие воздушных пробок. Часто заторы из газа появляются внутри системы охлаждения после замены тосола, установки новой помпы или термостата.
Чтобы убедиться в том, что причиной отсутствия нагрева печки не является воздушная пробка, необходимо заехать на крутой подъем таким образом, чтобы основной радиатор системы охлаждения оказался значительно выше радиатора печки. Затем необходимо дать поработать мотору при повышенных оборотах, чтобы удалить воздух из системы.
Как проверить радиатор печки
Проверить радиатор печки можно с помощью термометра. На выходе из радиатора должна быть примерно такая же температура, как и при входе.
Если значения нагрева существенно отличается, то потребуется промывка изделия. Выполнить проверку можно не разбирая деталей внутренней обшивки автомобиля.
Для этой цели достаточно измерить температуру охлаждающей жидкости вначале во входящем, а затем в выходящем патрубке отопителя салона.
Промывка печки пластиковыми бутылками
Промывка радиатора пластиковыми бутылками является оригинальным и очень эффективным методом восстановления работы печки. Чтобы выполнить очистку внутренних трубок салонного радиатора необходимо подготовить следующие детали:
- Две пластиковые бутылки объемом 1,5 литра.
- Четыре хомута подходящего диаметра.
- Средство для чистки радиаторов.
Работа выполняется в такой последовательности:
- Чистящую жидкость наливают в первую бутылку, которую затем соединяют шлангом с входом в радиатор отопителя.
- На выходной патрубок печки одевается шланг, который следует немного приподнять над уровнем радиатора.
- Надавливанием на первую бутылку добиваются заполнения радиатора чистящим средством.
- Как только жидкость начнет вытекать из шланга на выходе из печки, устанавливается вторая бутылка, которую предварительно следует хорошо сжать.
- Прогоняя очиститель из одного пластикового резервуара можно эффективно прочистить радиатор.
Если отопитель печки сильно загрязнен, то процедуру можно повторить.
Промывка радиатора при помощи автомобильной помпы
В некоторых моделях автомобилей для повышения эффективности циркуляции жидкости в отопительной системе применяется электрический нагнетатель, используя который можно эффективно промыть радиатор печки. Для выполнения такой работы потребуется собрать специальное приспособление из следующих деталей:
- Электрической автомобильной помпы.
- Трех шлангов подходящего диаметра.
- Хомутов.
- Погружного кипятильника.
- Металлической емкости.
- Фильтра (можно использовать синтетический носок).
Для эффективной промывки радиатора потребуется также приобрести специальное чистящее средство.
Приспособление для промывки радиатора печки собирается следующим образом:
- Соединить шлангами помпу, радиатор печки, и металлическую емкость.
- На шланг, идущий от помпы к металлическому резервуару, следует надеть носок, который будет выполнять функцию фильтрующего элемента.
- Залить в патрубок насоса и в металлическую емкость чистящее средство.
- Погрузить электрический кипятильник в емкость и нагреть жидкость до температуры 90˚С.
- Подключить электрическую помпу к аккумулятору соблюдая полярность.
При таком способе очистки можно эффективно освободить внутренние трубки печки от засора всего за 5 – 10 минут. После окончания процедуры следует промыть радиатор отопителя салона чистой дистиллированной водой и продуть сжатым воздухом.
Для этой цели потребуется полностью слить чистящее средство из всех патрубков, печки и емкости, в которой осуществлялся нагрев жидкости, а также следует удалить самодельный фильтр со сливного патрубка.
Затем в контур насоса и емкость следует залить чистую воду и снова включить насос на несколько минут.
Промывка алюминиевого радиатора
При промывке радиатора, трубки которого изготовлены из алюминия, запрещено применять каустическую соду. Объясняется это тем, что этот химикат обладает значительной щелочной реакцией.
В результате воздействия соды на алюминиевую поверхность может произойти химическое взаимодействие, при которой в просвет трубок выделится большое количество продуктов распада, которые только увеличат затор в радиаторе.
Кроме того, поврежденные трубки могут быть полностью разрушены в течение непродолжительного периода эксплуатации.
Чем промыть радиатор печки автомобиля
Промывка радиатора печки лимонной кислотой
Лимонная кислота может использоваться для чистки кухонной посуды от накипи, поэтому для удаления засоров в радиаторах печки также можно успешно использовать это недорогое, но эффективное средство.
Для промывки радиатора лимонной кислотой необходимо растворить сухой магазинный продукт в чистой воде. Рекомендуемая пропорция – 50 г на 1 литр жидкости. Для промывки радиатора можно использовать метод двух бутылок или применить самодельную установку на основе электрической помпы.
Если планируется в ближайшее время менять охлаждающую жидкость в двигателе, то можно добавить кислотный раствор в охлаждающую жидкость и дать поработать двигателю с включенной печкой в течение получаса.
Затем следует оставить раствор на сутки, после чего слить жидкость, промыть систему охлаждения чистой дистиллированной водой и залить новый тосол.
Как промыть радиатор печки уксусом не снимая
Столовый уксус также является слабым кислотным раствором, поэтому его можно успешно использовать для очистки радиаторных трубок изнутри. Для приготовления раствора для промывки радиатора следует смешать 0,5 литра столового уксуса и 10 литров дистиллированной воды. Затем полученной смесью промывается радиатор отопителя любым подходящим методом.
Промыть радиатор сывороткой
Натуральная молочная сыворотка содержит молочную кислоту, поэтому этот продукт также можно успешно применить для очистки радиатора автомобильной печки. Для промывки потребуется около 10 литров этого продукта, который следует обязательно процедить через несколько слоев марли.
Заливают сыворотку вместо охлаждающей жидкости и используют машину в обычном режиме в течение 30 минут. Затем необходимо промыть систему охлаждения горячей дистиллированной водой и залить новый антифриз.
Промывка радиатора печки электролитом
В качестве эффективного средства для промывки радиатора печки можно использовать аккумуляторный электролит. Чтобы набрать необходимое количество этого вещества можно слить жидкость из старых батарей, затем процедить и использовать.
Как промывать ортофосфорной кислотой
Ортофосфорной кислотой также можно успешно чистить радиатор печки. Работу рекомендуется выполнять на демонтированном устройстве и с применением индивидуальных средств защиты.
Для удаления накипи на радиаторных трубках достаточно использовать небольшое количество ортофосфорной кислоты. Чтобы почистить внутреннюю поверхность металла достаточно залить радиатор кислотным раствором на 2 часа. Затем обязательно следует промыть изделие чистой дистиллированной водой. Рекомендуется также продувать деталь сжатым воздухом, чтобы удалить остатки жидкости.
Промывка радиатора печки водой
Очистка радиатора осуществляется под давлением. Например, можно подсоединить шланг к водопроводному крану и одному из патрубков печки. Таким образом можно избавиться только от легко отделяемых отложений на стенках трубок.
Несмотря на неэффективность данного метода для борьбы с известковой накипью, его можно успешно применять, если известно, что внутренние детали радиатора были загрязнены попадание в систему охлаждения пыли, грязи и других механических объектов, которые не слишком сильно прилипают к металлу и могут быть отделены от него промывкой водой под давлением.
Специальное средство для промывки радиатора печки
Для промывки радиатора печки можно использовать следующие специально выпущенные для этой цели средства:
- LAVR Radiator Flush Classic – может успешно применяться для очистки алюминиевых и медных радиаторов отопителя салона. Средство позволяет справиться не только с известковым налетом, но и с ржавчиной.
- LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger – может использоваться с любым типом металла. Реализуется в банках, объема которых достаточно для однократной очистки радиатора печки.
- Hi-Gear Radiator Flush – является средством быстрого действия. Для очистки радиатора от накипи потребуется затратить не более 7 минут.
Перечисленные средства позволяют успешно справиться с засорами радиатора. Единственный недостаток специальных реагентов заключается в более высокой стоимости по сравнению с применением «дедовских» методов.
Очистка радиатора печки с помощью бытовых чистящих средств и средств для прочистки труб (Туалетный утенок активный, Tiret professional, Крот)
Бытовые чистящие средства также можно успешно использовать для прочистки радиатора. Рекомендуется разводить концентрированную жидкость водой в пропорции 1 к 3. Затем полученный раствор заливают вместо тосола, и выжидают в течение 1,5 часа. Когда средство отстоится, систему охлаждения промывают чистой водой.
Применение бытовых чистящих средств не рекомендуется для очистки алюминиевых радиаторов. Объясняется запрет на использование наличием активной щелочи, которая может повредить этот металл.
Промывка радиатора отопителя Фантой, Швепсом или Спрайтом
В безалкогольных газированных напитках Фанте, Швепсе и Спрайте содержится лимонная кислота, поэтому их можно успешно применять для удаления накипи на внутренних стенках радиатора печки.
Для проведения процедуры потребуется приобрести около 8 литров напитка. Чтобы очистить внутренние трубопроводы потребуется залить жидкость в систему охлаждения и выждать в течение нескольких часов.
После завершения процедуры очистки следует тщательно промыть систему охлаждения..
Очистка радиатора печки с помощью молочной кислоты
Чтобы очистить радиатор отопителя можно применять 6-процентный раствор молочной кислоты. В продаже можно найти более концентрированное средство (36%), поэтому приобретенный химикат потребуется развести к дистиллированной воде в соотношении 1 к 5.
После приготовления раствора его заливают в систему охлаждения автомобиля и ожидают пока не прекратиться выделение углекислого газа. Затем грязную жидкость сливают, промывают систему охлаждения водой и заливают новый антифриз.
Промывание серной кислотой
Для удаления накипи и засоров используется 15-процентный раствор кислоты, поэтому концентрат разводят дистиллированной водой в соотношении 1 к 6.
При приготовлении средства следует аккуратно добавлять кислоту в воду, а не наоборот.
Чтобы обезопасить себя от химических ожогов, даже при использовании сильно разведенного раствора, рекомендуется использовать средства индивидуальной защиты.
Чистка раствором соляной кислоты
Чистка соляной кислотой является эффективным, но небезопасным способом. Для приготовления рабочего раствора потребуется смешать концентрат с дистиллированной водой в соотношении 1 к 20.
Перед промывкой радиатора рекомендуется демонтировать деталь с автомобиля, а после завершения процедуры обязательно пропустить через внутренние трубки чистую дистиллированную воду в количестве не менее 10 литров.
Как чистить радиатор печки автомобиля: Как и чем промыть радиатор печки машины. 5 способов и средств для промывки своими руками
- Чем промыть алюминиевый радиатор печки автомобиля
- Чем и как промыть радиатор печки автомобиля — советы бывалых.
- Загрязнение радиатора, промывка
- Чистка радиатора на а/м Тойота: основы борьбы с перегревом — Регламентное ТО и запись — Автомобили с пробегом в наличии — Автомобили с пробегом
- Чем промыть радиатор печки автомобиля, не снимая
- 5 вариантов чем промыть радиатор печки автомобиля — CARHack.ru
- Чистка радиатора автомобиля | чистка радиатора кондиционера
- Как промыть радиатор [простой способ] — Auto Shop Buzz
- Промывка и чистка печки автомобиля. Как промыть плиту не снимая
- Как промыть радиатор печки, не снимая его. Промывка радиатора печки
- Включите обогреватель
- Как сделать печь для выживания (автомобильный обогреватель)
- Как очистить печь за 7 шагов (с изображениями)
- Как помыть печку в машине не снимая. Как помыть радиатор автомобиля в домашних условиях
Если через несколько лет эксплуатации отопитель вашего автомобиля стал греть заметно хуже, дело, скорее всего, в уменьшении пропускной способности радиатора печки. В этом случае его нужно промыть. Однако при выполнении этой операции на алюминиевом теплообменнике следует быть осторожным, поскольку не все средства одинаково безопасны для алюминия.
Виновата ли я?
В том, что печка греет уже не так эффективно, могут быть и другие причины, кроме вышеназванной. Со временем засоряются соты теплообменника, салонный фильтр. Если последний еще доступен для обслуживания, то прочистка внешней поверхности радиатора — целая эпопея, поскольку для этого требуется разобрать почти всю переднюю панель.
Для проверки заведем двигатель и дадим ему прогреться до рабочей температуры. Затем откроем все четыре диффузора на передней поверхности торпедо и включим на максимум работу печки.
Ладонью сравним температуру воздуха, выходящего из разных каналов отопителя. Неплохо воспользоваться прибором для измерения температуры — пирометром.
Если со стороны подводящего бачка воздух заметно теплее, наши подозрения подтверждаются, и радиатор подлежит промывке.
Немного теории
Процесс мойки изделий из алюминия и его сплавов не так прост. Средства, обычно применяемые для мойки медных радиаторов, для алюминия представляют опасность. Вот чем оборачивается экономия автопроизводителей, повсеместно заменяющих медь алюминием. Поэтому следует грамотно подходить к выбору промывочных средств и жидкостей.
Иногда утверждают, что медные радиаторы следует промывать щелочными растворами, а вот алюминиевые — кислотными, поскольку алюминий, дескать, кислот не боится. В подтверждение приводят тот факт, что азотную и серную кислоты перевозят в алюминиевых цистернах. И это действительно так.
Но дело в том, что активность кислот по отношению к алюминию зависит от их концентрации. Так, 98% серная кислота мало активна к этому материалу, так же как и азотная. Более того, они даже способствуют образованию защитной окисной пленки на его поверхности.
А вот в разбавленных растворах кислот серебристый металл коррозионно нестоек.
Основная сложность выбора промывки
а) Продукты коррозии и накипь. Наиболее эффективно растворяются кислотами.
б) Жировые образования, продукты распада присадок антифриза, масла. Нейтрализуются с помощью щелочей.
Вредные советы
Если забить в поисковике интернета строчку — «чем промыть алюминиевый радиатор печки автомобиля», на вас обрушится вал оптимистических советов. При этом, наряду с действительно адекватными предложениями, много провокационных рекомендаций на тему — как быстрее «угробить» этот узел.
При этом некоторые рекомендуемые средства (лимонная кислота, пищевой уксус) еще можно в крайнем случае использовать, соблюдая разумную пропорцию. Так, раствор лимонной кислоты делают из расчета 200 – 250 г порошка на 10 литров, столовый уксус разводят в количестве 500 мл на ведро воды.
Напоминаем: концентрация уксусной кислоты составляет 70%, что необходимо учесть при расчете пропорции.
Внимание: большинство щелочей (пищевая сода, поташ, каустическая сода) для алюминиевых радиаторов противопоказаны.
И что же выбрать?
Отечественные и зарубежные производители предлагают различные продукты, предназначенные для промывки систем охлаждения ДВС. В качестве примера рассмотрим промывочные средства от компании ЛАВР (Россия):
- LAVR Radiator Flush Plus — при сильном засорении ОС. Объем раствора — 9 – 11 литров.
- Radiator Flush 2×1 (ln1106) — для чрезвычайно загрязненных СО: растворитель накипи + нейтрализатор-ополаскиватель.
- Radiator Flush Complete — комплексный очиститель. Безопасен для радиаторов и печек с трубками малого сечения. На 9 – 11 литров объема.
Зарубежные аналоги: LIQUI MOLY, Hi-Gear, FELIX и другие.
Вот, вкратце, все, что нужно знать, приступая к водным процедурам. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам реанимировать алюминиевый радиатор печки, а не загубить его окончательно. Как промывать отопительный радиатор двигателя — тема другой статьи.
В нашем интернет-магазине вы сможете купить автозапчасти с доставкой по всей России.
Популярные марки автомобилей для заказа запчастей
Чем и как промыть радиатор печки автомобиля — советы бывалых
Чем и как промыть радиатор печки автомобиля — советы бывалых
У этого поста — 2 .
Чем промыть радиатор печки автомобиля, не снимая его: средства, процедура
Печка в машине является источником тепла в зимнюю пору. Если из нее начинает идти недостаточно теплый или холодный воздух, значит, деталь засорилась и требует очистки. Рассмотрим наиболее простой вариант – чем промыть радиатор печки автомобиля, не снимая его.
Почему засоряется
Основные причины засора радиатора машины:
- Накопившаяся в процессе эксплуатации грязь, проходя по всей системе, в итоге, набивается в радиатор.
- Налет от циркуляции антифриза, напоминающий накипь. Он появляется при использовании некачественной жидкости.
- Отсутствие регулярного ухода за автомобилем или использование некачественного состава или воды вместо антифриза может привести к появлению ржавчины на деталях.
- Попадание в охладительную систему остатков топлива, масла и других химических жидкостей.
Процесс промывки радиатора печки
Все эти загрязнения засоряют детали и мешают циркуляции воздуха в теплообменнике, что и является основной причиной неправильного функционирования печки.
Как часто нужно проверять состояние и промывать радиатор
Машины, которые используются более 2 лет, подвержены риску засоров и загрязнения деталей двигателя, в том числе и радиатора. Поэтому специалисты рекомендуют проверять работу отопительной системы и очищать детали один раз в 2 – 3 года.
Грязь и пыль в радиаторе
Чем это можно сделать
Перед началом очищения радиатора следует знать свойства материала, из которого он изготовлен. Чистящие средства на основе щелочи не подойдут для алюминиевого теплообменника. Промывают его концентрированной, неразбавленной кислотой, так как применение воды способно нарушить коррозийную защиту поверхности.
Кислота может повредить медный или латунный радиатор. Такой материал хорошо очищать, используя соду и другие щелочные соединения.
Сильный засор радиатора = неработающая печка
Специальная химия
В магазинах продается достаточно обширный ассортимент специализированных химических средств. Среди них можно выделить:
- очиститель FELIX;
- безопасный комплексный состав Radiator Flush Complete;
- для сложных загрязнений Radiator Flush 2×1 от российского производителя Лавр;
- зарубежное средство Hi-Gear.
Специалисты рекомендуют использовать спец. средства
Возможно применение аккумуляторного электролита (1,27), который поможет очистить всю систему охлаждения.
При использовании таких средств не возникает проблем с пропорциями, они максимально безопасны для деталей автомобиля. Для достижения желаемого результата следует строго соблюдать инструкцию по применению очистителей.
Домашние способы
Среди подручных средств многие автомобилисты отдают предпочтение лимонной кислоте, бытовой химии вроде «Антинакипина», «Крота» или даже «Кока-колы». Для медных радиаторов используют каустическую соду или любой щелочной раствор.
Использование бытовых и подручных средств требует особой осторожности. Важно знать пропорции, в которых их разводить. Обычно они требуют добавления большого количества воды.
Если грязи не много лимонная кислота может помочь
70% уксус потребуется развести в размере 50 мл на ведро горячей воды, а лимонную кислоту – из расчета 250 г на 10 л воды.
В Коле или Фанте содержится много сахара, который может повредить работе двигателя, поэтому их следует употреблять с осторожностью.
Оборудование требуется нехитрое: два шланга и емкость
Мягко и безопасно почистить алюминиевые детали и удалить загрязнения можно при помощи молочной сыворотки (600 г молочной кислоты развести в 10 л воды) или сильно разбавленной щавелевой кислоты.
Пошаговая процедура
В домашних условиях проще всего не снимать радиатор перед его очисткой. Такой метод очищения системы охлаждения намного проще и не менее эффективен, чем способ с демонтажем. Процесс проходит в несколько этапов и состоит из тщательной промывки водой для удаления скопившейся грязи и финальной промывки с использованием химических средств:
- Сливается старый антифриз.
- В машину при помощи специальных шлангов с насадками заливается, а после спускается горячая вода. Процесс продолжают до максимальной чистоты вытекающей струи.
- Выбранную жидкость для чистки следует залить через шланг в радиатор до полного заполнения печки и после перекрыть оба шланга.
- Время выдержки состава составляет от получаса до 2 часов, в зависимости от выбранного раствора. Что касается специализированных очистителей, период оптимального их воздействия описан в инструкции по применению.
- Далее нужно слить раствор и промыть систему теплообмена чистой водой.
- На финальном этапе требуется залить свежий антифриз.
Вода сливается до тех пор, пока не станет прозрачной
Если работа печки после этого способа не улучшилась, скорее всего, она вышла из строя, и требует замены на новую.
Внимание! В холодное время года лучше воспользоваться услугами профессионалов, так как не удаленные остатки жидкости для промывки могут замерзнуть и повредить радиатор.
Чем грозит запущенное состояние радиатора
Зимой плохое состояние печки грозит дискомфортом водителю и пассажирам. В салоне банально будет холодно. Помимо этого, есть и более серьезные последствия:
- Теплообдув помогает избежать обледенения ветрового стекла. При неработающей печке обзор ухудшится, что может привести к аварии.
- При неправильной работе системы охлаждения возрастает риск перегрева двигателя.
- В системе охлаждения может повыситься давление, возрастает риск разгерметизации некоторых элементов.
- Повреждение предохранительного клапана расширительного бачка.
Этого достаточно, чтобы не запускать состояние автомобиля.
[totalpoll id=»6098″]
Своевременный контроль на СТО поможет избежать неполадок в системе работы печки. Если ситуация уже запущена, а возможность обратиться за помощью в техслужбу, отсутствует, советы в статье подскажут чем помыть радиатор печки, не снимая его в домашних условиях.
А вы уже пробовали самостоятельно промывать радиатор?
Как вам статья?
Промывка радиатора печки: как справиться без мастера — Лайфхакер
Так выглядит засор изнутри / drive2.ru
Засор радиатора — это одна из самых распространённых причин плохой работы отопителя салона. Чаще всего такое происходит из‑за некачественной охлаждающей жидкости, смешивания двух разных по составу антифризов или использования воды.
Всё это приводит к образованию налёта на стенках изнутри. Грязь наглухо закупоривает и без того тонкие трубки радиатора с завихрителями, нарушая циркуляцию, и ни о каком нагреве речи быть не может.
Как понять, что проблема в засоре
Проверить, действительно ли забит радиатор печки, довольно просто. Нужно найти два тонких патрубка, идущих в салон через перегородку моторного отсека, и пощупать их. Если один из них горячий, а второй еле тёплый или холодный, то это засор.
https://www.youtube.com/watch?v=0vskguPZnNQ\u0026pp=ygWgAdCa0LDQuiDQuCDRh9C10Lwg0L_RgNC-0LzRi9GC0Ywg0YDQsNC00LjQsNGC0L7RgCDQv9C10YfQutC4INC80LDRiNC40L3Riy4gNSDRgdC_0L7RgdC-0LHQvtCyINC4INGB0YDQtdC00YHRgtCyINC00LvRjyDQv9GA0L7QvNGL0LLQutC4INGB0LLQvtC40LzQuCDRgNGD0LrQsNC80Lg%3D
В некоторых случаях из отопителя будет дуть холодный воздух, даже если горячими окажутся оба патрубка. Это может говорить о следующем: внутри всё забито так сильно, что нагретый антифриз попадает в бачок радиатора и, минуя соты, тут же покидает его, не успев отдать тепло.
Что с этим делать
Стандартное решение этой проблемы — замена радиатора на новый. Именно это порекомендуют в автосервисе.
Здесь придётся раскошелиться, поскольку к цене нового радиатора прибавляется стоимость работ, а это в 2–3 раза дороже, чем сама запчасть.
В современных авто добраться до радиатора очень непросто: нужно снимать обшивку и торпедо, откручивать трубки кондиционера, а потом дозаправлять его.
Второй вариант — промывка прямо на машине. В этом случае всё гораздо проще и ничего снимать не нужно. Достаточно отсоединить патрубки, идущие к отопителю, подключить вместо них насос со шлангами и прогнать через радиатор промывочный раствор.
Насколько эффективна промывка радиатора печки
Чистка радиатора гораздо легче, быстрее и однозначно дешевле замены, но у этой процедуры есть и минусы. Промывка не панацея, шансы на успех примерно 50 на 50. В запущенных случаях эффекта иногда нет.
Опять же, на старых машинах радиатор может дать течь только из‑за того, что смоются отложения, которые закрывали дырки в трубках. Ну и всегда есть вероятность повторного попадания грязи из системы охлаждения в промытую печку.
И всё же прежде чем менять радиатор, многие автовладельцы предпочитают сначала промыть его.
Как промыть радиатор печки, не снимая его
1. Приготовьте всё необходимое
Практически всё, что понадобится для очистки, можно найти в любом гараже, докупить в ближайшем авто- и бытовом магазине.
- 150–200 г лимонной кислоты;
- ведро на 8–10 л;
- ёмкость для слива антифриза;
- шланг длиной около 3 м;
- хомуты;
- провода;
- сеточка, марля или капрон;
- вода;
- антифриз для доливки;
- насос для перекачки;
- кипятильник или плита;
- гаечные ключи;
- отвёртки.
2. Разберитесь с сутью процесса
Принцип промывки радиатора печки заключается в следующем. Отопитель отсоединяется от системы охлаждения и к нему подключается насос с шлангами. В отдельной ёмкости растворяется и подогревается химия, а затем с помощью насоса промывочная жидкость циркулирует через радиатор. Это позволяет растворить и вымыть всю скопившуюся грязь.
Чтобы мусор опять не попадал внутрь, на выходе его собирают и удаляют с помощью импровизированного фильтра из марли или старых капроновых колготок. Затем радиатор промывается чистой водой и штатные шланги системы охлаждения устанавливаются на место.
3. Снимите клеммы с аккумулятора
avtosreda.ru
При снятии патрубков радиатора, возможно, придётся отсоединить несколько разъёмов проводки. Поэтому во избежание ошибок системы управления лучше обесточить бортовую сеть, сняв клеммы с аккумулятора. Сначала минусовую, затем — плюсовую.
Предварительно убедитесь, что отопитель установлен на максимальный нагрев. Если управление осуществляется с помощью крана, то в закрытом положении он будет блокировать проток жидкости и мешать промывке.
4. Слейте охлаждающую жидкость
Отопитель заполнен антифризом. Чтобы жидкость не вытекла на пол, когда будете снимать патрубки, её нужно слить в заранее приготовленную ёмкость через пробку на основном радиаторе.
Поскольку печка — не самая низкая точка системы, сливать можно не весь антифриз, а лишь часть. При должной аккуратности это получится сделать прямо через патрубки во время снятия.
5. Снимите патрубки с радиатора печки
drive2.ru
Найдите и отсоедините два тонких патрубка, которые идут в салон. Они находятся между двигателем и перегородкой моторного отсека. Обычно их легко обнаружить, но если не получается или боитесь ошибиться — сверьтесь с документацией к авто или поищите в интернете.
https://www.youtube.com/watch?v=0vskguPZnNQ\u0026pp=YAHIAQE%3D
Затем просто ослабьте прижимные хомуты и снимите трубки, вращая из стороны в сторону. Будьте готовы к тому, что из них вытечет ещё немного охлаждающей жидкости.
6. Подключите шланги и насос
drive2.ru
Возьмите любые подходящие по диаметру шланги (обычно диаметром 16 или 18 мм), наденьте на трубки отопителя и зафиксируйте хомутами. Свободный конец одного из шлангов соедините с насосом, второй обмотайте марлей и опустите в ёмкость для промывки. Также наденьте на насос небольшой отрезок шланга для забора жидкости.
Должна получиться примерно такая схема, как на фото. В качестве насоса удобнее всего использовать дополнительную помпу отопителя от «Газели», которая дёшево продаётся в любом автомагазине. Из других вариантов — циркуляционный насос от котла или дачный насос для полива.
7. Приготовьте и подогрейте промывку
ykt.ru
Для очистки от грязи и накипи используются специализированные средства, реагенты для очистки канализации, каустическая сода и обычная лимонная кислота. Последняя наиболее безопасна и при этом не менее эффективна.
Возьмите 5–6 л воды и засыпьте 150–200 г обычной лимонной кислоты, хорошо размешайте и подогрейте раствор. Нагревать можно с помощью кипятильника, на электроплите или от газовой горелки. Для максимального эффекта температура воды должна быть не менее 75 °C, а лучше — близкой к кипению.
8. Запустите насос
drive2.ru
Заполните заборный шланг насоса раствором, быстро окуните трубку в ёмкость и включите насос, подав питание. После этого начнётся процесс промывки: жидкость будет циркулировать, сливаясь в ведро и опять поступая из него в радиатор.
Если отопитель забит слишком сильно, поначалу вода будет вытекать из него слабой струйкой. Затем по мере воздействия раствора напор увеличится.
На полную промывку уходит от одного до нескольких часов в зависимости от состояния радиатора. Если загрязнения сильные, то, возможно, придётся сменить раствор на свежий.
Главное, каждые 15–20 минут менять направление циркуляции, переставляя местами шланги на насосе. Это поможет вымыть максимальное количество грязи.
Когда на выходе из радиатора хорошим потоком пойдёт относительно чистая вода, промывку можно считать завершённой.
9. Промойте радиатор водой
mastera23.ru
По окончании процесса нужно смыть остатки лимонной кислоты, чтобы она позже не смешалась с охлаждающей жидкостью в системе.
Для этого достаточно прогнать через радиатор несколько литров дистиллированной воды. Слейте остатки раствора, ополосните ёмкость, а затем наполните водой и запустите насос, как в предыдущем шаге.
10. Залейте антифриз
fix‑my‑car.ru
После всех манипуляций струёй воздуха удалите остатки воды из радиатора и отсоедините промывочные шланги. Установите на их место штатные и зафиксируйте хомутами.
Ещё раз всё проверьте и убедитесь, что пробки закрыты. Далее залейте антифриз, который сливали ранее, а при необходимости добавьте новый — чтобы уровень в расширительном бачке соответствовал норме.
11. Удалите воздушные пробки
ton‑center.ru
При снятии патрубков и промывке в системе охлаждения неизбежно образуются воздушные пробки. Со временем они выйдут сами, но из‑за них отопитель может работать с перебоями, поэтому лучше избавиться от воздуха сразу.
Для этого нужно заехать на эстакаду или крутую горку, чтобы поднять радиатор авто как можно выше, и несколько раз хорошенько нажать на газ. В этот момент будет слышно бульканье внутри отопителя, которое прекратится после выхода пробок.
12. Проверьте работу отопителя
avtovzglyad.ru
Хорошо прогрейте двигатель и оцените результат. Если проблема действительно была в забитом радиаторе и вы всё сделали правильно, эффект приятно удивит. Печка будет греть как новая, при этом тепло из воздуховодов начнёт идти уже через пару минут после запуска двигателя.
Не греет печка? Поможет промывка! — дедовские средства против фирменных — журнал За рулем
На улице холодно! Хочется побыстрее прогреть салон. Отопитель — на максимальную температуру, а из печки идет еле теплый воздух. В чем дело? Если термостат исправен, а в патрубках и шлангах нет воздушных пробок — значит, система охлаждения забита отложениями и нуждается в промывке.
Вот несколько советов, как это сделать самому, с минимальным риском для автомобиля и минимальными финансовыми затратами.
Способ 1. Дистиллированной водой (дешево, но малоэффективно)
Сливаем охлаждающую жидкость из остывшей системы, заправляем дистиллированную воду и «гоняем» мотор некоторое время. Можно прокатиться на автомобиле, чтобы вибрация, разгоны и торможения «подняли» как можно больше отложений. Затем сливаем воду и заливаем новый антифриз.
Такая слабенькая промывка справится лишь с легким загрязнением.
Способ 2. Проточной водой (и только потом дистиллированной)
По сути, это «усиленный» и более эффективный вариант способа №1.
Сливаем старый антифриз. Под напором подаем водопроводную воду через сливное отверстие в радиаторе или блоке цилиндров. Выходить вода будет через открытую пробку радиатора или расширительного бачка — все зависит от конфигурации системы охлаждения. В некоторых случаях потребуется снять термостат.
Важно: советуем отдельно промыть радиатор отопителя, отсоединив от него подводящий и отводящий шланги. Подавать воду необходимо попеременно в оба отверстия.
Не бойтесь использовать водопроводную воду: если ее не нагревать, накипи на стенках системы охлаждения не будет.
Закончили промывку под напором? Теперь заливайте дистиллированную или, в крайнем случае, кипяченую воду и выполняйте все, что описано в способе №1.
У всех автомобилей легко найти патрубки подвода и отвода жидкости радиатора отопителя.
Способ 3. С помощью насоса
Для этой цели лучше приобрести насос для перекачки охлаждающей жидкости от ГАЗели. Он продается в магазинах автозапчастей и стоит сравнительно недорого (примерно 1200 рублей).
Включив такой насос в систему охлаждения для промывки, мы создадим интенсивную циркуляцию любой жидкости, но без нагрева и мотора, и жидкости. А значит, снизим риск повредить систему любой «народной» промывкой (скорость химических реакций растет с повышением температуры).
Насос будет подавать воду из ведра, и потом она будет сливаться. При желании можно организовать промывку и по замкнутому кругу (в этом случае отложения придется отсеивать самодельным фильтром, например, из сложенных в несколько слоев капроновых чулок).
Насос от ГАЗели позволит организовать циркуляцию жидкости в системе без запуска двигателя, что особенно удобно в закрытых помещениях.
Способ 4. Установив топливный фильтр (будьте осторожны!)
Популярный совет: установить такой фильтр на шланг «обратки» из верхней точки радиатора в расширительный бачок. Делается это для улавливания загрязняющих антифриз частиц, чтобы всегда ездить с чистой системой.
Предупреждаем: при установке пластикового фильтра от карбюраторных машин рискуете в самый неподходящий момент остаться с закипевшим мотором. Дело в том, что термостойкость пластикового прозрачного фильтра недостаточна для современных высокотемпературных систем.
Можно поставить металлический фильтр от автомобилей с впрысковыми моторами (у них он располагается под днищем). Самые дешевые фильтры – от Самар и Приор.
Можно использовать только металлический фильтр от автомобилей с впрыском топлива.
«Дедовские» средства годятся не всем
Есть автомобили, в которых детали системы охлаждения выполнены из черных металлов. У других — только из алюминиевых сплавов. У машин-«ветеранов» можно встретить элементы системы охлаждения из сплавов меди. Всем этим системам нужны разные промывки.
Лить в них то кислоту (лимонную, молочную, уксусную), то щелочь (газированные напитки, каустическую соду) просто опасно. Ведь даже смешение двух несовместимых антифризов может вывести из строя двигатель, радиаторы (основной и отопителя) и даже коробку передач или интеркулер.
Как выбрать промывку?
Чистота радиатора снаружи не менее важна, чем изнутри, а грязи туда попадает больше.
Надежнее всего купить ту, что рекомендована производителем автомобиля. Или хотя бы такую, на этикетке которой указано, что металлам в системе охлаждения она не навредит.
Современные средства для промывки основаны не на кислотах и не на щелочах – у них нейтральный pH. А значит, они не агрессивны к металлическим деталям в системе охлаждения.
Промывки могут быть двухкомпонентными. Первый компонент очищает систему от окислов металлов, второй — от продуктов разложения старого антифриза.
Добавки заливают за пару тысяч километров до замены антифриза, и они успевают отмыть все загрязнения в системе, переводя их во взвешенное состояние. При замене антифриза грязь просто сливается вместе со старым.
Важно: Использовать фирменные промывки лучше согласно инструкции по применению. Но если есть подозрение на большое количество осадка в блоке цилиндров и радиаторах, можно предварительно промыть большим количеством воды под давлением (из водопровода или с помощью электронасоса).
Проще предотвратить, чем устранять
Заливайте правильный антифриз, вовремя меняйте его – и промывка системы изнутри не потребуется многие годы. А вот снаружи радиатор системы охлаждения промывайте как можно чаще. Особенно в межсезонье. Сделайте это сейчас — время для этого самое подходящее.
- Что, как и когда нужно делать автомобилисту, изложено в сотнях книжек и методичек. А чего делать не нужно ни под каким видом, мы рассказываем тут.
- Поддержать хорошее состояние узлов и агрегатов автомобиля поможет американская автохимия Cyclo и присадки SUPROTEC. Информацию о том, как правильно обслуживать автомобили, вы найдете в книгах издательства «За рулем»
- В нашем интернет-магазине снижены цены на техническую литературу, руководству по ремонту и прочие книги и журналы издательства «За рулем». Не упустите момент!
- «За рулем» теперь можно читать в Яндекс.Дзен.