Как проверяется крышка радиатора на работоспособность (3 способа)
Просмотров: 12436 9
Зачастую водители обращают мало внимания на состояние пробок в заливных емкостях автомобиля. Мелкие детали кажутся надежными по умолчанию. Менять их не принято, а зря.
Расскажем о том, как проверить крышку радиатора и предотвратить разрыв расширительного бачка, другие проблемы. Крышка сохраняет тосол от вытекания и защищает систему охлаждения от попадания внутрь мусора.
Но это не главные функции.
Устройство и принцип работы
Основная задача крышки — поддерживать в системе повышенное давление. Оно нужно, чтобы увеличить температуру кипения охлаждающей жидкости. Иначе при горячем моторе тосол будет постоянно выпариваться. Если в радиатор залита вода, она закипит не при 100°C, а при 105°C. Тосол и вовсе начнет «пузыриться» только при 120°С. Рассмотрим устройство пробки:
Устройство крышки радиатораУстройство крышки радиатора автомобиля
На рисунке под номером 1 изображена эластичная прокладка. Она нужна для уплотнения. Цифра 2 — пружина парового клапана, а 3 — тарелка парового клапана. Деталь 4 — пружина воздушного клапана, а 5 — его тарелка.
Внутри пробки есть два клапана:
- Перепускной, он же паровой. Убирает из системы лишнее давление на прогретом двигателе.
- Атмосферный или впускной. Плавно выравнивает давление с атмосферным, когда мотор остывает.
Чем грозит неисправность крышки? Охлаждающая жидкость начнет кипеть. Двигатель перегреется. Высокое давление сорвет патрубок, а в радиаторе может появиться трещина. Но при максимальной неудаче возникнет деформация ГБЦ — головки блока цилиндров.
Признаки неисправности
Самый явный признак — подтекание ОЖ — охлаждающей жидкости из-под пробки. Но не всегда симптом бывает заметен невооруженным взглядом. Поэтому следует проверить состояние патрубка радиатора:
- раздулся — перестал работать перепускной клапан;
- сжался — сломался атмосферный клапан.
Если патрубок внешне выглядит нормальным, нужно сжать его рукой, когда мотор прогреется. Слишком эластичные стенки говорят о том, что крышка не справляется с поддержанием давления. Ее пора менять.
Есть и другие признаки, по которым можно диагностировать неисправность. Например, деформация и растрескивание резиновой уплотнительной прокладки.
Еще один знаковый критерий — искривление или расслабление пружины перепускного клапана. В этом случае пробку тоже придется сменить на новую. Кроме того, в случае неисправности уровень ОЖ в расширительном бачке почти не меняется, хотя в норме должен увеличиваться после прогрева.
Диагностика
Есть несколько способов выявить поломку. Рассмотрим их подробнее. Все манипуляции следует выполнять на остывшем моторе. Иначе есть риск обжечь руки или получить струю раскаленного пара прямо в лицо. Ведь антифриз очень горячий и находится под высоким давлением. Возможные действия:
- Осмотр на глаз. Признаки механической деформации видны сразу. Это трещины, сколы, «разбухание» прокладки.
- Можно заняться тестированием пружин: сжать и посмотреть, как металл обеспечивает работоспособность.
- Не помешает проверить впускной клапан. Для этого его нужно оттянуть и проконтролировать возврат на место.
Проверка крышки радиатора автоПроверка состояния крышки радиатора
Порой на седло клапана попадает грязь. Тогда появляется зазор, который мешает правильной работе. В этом случае можно попытаться почистить седло самостоятельно. Но если на поверхности есть вмятины или выбоины, крышка пришла в негодность.
Паровой клапан
Первым делом нужно найти точку «подключения» к системе. Для этого достаточно снять один из второстепенных патрубков. Например, тот, что идет на подогрев коллектора или заслонки, подойдет наилучшим образом. К патрубку следует подключить автоматический насос с манометром и нажать на кнопку ON.
По мере нагнетания воздуха начнет расти давление. В определенный момент крышка издаст шипящие и булькающие звуки. Нужно записать показания манометра и сравнить его с нормативным, которое должен обеспечивать клапан. Нет расхождений или оно минимальное? Значит все в порядке.
Кстати. Нельзя резко сбрасывать воздух из системы. Его нужно стравливать очень медленно, чтобы жидкость случайно не выплеснулась наружу.
Атмосферный клапан
Именно через впускной клапан антифриз устремляется из расширительного бачка в радиатор. Это случается, когда образуется вакуум. Его легко заполняет дополнительная «порция» охлаждающей жидкости. Диагностику выполняют так:
- Аккуратно пальцем приподнимают пятачок клапана. Если он исправен, то движется без серьезного сопротивления. Нужно проделать манипуляцию несколько раз, чтобы убедиться, что клапан работает.
- Завинчивают пробку на место. Снимают шланг с расширительного бачка и пытаются с силой дунуть в радиатор. Когда давление станет подходящим, воздух начнет проникать сквозь клапан. Это хороший знак.
Таким нехитрым способом можно убедиться в работоспособности пробки. Если тест закончился положительно, с заменой детали можно повременить.
Герметичность прокладки
Мы упоминали выше, что утечку диагностировать не так легко. Если антифриз вытекает из системы по капле, понадобится радикальный метод проверки. Сначала нужно замешать крепкий мыльный раствор. Из такого делают воздушные пузыри. Этой субстанцией следует обмазать крышку снизу.
Схема проверки крышки радиатора мыльным раствором и воздухомСхема проверки крышки радиатора мыльным раствором и воздухом
На следующем этапе снимаем шланг с расширительного бачка и медленно «надуваем» радиатор. Через некоторое время из пробки начнет выходить воздух. А если нарушена герметичность прокладки, то мыльный раствор пойдет пузырями. Это верный сигнал неисправности.
Чтобы радиатор работал лучше, его можно почистить изнутри.
Самодельный тестер
На рынке есть заводские приборы, способные выявить неисправность крышки. Но их цену не назовешь низкой. Подобное оборудование понадобится разве что для автосервиса. Для личного пользования можно собрать импровизированный тестер. Вот принципиальная схема:
Схема самодельного тестера для проверки крышки радиатораСхема самодельного тестера для проверки крышки радиатора
Главный блок — бачок, обрезанный со сломанного радиатора. Состояние сот не играет роли. Важно, чтобы емкость была герметичной. К ней следует присоединить ниппель от автомобильной шины.
На него легко накручивается шланг компрессора. По встроенному манометру можно наблюдать за изменением давления. Процесс тестирования прост. Нужно плотно закрутить на горловину бачка крышку. Потом включить компрессор.
Вот какие значения сигнализируют об исправности пробки:
Тип мотора | Давление открытия перепускного клапана, кПа | Давление открытия атмосферного клапана, кПа |
Дизельный | 107,9±14,7 | 83,4 |
Бензиновый | 83-110 | 7 |
Если клапаны крышки работают в пределах указанных диапазонов, значит ее не время менять. В противном случае следует приобрести новую. Прибор долго собирать. А главный недостаток состоит в том, что он не универсальный. Форм-фактор пробок и горловин радиатора отличается для разных марок и моделей автомобилей.
Выбор новой крышки
Основной критерий, на который нужно обращать внимание — диапазон рабочего давления. Производители указывают его на лицевой или обратной стороне крышки. Стандартное значение для легковых машин лежит в диапазоне от 0,9 до 1,1 Бара.
Сейчас в продаже есть тюнингованные пробки с завышенными значениями давления. Это сделано, чтобы повысить градус кипения ОЖ. Тогда КПД силового агрегата повысится. Но эта «фишка» нужна лишь гоночным автомобилям. Если водитель перемещается в городской черте со средней скоростью, ему не требуется подобная крышка. Ведь она создает опасности:
- Быстрая деградация тосола. У жидкости есть диапазон температур, за который не надо перешагивать.
- Большое напряжение системы охлаждения. Самые безобидные последствия — лопнет патрубок.
Лучше ознакомиться с технической документацией на автомобиль, найти номер крышки по каталогу и заказать аналогичную. В идеале следует покупать только оригинал. Но и заменитель справится с задачей, если изготовлен надежным производителем.
Крышка радиатора способна натворить немало бед, если оставить вопрос ее замены на произвол судьбы. Основной сигнал о неисправности — подтекание охлаждающей жидкости под пробку.
О проблемах могут рассказать раздутые или сплющенные патрубки. Проверить деталь можно с помощью компрессора или самодельным прибором. Порой достаточно простого осмотра.
Треснувшая прокладка и неисправные пружины клапанов — косвенные признаки поломки.
Как проверяется крышка радиатора на работоспособность (3 способа)
Прежде чем установить пробку для алюминиевого радиатора, следует надежно зафиксировать отопительный прибор на стене.
В целом можно придерживаться следующей инструкции:
Вначале выполняют сборку отдельных секций в единый прибор отопления, количество секций подбирается индивидуально для каждого случая. При соединении элементов пользуются ФУМ лентой, позволяющей достичь максимальной герметичности.
Далее выбирают место, где будет располагаться радиатор, чаще всего их устанавливают под окном
При этом очень важно придерживаться рекомендованных расстояний от стены, пола и подоконника.
Затем в стене делают отверстия с помощью специальных инструментов, забивают в них пластиковые анкеры и вкручивают металлические кронштейны. На них навешивают радиатор.
- Теперь можно устанавливать пробки для биметаллических радиаторов, тем более что сложности в этом процессе нет. Их корпус выполнен в форме шестигранника, это позволяет использовать для закручивания любой ключ. Не следует сильно затягивать пробку, чтобы не повредить резьбу или корпус. В процессе закручивания может образоваться невидимая микротрещина, в которую может протекать вода под давлением. Кроме этого ремонт батарей в зимнее время никому не доставляет удовольствия.
- После того как пробки будут установлены, можно подключать входящий и выходящий трубопровод. Параллельно устанавливают кран Маевского в верхнее отверстие радиатора, а заглушкой закрывают нижнее отверстие. Стоит отметить, что приспособление для спуска воздуха стоит недорого, а эффективность отопления повышается в значительной степени. Чтобы воздух легче выходил из системы, приборы отопления устанавливают с небольшим уклоном, в несколько градусов.
- Проводят тестирование отопительных приборов и мест соединений. Для этой цели в систему наливают жидкость и осматривают проблемные места.
Зачем нужна крышка радиатора
Крышка радиатора выполняет не только роль барьера, предотвращающего выплескивание антифриза из расширительного бачка, как думают многие автомобилисты. На самом деле это достаточно сложное устройство, состоящее из двух клапанов.
Клапан впуска допускает попадание антифриза в бачок при изменении температуры двигателя автомобиля. Если температура поднимается или происходит закипание, то впускной клапан не имеет возможности подать достаточное количество жидкости в расширитель. Он полностью закрывается, тем самым изолируя расширительный бачок и систему охлаждения.
При дальнейшем росте давления срабатывает уже клапан выпуска, некоторая часть объема охлаждающей жидкости поступает в расширительный бачок, тем самым давление сбрасывается.
Если давление не сбросить вовремя, то систему охлаждения просто разорвет в одном из самых слабых ее мест. Как правило, это места соединения патрубков.
Кроме того, перегрев двигателя, вызванный неисправностью крышки радиатора, может привести к серьезной деформации составляющих его элементов, таких как головка блока цилиндров, и последующему выходу из строя всего агрегата.
Общие рекомендации
Купить датчик температуры охлаждающей жидкости
Опытные мастера и профессионалы рекомендуют принять во внимание следующие моменты:
При использовании пробки чугунной радиаторной на отопительных приборах следует проявлять осторожность. Дело в том, что чугун легко поддается сжатию, но считается довольно хрупким материалом
Поэтому даже слабое механическое воздействие или удар о твердую поверхность может стать причиной образования микротрещин. Что касается стальных изделий, то они в этом плане более надежны.
- При изучении материалов по сборке и установке отопительных приборов встречаются рекомендации по использованию обычной краски для более герметичных соединений. В какой-то степени эти утверждения верны, однако следует учесть, что такие соединения имеют не очень привлекательный внешний вид, а при их разборке можно столкнуться с определенными трудностями
- Важно понимать, современные отопительные приборы и их дополнительные приспособления не требуют окрашивания
- Выбрать и установить радиаторные пробки не сложно, но необходимо подойти к этому процессу достаточно ответственно
Очень важно подобрать сочетающиеся материалы, правильно определить тип резьбы и размеры пробки, а также ее назначение. Соблюдая рекомендации профессиональных мастеров, можно избежать множества проблем в процессе эксплуатации отопительной системы, включая батареи и радиаторы.
Купили новую крышку, а она не работает?
Замена прокладки гбц своими руками: инструкция с фото и видео
Если проверка новой крышки расширительного бачка показала, что один или оба клапана неисправны, деталь можно попробовать доработать. Очень часто с этой проблемой сталкиваются владельцы автомобилей ВАЗ 2110 и 2114. Обычно клапана работают неправильно по причине использования производителем слишком жестких пружин.
Сначала нужно разобрать крышку с помощью плоской отвертки и пассатижей. Во время разборки запоминайте, как именно были установлены все компоненты, так как пружинки могут разлететься в разные стороны. После разборки необходимо уменьшить длину пружин. Большая пружина для клапана сброса давления укорачивается на один виток, а меньшая – на два.
Пружину предохранительного клапана (большую) необходимо укорачивать с учётом того, когда именно сработал клапан во время проверки крышки. В этом деле главное не переусердствовать.
А вот со второй пружиной всё намного проще – она должна создавать хотя бы минимальное давление на впускной клапан в момент его закрытия. После доработки крышки все компоненты надо собрать в обратном порядке.
Проверку пробки необходимо выполнить повторно, чтобы убедиться в том, что клапана срабатывают своевременно.
Как работает крышка радиатора
Регулярный осмотр и техническое обслуживание автомобиля – залог длительной безаварийной эксплуатации транспортного средства. Незначительная поломка, если ей не уделено должного внимания, может стать причиной выхода из строя дорогостоящих узлов и агрегатов. Яркий пример – крышка радиатора: даже небольшое подтекание охлаждающей жидкости – повод для внепланового ремонта.
Крышка радиатора: назначение и принцип работы
Автомобилисты, не имеющие достаточных знаний по устройству системы охлаждения, полагают, что эта деталь имеет лишь барьерную функцию, предотвращая вытекание антифриза из расширительного бачка, и не спешат купить крышку при первых признаках неисправности.
На самом деле это не просто «пробка», а технически сложное устройство, состоящие из двух клапанов – парового и воздушного. Паровой клапан предохраняет систему охлаждения от повреждений в случае резкого повышения давления.
Происходит это следующим образом: при закипании объем охлаждающей жидкости увеличивается, а поскольку это происходит в замкнутом объеме, то возрастает и давление. При достижении определенного значения сопротивление пружины клапана преодолевается, и пар выходит наружу.
При охлаждении происходит обратный процесс: объем жидкости уменьшается, и при падении давления ниже атмосферного открывается обратный клапан, пропуская воздух в систему.
В случае неисправности крышки радиатора давление не сбрасывается, что систему охлаждения может просто разорвать (обычно герметичность нарушается в местах соединения патрубков). Кроме того перегрев двигателя может привести к повреждению головки блока цилиндров, и, как следствие, к выходу из строя всего двигателя.
Тревожные звоночки: когда менять крышку радиатора?
Для обнаружения неполадок не требуется специфических навыков и опыта – достаточно внешнего осмотра. Подтекание охлаждающей жидкости – явный признак неработающей крышки радиатора. Не стоит забывать, что любую поломку проще предотвратить, чем устранять ее последствия, поэтому периодически крышку нужно снимать для более детального осмотра. Показателями неисправности являются:
- трещины, через которые может выходить пар и поступать воздух, минуя клапаны;
- видимые деформации (например, разрушение резьбы);
- коррозионное разрушение;
- отсутствие сопротивления пружины клапана при сжатии.
Если состояние крышки радиатора не вызывает подозрений, то с профилактической целью рекомендуется производить замену каждые 50 тыс км пробега.
Какую крышку радиатора поставить
Многих автолюбителей, затеявших проверку и замену упомянутой крышки, интересует вопрос о том, какие лучшие крышки для радиатора? Перед тем, как ответить на этот вопрос, необходимо сразу обратить внимание на то, что новая крышка должна обладать теми же эксплуатационными характеристиками, что и заменяемая. В частности, иметь аналогичный диаметр, шаг резьбы, размер внутреннего клапана, а самое главное — должна быть рассчитана на аналогичное давление
Как правило, для большинства современных легковых автомобилей в продаже реализуются крышки, предназначенные для работы в диапазоне давлений 0,9…1,1 Бара. Однако перед покупкой необходимо дополнительно уточнить эту информацию, поскольку иногда встречаются исключения. Соответственно, и выбирать новую крышку нужно с аналогичными характеристиками.
Обратите внимание, что также в продаже можно встретить так называемые тюнингованные крышки радиатора, рассчитанные на работу при повышенном давлении, в частности, до 1,3 Бара. Это сделано для того, чтобы еще больше повысить температуру кипения тосола и тем самым поднять КПД двигателя автомобиля
Такие крышки могут применяться на спортивных автомобилях, двигатели которых предназначены для работы на большой мощности, однако в кратковременном режиме.
Для обычных автомобилей, используемых в городском цикле, такие крышки категорически не подходят. При их установке возникает ряд негативных факторов. Среди них:
- Работа элементов системы охлаждения «на износ». Это приводит к снижению их общего ресурса и риску преждевременного выхода из строя. И если от чрезмерного давления лопнет патрубок или хомут — это половина беды, но гораздо хуже такая ситуация может закончиться, например, в случае, если лопнет радиатор или расширительный бачок. Это уже грозит дорогостоящими ремонтами.
- Снижение ресурса антифриза. У любой охлаждающей жидкости есть определенный рабочий диапазон температур. Выход за его пределы снижает эксплуатационные характеристики антифриза и значительно сокращает время его использования. Поэтому при использовании тюнингованных крышек придется чаще менять антифриз.
Таким образом, лучше не экспериментировать, и следовать рекомендациям завода-изготовителя вашего автомобиля.
Что касается конкретных торговых марок крышек радиаторов, то их существует достаточно много, и для разных машин они разные (для европейских, американских, азиатских автомобилей).
Лучше всего покупать оригинальные запасные части. Их артикулы можно найти в документации или на специальных ресурсах в интернете.
Заключение
Помните, что исправная крышка радиатора — залог нормальной работы двигателя любого автомобиля с замкнутой системой охлаждения. Поэтому проверять ее состояние имеет смысл не только, когда она вышла из строя (или начались проблемы в работе системы охлаждения), но и периодически.
Особенно это касается старых машин, и/или машин, у которых в системе охлаждения используется вода или разведенный антифриз. Эти составы со временем повреждают материал крышки, и она выходит из строя.
А поломка ее отдельных частей грозит снижением температуры кипения охлаждающей жидкости и перегреву двигателя.
Выбирать новую крышку необходимо по заранее известным параметрам. Это касается как ее геометрических размеров (диаметра крышки, диаметра прокладок, усилия пружины), так и давления, на которое она рассчитана. Эту информацию можно узнать из мануала или попросту купить крышку радиатора, аналогичную установленной прежде.
Классификация патрубков радиатора
По типу различают два типа патрубков:
- Подводные – через них осуществляется подача жидкости в элемент системы;
- Отводящий – обеспечивают отвод жидкости из устройства.
Следует отметить, что подводящие и отводящие патрубки должны подключаться соответственно их назначению, так как рассчитаны на определённую рабочую температуру (не допускается неправильное подключение). Подводящий патрубок радиатора получает наибольший износ, так как на него приходится поток жидкости с высокой температурой, что вследствие ведет к пересыханию резины.
Патрубок представляет собой резиновое изделие в виде трубки большого диаметра, подключаемой от термостата к верхнему входу радиатора. Большое сечение обеспечивает свободную циркуляцию жидкости.
Основные элементы для монтажа радиатора
В большинстве случаев радиаторы продают в собранном виде, для работы прибор необходимо только зафиксировать на стене и подключить к системе отопления. Однако помимо этого потребуется приобрести дополнительные приспособления. К ним относится следующее:
- Проходная пробка для чугунного радиатора в количестве не менее 2 штук. Приспособление имеет отверстия с обеих сторон, в которых нарезана резьба.
- Заглушки, вкручивающиеся в корпус радиатора для предотвращения утечки теплоносителя.
- Краны Маевского для спуска воздуха из отопительного прибора.
- Приспособления для установки радиаторов, это могут быть металлические анкеры или специальные кронштейны.
Количество секций радиатора определяется потребностью в тепловой энергии, поэтому длина прибора отопления наращивается или укорачивается.
Современные специализированные магазины предлагают радиаторы и полный комплект приспособлений для их установки. Это позволяет подобрать элементы одного цвета в соответствии с цветом отопительного прибора.
Кроме того в этом случае имеется возможность подобрать максимально совместимые материалы. К примеру, если батарея сделана из чугуна, то и пробки должны быть чугунными.
Не рекомендуется использовать пробку для чугунного радиатора на медных приборах отопления.
Как работает расширительный бачок
Для создания требуемого давления на заведённом двигателе, крышка должна обеспечить герметичность. За снижение давления отвечает предохранительный клапан. Если давление в системе превышает 1,1–1,5 кгс/см 2 , этот клапан должен открыться. После снижения давления до рабочих значений, клапан закрывается.
Также в крышке установлен впускной или вакуумный клапан. Он обеспечивает подачу воздуха в систему охлаждения. После остановки мотора температура охлаждающей жидкости снижается, падает и давление в системе. Объем жидкости в бачке уменьшается, что влечет за собой падение давления в системе.
Это приводит к тому, что в расширительном бачке появляется пространство для воздуха. В определенный момент давление в системе становится равным атмосферному давлению воздуха.
Если в этот момент температура охлаждающей жидкости будет выше, чем температура воздуха снаружи, её объем продолжит сокращаться.
В результате всего этого создаётся так называемый эффект вакуума или разряжения. Внешний воздух будет давить на компоненты системы. Если одна из деталей системы охлаждения будет негерметичной, воздух окажется внутри неё.
Это приводит к появлению воздушной пробки. После запуска двигателя она может попасть в расширительный бачок. Но возможен и вариант появления проблем в нормальной циркуляции жидкости в системе.
Иногда это приводит к перегреву двигателя или проблемам в работе системы обогрева.
Воздух может оказаться в системе охлаждения из-за нарушения герметичности патрубков и других деталей. Во избежание этого давление в системе должно быть равным атмосферному, за что и отвечает впускной клапан.
Он включается в работу, если разряжение достигает отметки в 0,03–0,1 кгс/см 2 . Этот клапан обеспечивает подачу воздуха, который был выпущен предохранительным клапаном во время нагрева жидкости.
Благодаря этому давление в системе не отличается от атмосферного.
Как заменить крышку радиатора
Для того чтобы заменить крышку радиатора, ее сначала нужно приобрести. Так как этот элемент системы охлаждения двигателя достаточно важен, не стоит экономить, покупая некачественную дешевую продукцию неизвестных производителей. В первую очередь можно отметить такие фирмы как TAMA и MASUMA.
Крышки этих производителей отличаются хорошими эксплуатационными характеристиками, надежностью и при этом невысокой ценой. Менять их приходится сравнительно редко, не чаще каждых 50 тыс. км пробега.
Чтобы не забыть, можно совмещать этот процесс с заменой тормозных колодок, при этом периодичность будет примерно одинакова.
Как проверить крышку радиатора
Как проверить крышку радиатора? Этот вопрос задают водители в разное время года.
Ведь крышка радиатора обеспечивает повышенное давление в системе охлаждения двигателя, что, в свою очередь, позволяет двигателю нормально работать, а отопителю салона — функционировать в холодное время года.
Поэтому его необходимо регулярно осматривать и заменять клапан, уплотнительное кольцо или всю крышку, так как обычно это несъемная конструкция. Поэтому для проверки крышки одного визуального осмотра недостаточно — необходимо также провести испытание давлением.
Как работает крышка радиатора
Чтобы лучше понять, как проверить крышку радиатора, сначала необходимо обсудить ее конструкцию и расположение. Первое, что следует отметить, это то, что антифриз в системе охлаждения находится под повышенным давлением.
Это необходимо для повышения температуры кипения охлаждающей жидкости, так как рабочая температура двигателя немного выше традиционных +100 градусов Цельсия. Обычно температура кипения антифриза составляет около +120 градусов Цельсия.
Это зависит от давления в системе и от состояния охлаждающей жидкости (по мере старения охлаждающей жидкости ее температура кипения также снижается).
Крышка радиатора не только выдает антифриз непосредственно в корпус радиатора (хотя антифриз обычно доливается в расширительный бачок системы), но и охлаждающая жидкость, содержащая водяной пар, выходит через крышку радиатора в расширительный бачок. Конструкция крышки автомобильного радиатора довольно проста. Он состоит из двух уплотнений и двух клапанов — перепускного клапана (также называемого паровым клапаном) и атмосферного клапана (также называемого впускным клапаном).
Перепускной клапан установлен на подпружиненном поршне и предназначен для плавного регулирования давления в системе охлаждения. Обычно он составляет около 88 кПа (этот показатель варьируется от автомобиля к автомобилю, а также в зависимости от условий эксплуатации конкретного двигателя).
Атмосферный клапан, с другой стороны, выполняет противоположную функцию. Назначение атмосферного клапана — обеспечить постепенное выравнивание атмосферного давления и повышенного давления в системе охлаждения, когда двигатель выключен и происходит охлаждение.
Использование атмосферного клапана имеет два аспекта:
Таким образом, вышеперечисленные факторы являются ответом на вопрос, на что влияет крышка радиатора. На самом деле, его частичный отказ обычно вызывает снижение температуры кипения антифриза, что может привести к закипанию во время работы двигателя, т.е. к перегреву двигателя, что само по себе очень опасно!
Симптомы неисправности крышки радиатора
Владельцам автомобилей рекомендуется периодически проверять крышку радиатора, особенно если автомобиль новый, система охлаждения находится в среднем или плохом состоянии и/или в качестве охлаждающей жидкости используется вода или антифриз, разбавленный водой.
Также стоит проверить состояние крышки, если антифриз использовался в системе охлаждения очень долгое время без замены. В этом случае резиновое уплотнение на внутренней стороне крышки может начать ржаветь. Аналогичная ситуация может возникнуть, например, если пробита прокладка головки блока цилиндров и масло попадает в охлаждающую жидкость.
Эта технологическая жидкость наносит вред уплотнению крышки, а также ухудшает качество антифриза.
https://www.youtube.com/watch?v=i9_E6wqQUOs\u0026pp=ygV40JrQsNC6INC_0YDQvtCy0LXRgNGP0LXRgtGB0Y8g0LrRgNGL0YjQutCwINGA0LDQtNC40LDRgtC-0YDQsCDQvdCwINGA0LDQsdC-0YLQvtGB0L_QvtGB0L7QsdC90L7RgdGC0YwgKDMg0YHQv9C-0YHQvtCx0LAp
Основным симптомом неисправности в этом случае является утечка из-под крышки радиатора. И чем хуже она становится, тем хуже ситуация, хотя даже самая маленькая утечка жидкости требует дальнейшей диагностики, ремонта или замены крышки.
Существует еще несколько косвенных признаков того, что крышка радиатора не поддерживает давление в системе охлаждения. К ним относятся:
Топливный фильтр Хендай Соната 5 (Тагаз)
Эти дефекты могут привести к утечке охлаждающей жидкости (например, антифриза или антифриза) из крышки радиатора. Существует еще несколько косвенных признаков негерметичности крышки радиатора. Однако они могут указывать и на другие, более серьезные неисправности системы охлаждения. К ним относятся:
Кроме того, если один или другой клапан работает неправильно, уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке будет одинаковым. В нормальных условиях он должен изменяться (хотя и незначительно) в зависимости от температуры двигателя.
Как проверить работу крышку радиатора
Существует несколько методов проверки работоспособности крышки радиатора. Для этого следуйте приведенному ниже алгоритму.
Необходимо проверять крышку радиатора, когда двигатель полностью остыл, так как в этой части будет высокая температура охлаждающей жидкости. Прикосновение к нему в горячем состоянии может привести к ожогам! Кроме того, в горячей системе антифриз находится под давлением. Поэтому при открытии колпачка он может вылиться — а это может привести к серьезным ожогам!
Существует так называемый «народный» метод проверки состояния крышки радиатора. Вы можете проверить крышку радиатора на прогретом двигателе. Если в нем есть давление — значит, пробка держится, а если соединение мягкое — значит, клапан на нем негерметичен.
Однако описывается еще один «популярный» метод, который на самом деле является неверным. Поэтому, говорят, сожмите верхнюю трубку рукой и одновременно следите за повышением уровня жидкости в расширительном бачке. Или, аналогично, сняв конец трубки коллектора, можно наблюдать, как из нее вытекает антифриз.
Дело в том, что столб жидкости поднимет седло клапана только в том случае, если давление от силы сжатия будет значительно выше. Однако в действительности жидкость давит во всех направлениях при увеличении давления и поднимает перепускной клапан только «вверх».
И давление охлаждающей жидкости распространяется по всем каналам, а не только по одному конкретному (к седлу).
Проверка крышки подручными средствами
Проверить работу перепускного клапана довольно просто. Для этого отсоедините все мелкие соединения системы охлаждения на двигателе, например, подогрев дроссельной заслонки или коллектора. Затем с помощью компрессора с манометром (чтобы точно знать, какое давление подавать) нагнетайте воздух в систему.
Давление, при котором срабатывает клапан, можно легко определить по шипящему и булькающему звуку, исходящему от компонентов системы охлаждения. Обратите внимание, что в конце процедуры нельзя резко сбрасывать давление. Это опасность того, что антифриз может вылиться под давлением при открытой крышке.
В нормальных условиях атмосферный клапан предназначен для предотвращения этого.
Неисправности системы охлаждения
Охлаждающая жидкость поступает из расширительного бачка в радиатор через обратный клапан. Он поддерживает давление со стороны радиатора, но незаметно открывается при возникновении полного вакуума. Это можно проверить в два этапа:
- С помощью пальца попытайтесь приподнять пятку клапана. В идеале он должен двигаться с минимальным усилием (без механического сопротивления).
- Когда двигатель холодный и в радиаторе нет избыточного давления, пробка должна быть на месте. Затем отсоедините линию, идущую к расширительному бачку системы охлаждения, и попытайтесь «надуть» радиатор. Клапан рассчитан на низкое давление, поэтому вы, вероятно, сможете выпустить небольшое количество избыточного воздуха в радиатор. Вы можете проверить это, снова открутив крышку радиатора. Вы должны услышать характерный шипящий звук выходящего из него воздуха. Вместо рта можно также использовать компрессор с манометром. Однако следите за тем, чтобы давление не повышалось резко.
Проверка прокладки крышки
Наряду с клапанами стоит также проверить герметичность уплотнения верхней крышки радиатора. Даже если воздух шипит при открытии капота, это лишь признак того, что клапан работает.
Однако негерметичное уплотнение может привести к медленному испарению антифриза и снижению его уровня в системе. Происходит обратный процесс — воздух из атмосферы попадает в систему вместо того, чтобы забирать антифриз из расширительного бачка.
Это может привести к образованию воздушной пробки («дросселя» в системе).
Плунжер можно проверить параллельно с обратным клапаном. Он должен находиться в исходном положении на радиаторе.
Чтобы проверить это, «продуйте» радиатор через трубку, выходящую из расширительного бачка (но давление должно быть небольшим, около 1,1 Бар) и закройте трубку. Вы можете просто послушать, как с шипением выходит воздух.
Однако лучше сделать мыльный раствор (пену) и покрыть им периметр (вокруг уплотнения). Если из-под него выходит воздух, прокладка негерметична и подлежит замене.
Прибор для проверки крышки радиатора
Многие автовладельцы, столкнувшиеся с утечкой в системе охлаждения, хотели бы знать, как проверить крышку радиатора на работоспособность с помощью специальных тестеров.
Такое заводское устройство стоит более 15 000 рублей (в начале 2019 года), поэтому оно будет доступно только автосервисам и мастерам, занимающимся регулярным ремонтом автомобилей.
Обычный автовладелец может изготовить подобное устройство из следующих компонентов:
Если не вдаваться в подробности того, как сделан этот блок, то можно сказать, что он представляет собой срез верхнего бачка радиатора, на котором расположены все соты, чтобы через него не выходил воздух, и боковые стенки для аналогичной цели.
Патрубок автомобильной камеры герметично соединен с одной из боковых стенок, к которой подсоединен компрессор. Затем крышка для испытания устанавливается в сидячее положение, и компрессор используется для создания давления.
По показаниям манометра можно оценить его герметичность, а также функциональность встроенных в него клапанов. Преимуществом этого устройства является его низкая стоимость. Недостатками являются трудоемкость производства и отсутствие универсальности.
То есть, если крышка имеет другой диаметр или резьбу, нужно изготовить для нее аналогичное приспособление, но из другого непригодного радиатора.
https://www.youtube.com/watch?v=i9_E6wqQUOs\u0026pp=YAHIAQE%3D
С помощью тестера крышек радиатора можно проверить диапазон их рабочего давления. Для разных двигателей этот показатель будет разным. В частности:
Незамерзайка для авто – какая лучше?
Эти значения являются средними, но могут быть использованы в качестве ориентира. Точную информацию о рабочем давлении основных и вакуумных клапанов можно найти в руководстве пользователя или на специализированных интернет-ресурсах. Если проверенная пробка показывает значение давления, значительно отличающееся от указанного значения, она неисправна и подлежит ремонту или замене.
Ремонт крышки радиатора
Ремонт крышки радиатора в большинстве случаев невозможен. Точнее говоря, результат, скорее всего, будет отрицательным.
Например, можно попробовать заменить резиновые уплотнители на крышке, очистить ржавчину на корпусе, перекрасить его.
Однако если пружина ослабла или вышел из строя один из клапанов (или сразу два), ремонт маловероятен, поскольку сам корпус в основном неразрушим. Поэтому лучшим решением в данном случае будет покупка новой крышки радиатора.
Какую крышку радиатора поставить
Многих водителей, решившихся на проверку и замену крышки радиатора, интересует вопрос, какая крышка радиатора лучше? Прежде чем ответить на этот вопрос, следует сразу отметить, что новый колпачок должен иметь те же эксплуатационные характеристики, что и заменяемый. В частности, они должны иметь одинаковый диаметр, шаг резьбы, размер внутреннего клапана и, самое главное, должны быть рассчитаны на одинаковое давление.
Как правило, для большинства современных легковых автомобилей продаются уплотнительные колпачки, работающие в диапазоне давлений 0,9 … 1.1 Бар. Однако перед покупкой следует проверить эту информацию, так как иногда бывают исключения. Поэтому вам следует выбрать новую крышку с такими же характеристиками.
Обратите внимание, что в продаже имеются так называемые тюнингованные крышки радиатора, рассчитанные на более высокое давление, в частности, до 1,3 бар. Цель этих колпачков — повысить температуру кипения воды и тем самым улучшить работу двигателя автомобиля. Такие колпачки могут использоваться на спортивных автомобилях, двигатели которых рассчитаны на высокую мощность, но на короткое время.
Для обычных автомобилей, используемых в городском цикле, эти колпаки категорически не подходят. Существует ряд недостатков, возникающих при их установке. К ним относятся:
Поэтому лучше не экспериментировать и следовать рекомендациям производителя автомобиля.
Если говорить о конкретных марках крышек радиатора, то их существует множество, и они отличаются для разных автомобилей (для европейских, американских, азиатских автомобилей).
Лучше всего приобретать оригинальные запасные части. Их номера деталей можно найти в документации или в специальных источниках в Интернете.
Заключение
Помните, что исправная пробка радиатора является гарантией нормальной работы двигателя любого автомобиля с закрытой системой охлаждения. Поэтому имеет смысл проверять его состояние не только при повреждении (или начале проблем с системой охлаждения), но и периодически.
Это особенно актуально для старых автомобилей и/или автомобилей, в системе охлаждения которых использовалась вода или разбавленный антифриз. Со временем эти соединения повреждают материал колпачка и происходит его разрушение.
И если отдельные его части выходят из строя, температура кипения охлаждающей жидкости может снизиться, и двигатель может перегреться.
Новый колпак должен быть выбран в соответствии с ранее известными параметрами. Это относится как к его геометрическим размерам (диаметр колпачка, диаметр прокладки, усилие пружины), так и к давлению, на которое он рассчитан. Эту информацию можно получить из руководства пользователя или просто купив крышку радиатора, аналогичную той, что была у вас раньше.