Как поменять радиатор печки ВАЗ 2109. Инструкция по замене своими руками
Чаще всего при проблемах с радиатором отопителя речь идет об обнаружении течи. Такая ситуация подразумевает замену агрегата.
Внешний вид устройства
Определяем неисправности
Выявляем неисправность радиатора. Первым сигналом на то, что присутствует неисправность, является частое заливание тосола в бачок. В данной ситуации нельзя сказать точно, что проблема кроется именно в радиаторе. Виновниками могут быть патрубки или кран отопительной системы.
Для изоляции варианта с краном достаточно проверить салон машины на неприятный запах и капли тосола на напольном покрытии. Если таковых нет, дело точно не в кране. Чтобы определить состояние патрубков, получите к ним доступ, чтобы визуально осмотреть.
Таким образом вы поймете, протекают они или нет.
Если проблем как таковых нет – загвоздка кроется именно в радиаторе. Решать проблему необходимо достаточно оперативно, так как тосол может попасть в салон и испортить ковролиновое покрытие.
Ход работы
- Снимите нижнюю консоль, которая идёт от рычажков регуляторов обогрева салона к кожуху КПП.
- Отодвиньте оба передних посадочных места по максимуму назад. Если кроме радиатора отопителя вы хотите также заменить кран, тогда вам потребуется снять пластиковые накладки с порогов и задрать ковролин.
- Подпилите журнальную полку под бардачком с одной стороны, обратно её можно будет прикрутить при помощи саморезов.
- После чего вы увидите, что можно беспрепятственно снять деталь в получившуюся щель без проблем.
- Перекройте кран отопителя и подготовьте пробки, которые будете использовать в качестве затычек и ёмкость под остатки охлаждающей жидкости, чтобы не дать разлиться остаткам тосола, которые скопились в самом радиаторе.
- Открутите по три болтика с каждой стороны радиатора.
- Ослабьте только те хомуты, которые подходят непосредственно к радиатору, но не стягивайте их.
- Теперь самое сложное — нужно слить остатки тосола из радиатора. Во избежание проливания ОЖ на пол подстелите под кран, в ноги переднему пассажиру, и под радиатор влагонепроницаемые коврики или старую ткань.
- Сдёрните патрубки с радиатора, первым снимается нижний, который располагается внизу на кране, он перекрыт. Подставьте ёмкость и слейте ОЖ из радиатора. Пробку держите наготове. Жидкости может вытечь около литра. Возможно вам потребуется несколько раз сливать жидкость, поэтому, скорее всего, придётся пробкой затыкать патрубок.
- Снимите отводящий патрубок от радиатора, но не опускайте его вниз, так как из него может политься ОЖ, держите его на уровне крепления к радиатору. Сливать жидкость не нужно, достаточно просто заткнуть патрубок пробкой.
- Теперь можно вытаскивать сам радиатор.
- Замените его новым.
- Воткните верхний отводящий патрубок.
- Затем нижний.
- Затяните хомуты.
- При необходимости удалите воздушную пробку.
О причинах неисправности отопителя ваз 2109
Воздушные пробки тоже стали довольно частым явлением при первых зимних запусках печки. Антифриз попросту не циркулирует по отопительному контуру, поскольку тот перекрыт воздушной пробкой. В этом случае нужно принимать меры по удалению пробки, а заодно поменять антифриз и промыть систему охлаждения за компанию. Может случиться такое, что после 60-80 тысяч количество накипи в радиаторе отопителя просто не дает возможности нормально циркулировать охлаждающей жидкости, в этом случае, если не видны явные симптомы неисправности, нужно принимать решение в зависимости от пробега девятки.
Если же антифриз все-таки начал протекать, то прежде всего стоит проверить патрубки системы отопления. Не так это просто, как кажется, но все же лучше, чем снимать отопитель полностью. В принципе, даже при замене радиатора печки рекомендуют менять и патрубки для профилактики, поэтому стоит купить и их. Раз мы уж в магазине, тогда выберем подходящий радиатор отопителя.
Выбор
Выбирая новый радиатор для печки своего ВАЗ 2109, следует понимать, чего именно вы хотите добиться и каким бюджетом при этом располагаете.
Сегодня на выбор потребителям предлагается два типа агрегатов.
Тип радиатора | Особенности |
Алюминиевый | Относительно недорогой вариант радиатора, который характеризуется высокими показателями теплопроводности. Однако такое устройство не подлежит ремонту, в чем выражается главный его недостаток. Но на практике ремонт проводят не так часто, потому мало кто обращает внимание на этот минус |
Медный | При необходимости и обнаружении течи медный радиатор поддается ремонту — пайке. Показатели теплопроводности несколько выше, если сравнивать с алюминиевыми аналогами. Но при этом цена достаточно высока — как на ремонт, так и на сам радиатор |
Алюминиевый агрегат
Из-за нерентабельности и высокой стоимости большинство владельцев ВАЗ 2109 выбирают алюминиевые радиаторы. Но здесь все зависит от ваших личных решений и предпочтений. При активной эксплуатации автомобиля в условиях суровой зимы медный радиатор вполне себя оправдывает.
Медный агрегат
Пошаговый процесс замены радиатора печки
Итак, как же производить замену радиатора на примере автомобиля ВАЗ-2109? Проведение работ возможно двумя методами – со съемом приборной панели и без демонтажа приборки.
Первый вариант предполагает более легкий процесс, который займет около 6 часов по времени. Во втором все будет несколько сложнее, но затраченное время не превысит двух часов. Здесь быстро или легко – решать вам. Мы расскажем о том, как произвести замену без разбора приборной панели автомобиля.
Для начала подготовьте следующие инструменты:
- две отвертки – накрест и плоская;
- трещотка с набором головок;
- любая емкость объемом до 8 л, чтобы можно было слить охлаждающую жидкость;
- резиновые перчатки, чтобы не получить химический ожог;
- гаечные ключи.
Работы рекомендуется выполнять в гараже со смотровой ямой.
После того как все подготовлено, можно начинать замену радиатора печки на автомобиле ВАЗ-2109. Следуя нашим рекомендациям, процесс покажется не таким уж и сложным.
Начнем:
- Наденьте перчатки, залезьте в смотровую яму. Открутите крышку радиатора, слейте жидкость в емкость. Чтобы упростить процесс, возьмите шланг длиной 1 м и диаметром 1 см.
- После того как вся жидкость сольется, на глаз должно получиться около двух литров, необходимо слить охлаждающую жидкость системы охлаждения двигателя. Для этого достаточно найти соответствующую пробку на моторе и сделать все аналогично действиям с радиатором. Откручивание кнопки осуществляется при помощи ключа диаметром 17 мм.
- На следующем шаге опускаются патрубки хомутов, и сливаются остатки тосола из системы отопления. Для этого из салона необходимо добраться до этих узлов и провести данную процедуру. Легче это сделать из переднего пассажирского места.
- Слив весь тосол, переходите к демонтажу радиатора. В первую очередь выкручивайте шурупы, которые удерживают переднюю панель.
- Следующим шагом выкрутите шуруп на задней стенке бардачка и шуруп, размещенный рядом с боковым пассажирским зеркалом заднего вида.
- Как только все шурупы выкручены, передняя панель должна свободно двигаться вверх/низ. Для упрощения работы поднимите ее вверх до максимума и подложите под нее брусок размером 7 см.
- Разместитесь спиной на коврике пассажирского места и открутите 3 шурупа, которые удерживают печку и демонтируйте ее.
- На этом этапе оклейте новый радиатор резинкой и поставьте на место. Перед установкой не забудьте почистить этот участок.
- Завершающий шаг: соберите всю систему в обратном порядке. Это уже не должно вызвать дополнительных трудностей.
Замена пыльника ШРУСа ВАЗ 2109 без снятия привода
Как только все работы завершены, залейте в систему тосол (охлаждающую жидкость). Желательно заливать свежую жидкость, но можно взять и ту, которую сливали. Заливайте до уровня «max» на расширительном бачке. После этого заведите двигатель примерно на 15 минут, впоследствии долейте еще жидкости.
На этом процесс замены радиатора печки в автомобиле ВАЗ-2109 завершен.
Замена радиатора на высокой панели, не снимая приборную панель
Этот метод не потребует откручивания приборной панели и сливания охлаждайки. Сама работа по замене не займёт больше часа по времени. Но единственным минусом способа является необходимость спиливания журнальной полки под бардачком. Что нужно:
- Ножовка по металлу.
- Отвёртка крестовая.
- Гаечный ключ на 7 или 8, в зависимости от хомутов.
- Радиатор для замены.
- 3 пробки от бутылки шампанского.
- Ёмкость под остатки охлаждайки.
Замена радиатора печки 2109 без снятия панели

Инструкция говорит о том, что необходимо снимать всю переднюю панель, независимо от того, высокая панель установлена, или низкая. Ничем подобным заниматься мы, конечно, не станем. Если в автомобиле стоит высокая панель, достаточно просто открутить все винты, которые крепят ее к моторному щитку и силовым элементам кузова.
Самому не справиться, поэтому нужен или помощник, или полено подходящего размера. Оно (он) удерживает панель на таком расстоянии от моторного щитка, что как раз проходит радиатор, предварительно отсоединенный от патрубков.
Радиатор проходит между перчаточной полкой и бардачком, а вся операция занимает не более часа.
Поэтому на всякий случай держите в гараже пару поленьев подходящего размера и хороший радиатор печки. Не мерзните в салоне, удачных и теплых путешествий зимой!
Замена радиатора печки ВАЗ 2109 пошаговая инструкция
Печка ВАЗ 2109 имеет простое устройство и очень надёжна, но имеет свой срок службы. Его составляющие – двигатель, нагнетатель, радиатор, воздуховоды и дефлекторы. Работа регулируется при помощи рычага на панели.
Наиболее популярны неисправности радиатора, шланги и патрубки часто дают трещины, протекают или засоряются, в воздуховоды попадает мусор, пыль, управляющая рукоять тоже подвержена различным поломкам. В зависимости от возникшей проблемы, требуется замена печки ВАЗ 2109, замена, как минимум, отдельных деталей – шлангов, патрубков, что можно выполнить с демонтажем панели, или без него.
https://www.youtube.com/watch?v=PK0O7sMrWeg\u0026pp=ygWBAdCa0LDQuiDQv9C-0LzQtdC90Y_RgtGMINGA0LDQtNC40LDRgtC-0YAg0L_QtdGH0LrQuCDQktCQ0JcgMjEwOS4g0JjQvdGB0YLRgNGD0LrRhtC40Y8g0L_QviDQt9Cw0LzQtdC90LUg0YHQstC-0LjQvNC4INGA0YPQutCw0LzQuA%3D%3D
Замена печки ВАЗ 2109, высокая панель, вполне осуществима без снятия торпеды. В случае машины с низкой панелью, нужно снимать рулевой кожух. Демонтаж панели потребует больше времени (до 8 часов), но такой способ рекомендован инструкцией по эксплуатации. Если панель не демонтировать, ремонт займёт от 1 до 2 часов.
Что понадобится и когда необходима замена радиатора
Ремонт и замена радиатора отопителя ВАЗ 2109 требуются если:
- протекает радиатор, в салоне запах охлаждающей жидкости, пятна, потёки от неё;
- радиаторная решётка забита пылью, листьями, насекомыми, в результате воздух через неё не проходит, а прочистить их нельзя;
- накипь, коррозия стенок радиаторных трубок, особенно этому подвержены алюминиевые радиаторы;
- порошковый герметик, если был использован, может засорять систему, попадая в жидкость для охлаждения. В этом случае тонкие радиаторные трубки повреждаются и закупориваются быстрее прочих.
До того, как заменить радиатор печки на ВАЗ 2109, надо проверить и другие элементы системы, нет ли потёков тосола, трещин, воздушных пробок. Но патрубки всё равно рекомендуют менять вместе с радиатором.
Инструменты, материалы
Замена радиатора печки ВАЗ 2109 требует минимума инструментов:
- отвёртки – крестовые, шлицевые, лучше набор;
- гаечные ключи и головки, лучше в наборе, при отсутствии, можно обойтись торцевой головкой №10 и головкой глубокой, тоже на 10;
- рукоять трещоточная, удлинитель;
- также желательны резиновые перчатки, посуда для антифриза, сам антифриз;
- удобнее всего, если машину можно загнать на смотровую яму.
Перед тем, как заменить радиатор печки на ВАЗ 2109, его надо выбрать и приобрести. Для ВАЗ 2109 в автомагазинах предлагают 3 разновидности радиаторов, это:
- Изготовленные из меди. Увесистые, дороже штатных (ненамного, разница порядка 700 рублей). Отличаются высокой надёжностью, долгим сроком службы. Главное их достоинство – их можно чистить, реставрировать, при обнаруженной течи такой радиатор можно просто пропаять. Единственный недостаток – греет немного хуже, чем алюминиевый, согревается медленнее.
- Стандартный ВАЗовский алюминиевый радиатор продаётся в комплекте с патрубками, хомутами, стоимость всего набора в пределах 1 000 рублей. Греется быстро, хорошо отдаёт тепло, при любой неисправности требует замены, ремонтопригодность нулевая.
- Не оригинальные радиаторы могут стоить до 500 рублей, их низкое качество не оправдывается малой ценой, кроме этого, из-за реже размещённых пластин греют хуже.
После подготовки всех инструментов, запчастей, материалов, можно приступать к ремонту.
Как поменять радиатор печки на ВАЗ 2109 пошагово
На ВАЗ 2109 замена радиатора печки по инструкции должна выполняться при снятой передней панели, стандартной или высокой.
Но если делается замена радиатора отопителя ВАЗ 2109, высокая панель, можно обойтись без демонтажа панели. Надо только обеспечить опору панели после откручивания и снятия всех крепежей.
Подойдёт обычное полено-подпорка или нужен помощник. Кроме этого, желательно снять или откатить назад передние сидения.
Так как поменять радиатор печки на ВАЗ 2109, высокая панель, не снимая торпеду, можно за 1 – 2 часа, стоит воспользоваться этим:
- Прежде всего надо слить тосол (антифриз). Удобнее это делать, поставив машину на смотровую яму. Если ямы нет, используют опоры под колёса. Машина на стояночном тормозе, минус с батареи отключён. Руки следует защитить перчатками.
- С радиатора скручивается крышка. При помощи шланга метровой длины, жидкость спускают в подготовленную посудину.
- Антифриза должно стечь порядка 2 л, потом спускается оставшаяся в системе жидкость. Чтобы слить её, находится и скручивается пробка на моторе, далее, как и с радиатором, шлангом, отводят антифриз в ёмкость для него. Чтобы свинтить крышку, подойдёт 17-й ключ (накидной).
- До патрубков дотянуться можно из салона, ослабить хомуты и спустить остатки тосола. Одновременно патрубки снимают с радиатора.
- Подготовка завершена, но до того, как снять радиатор печки ВАЗ 2109, надо вывинтить шурупы-держатели панели, а также те, что размещены один – в бардачке, задняя стенка, другой – со стороны пассажирского места, рядом с зеркалом заднего вида.
- После скручивания всех крепёжных болтов, торпеду можно смещать. Поднять на максимально возможную высоту, подложить полено, любую подпорку, толщиной примерно 7 см, на высоту зазора. Двигать панель следует аккуратно, чтобы не повредить крепления проводов.
- Сама печка размещена внизу, в ногах у пассажира. Передние кресла снимают или максимально откатывают назад. Когда замена отопителя, радиатора ВАЗ 2109 выполняется вместе с заменой крана, надо снять пластиковые «порожки», а напольное покрытие поднять и отодвинуть.
- К крепежам отопителя доступ открыт. Эти болты надо выкрутить. Если делается замена печки ВАЗ 2109, высокая панель, добраться до агрегата можно с пола, сняв только радиатор или демонтировать печку полностью. Выкрутив 3 крепёжных болта радиатора, его можно снять.
- Печку и радиатор (по отдельности или вместе) извлекают, освобождая, заодно, от шлангов воздуховодов.
- Если нужна только замена радиатора отопителя на ВАЗ 2109, высокая панель, можно, сняв патрубки, вытащить радиатор в промежуток между полочкой (которую некоторые автовладельцы нередко срезают ножовкой, для удобства) и бардачком.
- Необходимо очистить посадочное место под радиатор от пыли, листьев.
- На новый радиатор наклеивают герметизирующую резинку и устанавливают его.
- При необходимости заменяют кран, патрубки, шланги.
- До вентилятора печки добраться можно через моторный отсек и снять отдельно, предварительно отсоединив все провода.
- Если требуется полная, вместе с отопителем в кожухе, замена печки ВАЗ, высокая панель, замена выполняется аналогично. Корпус отопителя к кузову привинчен болтами, со стороны места для пассажира – 4 штуки, со стороны водительского кресла – тоже 4.
- Скрутив гайки, извлекают агрегат, убирая шланги воздуховодов и тросики печных заслонок, если не отсоединили их раньше.
- Чистят посадочное место, меняют шланги и патрубки. Новую печку можно установить так же, как и снимали старую, в сборе.
- Узел монтируют в обратном порядке.
- По завершении, в расширительный бачок заливают антифриз до максимальной отметки.
- Прогревают двигатель на холостом ходу, после снова доливают жидкость в бачок до максимума. Хорошо прокачать систему охлаждения, во избежание пробок.
При данном способе можно даже не сливать антифриз, а закрыть на время ремонта кран. Некоторое количество тосола вытечет из патрубков, их отверстия прикрывают пробками (от шампанского, к примеру). Но если антифриз требует замены, его лучше заменить, а воздушные пробки убрать раньше, чем они станут причиной серьёзной поломки.
Если есть время и желание выполнить работы тщательно, со всеми удобствами, приборную панель можно демонтировать. Для этого:
- Подготовка такая же, как и в случае без снятия панели – установка авто на яму или опоры, отключение аккумулятора, слив антифриза.
- Тяги заслонок, приводной тросик отсоединяют.
- Также требуется снять все управляющие отопителем, вентилятором, рукояти.
- Накладка убирается, отсоединяют провода.
- Руль, замок зажигания, приборы демонтируются.
- Выкручивают крепёжные болты и панель можно снять.
При низкой передней панели все работы ведутся точно также. Отличие одно, с колонки рулевого управления надо снять кожух, чтобы при смещении панели на себя и в сторону её не повредить. При этих действиях также надо следить за тем, чтобы не оборвать и не нарушить проводку, идущую к щитку.
Как поменять радиатор печки на ваз 2109
Чаще всего при проблемах с радиатором отопителя речь идет об обнаружении течи. Такая ситуация подразумевает замену агрегата.
Поиск проблем
Чтобы отыскать источник течи в печном радиаторе, обратите внимание на следующие моменты:
- Первостепенный признак наличия течи в системе отопления салона — это повышенная частота доливки тосола в расширительный бачок. При этом гарантировать, что проблема именно в самом радиаторе, нельзя;
- Изучите состояние крана отопителя, патрубков;
- Если виновник кран, определить это не сложно. Если внутри салона отсутствуют неприятные сладковатые запахи и пол не покрыт следами охлаждающей жидкости, тогда это точно не он. Наличие таких признаков говорит о том, что нужно менять кран печки;
- Определить наличие деформаций, трещин в патрубках можно только путем их визуального осмотра. Потому демонтажные работы проводить придется;
- Откинув варианты с патрубками и краном, остается только один вариант — повреждение самого радиатора печки.
Затягивать с ремонтом радиатора не стоит, поскольку сначала это приведет к необходимости тратить лишние деньги на тосол. Литр ОЖ стоит порядка 100 рублей. А с течением времени проблема усугубится, тосол заполнит салон, начнет разъедать напольное покрытие, доставлять массу других неприятностей.
Выбор
- Выбирая новый радиатор для печки своего ВАЗ 2109, следует понимать, чего именно вы хотите добиться и каким бюджетом при этом располагаете.
- Сегодня на выбор потребителям предлагается два типа агрегатов.
- Тип радиатора
- Особенности
Относительно недорогой вариант радиатора, который характеризуется высокими показателями теплопроводности. Однако такое устройство не подлежит ремонту, в чем выражается главный его недостаток.
Но на практике ремонт проводят не так часто, потому мало кто обращает внимание на этот минус
При необходимости и обнаружении течи медный радиатор поддается ремонту — пайке. Показатели теплопроводности несколько выше, если сравнивать с алюминиевыми аналогами. Но при этом цена достаточно высока — как на ремонт, так и на сам радиатор
Из-за нерентабельности и высокой стоимости большинство владельцев ВАЗ 2109 выбирают алюминиевые радиаторы. Но здесь все зависит от ваших личных решений и предпочтений. При активной эксплуатации автомобиля в условиях суровой зимы медный радиатор вполне себя оправдывает.
Замена
Прежде чем приступить к замене устройства, обязательно оцените состояние нового агрегата.
Замена радиатора отопителя может быть выполнена двумя методами:
- Со снятием панели приборов;
- Без снятия приборной панели.
Снимая панель, работа проводится легко и довольно удобно. Но придется потратить на это не меньше 6-8 часов, в зависимости от вашего уровня подготовки.
Второй метод не требует снятия панели, из-за чего процедура усложняется. Зато на работу уходит буквально 2 часа.
Большинство автовладельцев хотят сделать все быстро, но качественно. Процесс демонтажа панели занимает много времени, требует внимательной возни с каждым крепежом. Потому оптимальный для большинства вариант — без снятия приборной панели.
Потому именно о нем подробно расскажем.
Для работы вам потребуется:
- Трещотка;
- Набор головок;
- Набор отверток (плоские и крестовые);
- Емкость для слива тосола объемом 8-10 литров;
- Резиновые перчатки для защиты;
- Гаечные ключи;
- Гараж с ямой.
Когда все готово, и вы настроились на работу, можно приступать.
- Залезайте в яму под автомобиль, предварительно включив ручной тормоз, поставив опоры под колеса и сняв минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Все во имя безопасности.
- Слейте жидкость охлаждения из радиатора, открутив сливную пробку.
- Далее, слив тосол из радиатора, вы заполните емкость примерно на 2 литра. Переходим к сливной пробке на двигателе. Тосол сливается так же, как из радиатора. Помочь может шланг диаметром 1 см и длиной около 1 метра. Все работы по сливу ОЖ обязательно выполнять на остывшем двигателе и в перчатках.
- Пробка для слива ОЖ из мотора откручивается ключом на 17.
- Ослабьте хомуты патрубков и слейте оставшийся тосол из системы печки. Тут вам придется лечь в салоне головой к двигателю, поскольку до патрубков можно добраться только со стороны пассажира.
- Слив тосол, можно начинать замену самого радиатора.
- Открутите шурупы, которые удерживают переднюю панель.
- Открутите крепеж, расположенный на задней стенке вещевого ящика (бардачка).
- Еще требуется демонтировать шуруп, который вы найдете возле бокового зеркала со стороны пассажира.
- Сняв эти крепления, передняя панель начнет свободно перемещаться вниз и вверх со стороны переднего пассажира.
- Чтобы облегчить себе работу, поднимите панель максимально вверх и в образовавшийся промежуток вставьте что-то типа деревянного бруска. Обычно нужен стопор толщиной порядка 7 сантиметров.
- Ложитесь на спину на пол со стороны пассажира, открутите три крепежа, которые удерживают печку. Достаньте ее. Радиатор извлечен.
- Наклейте на новый агрегат уплотнительную резинку и вставьте устройство на место старого радиатора. Не забудьте предварительно зачистить место посадки агрегата.
- Выполните обратную сборку узла.
- Залейте в систему старую или новую охлаждающую жидкость. Это отличный повод поменять тосол, если старый служит достаточно давно.
Заливать тосол следует последовательно. Сначала добавьте в бачок жидкости до отметки МАХ. После этого двигатель нужно запустить, чтобы он поработал минут 15. Уровень тосола снизится, и вы сможете долить недостающее количество.
Работа завершена. Старый радиатор идет на утилизацию, салон приводится в порядок и можно наслаждаться результатом.
Как менять печку на ваз 2109 -2115, видео по замене
Чаще всего при проблемах с радиатором отопителя речь идет об обнаружении течи. Такая ситуация подразумевает замену агрегата.
Детали отопителя: 1 – упругая втулка; 2 – пружинная гайка; 3 – левый кожух вентилятора; 4 – электродвигатель; 5 – рабочее колесо; 6 – правый кожух вентилятора; 7 – заслонка обогрева ветрового стекла; 8 – заслонка канала обдува ног; 9 – заслонка управления отопителем; 10 – правый кожух отопителя; 11 – скоба крепления кожухов отопителя; 12 – прокладка; 13 – радиатор; 14 – хомут; 15 – подводящий шланг; 16 – отводящий шланг; 17 – кран; 18 – левый кожух отопителя; 19 – уплотнительная крышка; 20 – резистор; 21 – опора оси заслонки управления отопителем
Поиск проблем
Чтобы отыскать источник течи в радиаторе печки, обратите внимание на следующие моменты:
- Первостепенный признак наличия течи в системе отопления салона — это повышенная частота доливки тосола в расширительный бачок. При этом гарантировать, что проблема именно в самом радиаторе, нельзя;
- Изучите состояние крана отопителя, патрубков;
- Если виновник кран, определить это не сложно . Если внутри салона отсутствуют неприятные сладковатые запахи и пол не покрыт следами охлаждающей жидкости, тогда это точно не он. Наличие таких признаков говорит о том, что нужно менять кран печки;
- Определить наличие деформаций , трещин в патрубках можно только путем их визуального осмотра. Потому демонтажные работы проводить придется;
- Откинув варианты с патрубками и краном , остается только один вариант — повреждение самого радиатора печки.
Затягивать с ремонтом радиатора не стоит, поскольку сначала это приведет к необходимости тратить лишние деньги на тосол (более того, парами тосола будите дышать Вы сами, что может привести к отравлению). Литр ОЖ стоит порядка 100 рублей. А с течением времени проблема усугубится, тосол заполнит салон, начнет разъедать напольное покрытие, доставлять массу других неприятностей.
Какой радиатор купить
Выбирая новый радиатор для печки своего ВАЗ 2109, следует понимать, чего именно вы хотите добиться и каким бюджетом при этом располагаете.
Сегодня на выбор потребителям предлагается два типа радиаторов:
Тип радиатора | Особенности |
Алюминиевый | Относительно недорогой вариант радиатора, который характеризуется высокими показателями теплопроводности. Однако такое устройство не подлежит ремонту, в чем выражается главный его недостаток. Но на практике ремонт проводят не так часто, потому мало кто обращает внимание на этот минус |
Медный | При необходимости и обнаружении течи медный радиатор поддается ремонту — пайке. Показатели теплопроводности несколько выше, если сравнивать с алюминиевыми аналогами. Но при этом цена достаточно высока — как на ремонт, так и на сам радиатор. |
Из-за нерентабельности и высокой стоимости большинство владельцев ВАЗ 2109 выбирают алюминиевые радиаторы. Но здесь все зависит от ваших личных решений и предпочтений. При активной эксплуатации автомобиля в условиях суровой зимы медный радиатор вполне себя оправдывает.
Замена
Прежде чем приступить к замене устройства, обязательно оцените состояние нового агрегата.
Замена радиатора отопителя может быть выполнена двумя методами:
- Со снятием панели приборов , снимая панель, работа проводится легко и довольно удобно. Но придется потратить на это не меньше 6-8 часов, в зависимости от вашего уровня подготовки.
- Без снятия приборной панели . Второй метод не требует снятия панели, из-за чего процедура усложняется. Зато на работу уходит буквально 2-3 часа.
Большинство автовладельцев хотят сделать все быстро, но качественно. Процесс демонтажа панели занимает много времени, требует внимательной возни с каждым крепежом. Потому оптимальный для большинства вариант — без снятия приборной панели.
Для работы вам потребуется:
- Трещотка;
- Набор головок;
- Набор отверток (плоские и крестовые);
- Емкость для слива тосола объемом 8-10 литров;
- Резиновые перчатки для защиты;
- Гаечные ключи;
- Гараж с ямой.
Когда все готово, и вы настроились на работу, можно приступать:
- Залезайте в яму под автомобиль, предварительно включив ручной тормоз, поставив опоры под колеса и сняв минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Все во имя безопасности.
- Слейте жидкость охлаждения из радиатора, открутив сливную пробку.
- Далее, слив тосол из радиатора, вы заполните емкость примерно на 2 литра. Переходим к сливной пробке на двигателе. Тосол сливается так же, как из радиатора. Помочь может шланг диаметром 1 см и длиной около 1 метра. Все работы по сливу ОЖ обязательно выполнять на остывшем двигателе и в перчатках.
- Пробка для слива ОЖ из мотора откручивается ключом на 17.
- Ослабьте хомуты патрубков и слейте оставшийся тосол из системы печки. Тут вам придется лечь в салоне головой к двигателю, поскольку до патрубков можно добраться только со стороны пассажира.
Процесс демонтажа
- Слив тосол, можно начинать замену самого радиатора.
- Открутите шурупы, которые удерживают переднюю панель.
- Открутите крепеж, расположенный на задней стенке вещевого ящика (бардачка).
- Еще требуется демонтировать шуруп, который вы найдете возле бокового зеркала со стороны пассажира.
- Сняв эти крепления, передняя панель начнет свободно перемещаться вниз и вверх со стороны переднего пассажира.
- Чтобы облегчить себе работу, поднимите панель максимально вверх и в образовавшийся промежуток вставьте что-то типа деревянного бруска. Обычно нужен стопор толщиной порядка 7 сантиметров.
- Ложитесь на спину на пол со стороны пассажира, открутите три крепежа, которые удерживают печку. Достаньте ее. Радиатор извлечен.
- Наклейте на новый агрегат уплотнительную резинку и вставьте устройство на место старого радиатора. Не забудьте предварительно зачистить место посадки агрегата.
- Выполните обратную сборку узла.
- Залейте в систему старую или новую охлаждающую жидкость. Это отличный повод поменять тосол, если старый служит достаточно давно.
Заливать тосол следует последовательно. Сначала добавьте в бачок жидкости до отметки МАХ.
После этого двигатель нужно запустить, чтобы он поработал минут 15. Уровень тосола снизится, и вы сможете долить недостающее количество.
Работа завершена. Старый радиатор идет на утилизацию, салон приводится в порядок и можно наслаждаться результатом.
Способы замены радиатора на автомобиле ВАЗ-2109 с высокой и низкой панелью
У радиаторов системы отопления есть свой резерв и рано или поздно он заканчивается — элемент выходит из строя. Первое и самое распространённое, что может с ним случиться — это то, что он забьётся листьями или заржавеет.
Особенно быстро это происходит, если в течение долгого времени не менять охлаждайку. Также важным фактором, влияющим на резерв детали, является качество материала, из которого изготовлена деталь.
Замена радиатора печки ВАЗ-2109 дело не простое, но вполне выполнимое самостоятельно.
Замена радиатора на высокой панели, не снимая приборную панель
Этот метод не потребует откручивания приборной панели и сливания охлаждайки. Сама работа по замене не займёт больше часа по времени. Но единственным минусом способа является необходимость спиливания журнальной полки под бардачком. Что нужно:
- Ножовка по металлу.
- Отвёртка крестовая.
- Гаечный ключ на 7 или 8, в зависимости от хомутов.
- Радиатор для замены.
- 3 пробки от бутылки шампанского.
- Ёмкость под остатки охлаждайки.
Ход работы:
- Снимите нижнюю консоль, которая идёт от рычажков регуляторов обогрева салона к кожуху КПП.
- Отодвиньте оба передних посадочных места по максимуму назад. Если кроме радиатора отопителя вы хотите также заменить кран, тогда вам потребуется снять пластиковые накладки с порогов и задрать ковролин.
- Подпилите журнальную полку под бардачком с одной стороны, обратно её можно будет прикрутить при помощи саморезов.
- После чего вы увидите, что можно беспрепятственно снять деталь в получившуюся щель без проблем.
- Перекройте кран отопителя и подготовьте пробки, которые будете использовать в качестве затычек и ёмкость под остатки охлаждающей жидкости, чтобы не дать разлиться остаткам тосола, которые скопились в самом радиаторе.
- Открутите по три болтика с каждой стороны радиатора.
- Ослабьте только те хомуты, которые подходят непосредственно к радиатору, но не стягивайте их.
- Теперь самое сложное — нужно слить остатки тосола из радиатора. Во избежание проливания ОЖ на пол подстелите под кран, в ноги переднему пассажиру, и под радиатор влагонепроницаемые коврики или старую ткань.
- Сдёрните патрубки с радиатора, первым снимается нижний, который располагается внизу на кране, он перекрыт. Подставьте ёмкость и слейте ОЖ из радиатора. Пробку держите наготове. Жидкости может вытечь около литра. Возможно вам потребуется несколько раз сливать жидкость, поэтому, скорее всего, придётся пробкой затыкать патрубок.
- Снимите отводящий патрубок от радиатора, но не опускайте его вниз, так как из него может политься ОЖ, держите его на уровне крепления к радиатору. Сливать жидкость не нужно, достаточно просто заткнуть патрубок пробкой.
- Теперь можно вытаскивать сам радиатор.
- Замените его новым.
- Воткните верхний отводящий патрубок.
- Затем нижний.
- Затяните хомуты.
- При необходимости удалите воздушную пробку.
Замена радиатора на высокой панели со снятием приборной панели
Замена радиатора на ВАЗ-2109 со снятием приборной панели займёт немного больше времени, чем без, но зато полка под журналы останется целой.
Ход работы
- Отодвиньте по максимуму назад переднее пассажирское сиденье.
- Найдите справа крепления приборной панели и открутите их.
- Потяните на себя приборную консоль и в получившуюся щель вставьте распор, можно для этих целей использовать брусок из дерева.
- Закройте кран отопителя, подложите резиновые коврики или старые тряпки там, где может потечь охлаждающая жидкость.
- Откройте капот и свинтите крышку расширительного бачка. Для снижения давления закройте крышку.
- Радиатор располагается между бардачком и нижней полкой.
Чтобы не разлить охлаждайку, выполняйте все действия очень быстро. Кроме этого, вам понадобятся 2 резиновые заглушки или пробки от шампанского, чтобы заткнуть отверстия в шлангах.
- Просуньте руки через щель отодвинутой приборной панели к детали, требующей замены.
- Снимите нижний патрубок и сразу же заткните его отверстие большим пальцем левой руки, потом правой вставьте затычку в шланг.
- Слейте охлаждайку из патрубка в заранее подготовленную ёмкость.
- Отсоедините элемент отопителя и замените его новым.
Снятие детали производите осторожно: сначала приподнимите его вверх, затем немного сдвиньте и потяните вниз. Таким образом, вам будет его легче извлечь.
Замена радиатора на низкой панели
Ход работы по замене в системе отопления автомобилей с низкой приборной панелью аналогичен моделям с высокой. Но при этом для замены радиатора не требуется отодвигать или снимать передние сиденья.
Также перед началом работы обязательно снимите кожух с руля, чтобы не повредить его при отгибании приборной консоли. Самый надёжный вариант для замены — это медный радиатор печки, он самый дорогой из всех существующих, но он самый надёжный и в случае повреждения или протечки можно произвести его ремонт, запаяв образовавшееся отверстие.
Снимая радиатор печки на ВАЗ-2109, не забывайте о безопасности, охлаждающая жидкость опасна для здоровья, постарайтесь защитить руки хотя бы перчатками, а после работы тщательно их вымойте. Если у вас появились сомнения, что вы не справитесь, то лучше обратиться за помощью в автосервис. Но ведь на много приятнее разобраться самостоятельно и сэкономить пару тысяч рублей.
Как снять печку на ваз 2109 своими руками
Основная причина, по которой может потребоваться замена радиатора печки ВАЗ 2109 – течь бачков или пластин либо же сильный ее засор. Автовладельцам у которых высокая панель открутить и вынуть радиатор печки чуть проще. Трудность для моделей с низкой панелью заключается в том, что радиатор упирается в нижнюю полку.
Чтобы поменять радиатор печки понадобится обязательно сливать охлаждающую жидкость и откручивать крепления панели со стороны пассажира. Инструкция также предполагает полный демонтаж всего торпедо, но если использовать деревянный брусок и снять сиденье дабы подлезть снизу, то возможна на ВАЗ 2109 замена радиатора без снятия панели. Подробное описание как это сделать смотрите ниже.
Какой радиатор печки на ВАЗ 2109 лучше
С завода на ваз 2109 стоит алюминиевый радиатор ООО ДЗА (ДААЗ). Каталожный номер — 2108-8101060-00. Средняя цена оригинала — 870 р. Аналоги других брендов тоже в основном алюминиевые и на одном уровне по качеству.
Отличаться от заводского могут лишь тем, будет ли там уплотнительная поролоновая лента или нет. Ее обязательно нужно клеить по периметру перед установкой.
Без уплотнительной ленты зимой холодный воздух будет поступать через щели вокруг радиатора и в результате печка будет дуть холодным воздухом.
https://www.youtube.com/watch?v=PK0O7sMrWeg\u0026pp=YAHIAQE%3D
Медный предлагает только фирма “Оренбургские радиаторы”, его качество и теплоотдача чуть лучше, но он дороже. Поэтому ориентируйтесь на свой бюджет. В список наиболее популярных марок аналогов с их артикулами входят те что указаны в таблице.
Оренбургские радиаторы | 1102-8101.100 | 1700 р |
ПРАМО | ЛР2108.1301012 | 480 р |
Пекар | 2108-8101060 | 850 р |
LUZAR | LRh 010 | 820 р |
OberKRAFT | KT-104005 | 680 р |
Также прежде чем купить новый радиатор на девятку обратите внимание на расстояние между пластинами. Чем оно меньше, тем лучше будет греть печка. Например, в изделиях ДААЗ пластины установлены намного плотнее друг к другу, чем в радиаторах марки ПРАМО.
Как заменить радиатор ВАЗ 2109
При снятии и замене радиатора на автомобиле с высокой панелью для того чтобы подлезть к нему снизу, справа необходимо отвести правую часть торпедо от креплений на кузове.
Для этого откручиваем болт с правой части панели и один шуруп внизу бардачка.
Низкая панель отличается от высокой тем, что она дополнительно крепится внизу по центру салона двумя шурупами, которые тоже нужно открутить.
Сам радиатор фиксируется тремя шурупами. Два из них, которые находятся возле патрубков откручиваются просто. Третий, верхний саморез удобнее открутить внутри бардачка. Для этого нужно приподнять пластиковую крышку в верхней части бардачка (она зафиксирована двумя защелками по бокам от центрального шурупа, который держит панель).
Что понадобится?
Необходимые инструменты и приспособления:
- крестовые, плоские отвертки;
- трещотка, головка на 13;
- емкость для слива антифриза;
- перчатки;
- набор гаечных ключей.
Пошаговая инструкция по замене радиатора отопителя на ВАЗ 2109 с высокой панелью
Сначала сливаем весь тосол/антифриз через сливную пробку. Для этого снимаем крышку с расширительного бачка и откручиваем сливную пробку головкой или ключом на 13.
Чтобы струя не разбрызгивала тосол, можно подложить небольшую пластмасску. Жидкость будет аккуратно стекать с защиты картера в тару.Радиатор печки расположен в ногах у переднего пассажира.
Необходимо снять переднее пассажирское сиденье.Так будет удобнее подобраться к печке снизу торпеды.
Затем вытягиваем магнитолу и снимаем кожух рулевой колонки. Так панель будет проще оттягивать на себя в процессе замены.
Откручиваем 2 болта с правой стороны и один снизу, которые удерживают панель.
С левой и правой стоек нужно снять пластиковые накладки.
Оттянуть щиток на себя, вставить крепкий предмет толщиной в 7 см. Для этого можно использовать деревянный распор.
Открутить два шурупа на радиаторе возле патрубков. Третий саморез находится в неудобном месте, поэтому демонтируем его через бардачок. Предварительно снимаем верхнюю крышку с защелок.
Открутив саморезы, выводим радиатор между бардачком и краем нижней полочки. Обязательно отсоединяем блок регулировки выключателя печки, иначе трос будет держать торпеду.
После этого панель можно свободно снимать с металлических выступов на моторном щите. Начинать стоит с левого края и рывками перемещаться вправо.
Ничего повредиться не должно, поскольку за торпедой располагается только проводка, все провода которой проложены с запасом.
После этого нужно закрыть кран, наклониться вниз к бардачку и протянуть обе руки к радиатору. Подготовить резиновые заглушки для двух патрубков. Несмотря на то, что охлаждающая жидкость была слита, в патрубках и теплообменнике все еще находится около 500 мл тосола. Операцию необходимо выполнять оперативно, чтобы не залить весь пол.
Взять одну заглушку в правую руку. Снимаем нижний патрубок и закрываем отверстие большим пальцем левой руки. Правой рукой поместить заглушку в шланг.
Под патрубки нужно поместить тару. Убираем большой палец и полностью сливаем антифриз. Со вторым шлангом необходимо проделать аналогичную операцию. После этого все патрубки насухо вытереть. Слив всю жидкость, можно отводить на себя торпеду и демонтировать поврежденный радиатор. Вытягивать его будет сложно, поэтому придется приложить усилия.
Устанавливаем новый радиатор в посадочное место. Предварительно наклеиваем уплотнительную ленту из поролона. Если такой не было в наборе, можно сделать самостоятельно или купить самоклеющийся поролоновый уплотнитель для окон. Он расширяется до 3 мм, чего вполне достаточно для герметизации.
Не стоит уплотнять изделие битопластом. Любые битумные материалы нагреваются и воняют.
После замены торпеду можно монтировать на место.
Ориентиром правильной установки будет резинка, которая должна зайти по лобовое стекло, где также есть уплотнитель. Плотно зафиксировать резинку внахлест другой можно с помощью плоской отвертки.
Следим за тем чтобы совпали крепления. Панель нужно приложить плотно к корпусу и наживить саморезы по бокам.
Регулятор обогрева печки помещаем на место при помощи двух шурупов. Штуцера радиатора обрабатываем силиконовым герметиком и фиксируем патрубки. Крепим хомуты и заливаем охлаждающую жидкость чтобы проверить, не протекают ли места фиксации.
Фиксируем панель при помощи остальных 4 саморезов и вкручиваем шуруп в бардачке. Ставим все снятое и открученное на свои места.
Проверка радиатора печки
Заливаем 5 литров жидкости и проверяем качество обогрева. Если печка плохо прогревается, нужно устранить воздушную пробку. Для этого авто нужно выставить таким образом, чтобы передок был на возвышенности. Дальнейшие действия:
- Снимаем пробку с расширительного бачка, заводим двигатель и держим пару минут обороты на уровне 4000.
- Затем 2 минуты холостого хода и снова 2 минуты на 4000 оборотов.
- Доливаем тосол, если надо, и закрываем расширительный бачок.
- Последнее, что остается сделать — это установить сиденье и отмыть следы охлаждающей жидкости, при ее наличии.