Автомобили

Как устроен замок зажигания автомобиля. Схема и элементы замка зажигания.

Предотвращение угона автомобиля является одной из важнейших функций, заложенной инженерами в системе запуска мотора. Учитывая большую массу автомобиля незаконное завладение данным видом движимого имущества, без запуска силового агрегата, является нетривиальной задачей, поэтому так важно поддерживать замок зажигания в хорошем техническом состоянии.

Конструкция замка зажигания

Замок зажигания машины представляет собой конструкцию, состоящую из следующих частей:

  • Механической.
  • Электрической.

Типы замков зажигания

Замки зажигания могут не оснащаться блокировкой руля. Несмотря на снижение уровня безопасности, такие устройства будут иметь более простую конструкцию, поэтому и срок службы у механизма будет выше, чем у аналогичных систем.

Различаются коммутационные элементы и по количеству положений замка зажигания. Как правило, применяются устройства двух типов:

  • С тремя положениями.
  • С четырьмя положениями.

Второй тип замков в настоящее время встречается практически во всех современных автомобилях, оснащенных замком зажигания. Механизмы с тремя положениями ключа применяются в основном на автомобилях старше 40 лет.

Некоторые современные автомобили оснащаются только выключателем зажигания. Системы этого типа представляют собой кнопку, которая позволяет запустить двигатель без ключа.

Как устроен замок зажигания автомобиля. Схема и элементы замка зажигания.

Устройство замка зажигания

Замок зажигания устроен несложно. Всего несколько элементов позволяют обеспечить блокировку возможности запуска стартера без ключа и зафиксировать рулевое колесо.

Личинка

Личинка находится в середине цилиндра. Этот элемент оснащается пружиной, которая одной стороной соединяется с личинкой, а второй – с цилиндром. Упругий элемент предназначен для возврата личинки в исходное положение после запуска двигателя.

Поводок

Поводок замка применяется для поворота контактной группы и для фиксации положения ключа. Эта деталь также имеет цилиндрическую форму. Внутри цилиндра имеется радиальный канал с шариками, которые позволяют зафиксировать личинку замка в определенном положении. Поводок работает с функцией фиксации во всех положениях, кроме режима запуска двигателя.

Как устроен контактный узел замка зажигания

Контактный узел замка состоит из подвижных и неподвижных элементов. Изделие также состоит из контактных пластин, которые замыкаются и размыкаются при повороте ключа.

Контактная группа

В зависимости от модели замка зажигания на колодке может быть от 4 до 6 контактных элементов. На современных автомобилях с целью включения электрических цепей может применяться пластинчатые контакты с одним разъемом.

Предназначение и функции

Основными функциями контактной группы является обеспечение всех без исключения электрических приборов автомобиля постоянным током от аккумулятора или генератора. Наличие возможности выбора режима позволяет надежно зафиксировать положение выключателя и обесточить неиспользуемые приборы автомобиля.

Как устроен замок зажигания автомобиля. Схема и элементы замка зажигания.

Устройство

Контактная группа представляет собой обычный прерыватель электроэнергии, который активируется при повороте личинки замка. В зависимости от угла поворота внутреннего элемента обеспечивается возможность запуска двигателя либо активация определенной группы потребителей электроэнергии.

Для предохранения от короткого замыкания корпус контактного элемента выполняется из прочного пластика.

Основные неисправности

Все подвижные элементы замка подвержены естественному механическому износу. Контактная группа может также изнашиваться по причине окисления. Коммутирующие элементы могут использоваться в течение продолжительного времени без каких-либо существенных отклонений функциональности, но, в некоторых случаях, возможет преждевременный выход изделия по следующим причинам:

  • Попытка взлома замка зажигания. Если злоумышленники пытались угнать автомобиль, то могли быть применены специальные инструменты, которые позволяют разрушить личинку замка и провернуть этот механизм с целью запуска двигателя.
  • Чрезмерная токовая нагрузка на контактные элементы. Может появляться в результате короткого замыкания в электрической цепи автомобиля или неправильного подключения дополнительного оборудования.
  • Естественное истирание контактных дорожек. Может наблюдаться на автомобиле с солидным пробегом, но иногда такие технические отклонения появляются на бракованных изделиях.

Замок зажигания может быть отремонтирован, если повреждена только контактная группа. Детали необходимые для ремонта, а также стоимость работы по их установке могут в сумме превышать цену нового изделия, поэтому при обнаружении существенных технических недостатков рекомендуется полностью заменить изделие.

Как устроен замок зажигания автомобиля. Схема и элементы замка зажигания.

Принцип работы замка зажигания

Для обеспечения правильной эксплуатации замка зажигания, а также замены устройства в случае неисправности, важно хорошо понимать принцип работы изделия. Основное назначение детали заключается в возможности включения и разъединения электрических цепей, поэтому образно можно сравнить эту деталь с электрическим выключателем или рубильником.

Как работает замок зажигания

Контактная группа замка зажигания надежно закрыта внутри герметичного корпуса, поэтому о происходящих внутри процессах водитель может только догадываться.

Несложно понять, что при вхождении ключа в личинку замка происходит совмещение внутренних элементов таким образом, что появляется возможность проворачивания подвижной части.

Благодаря наличию фиксирующего механизма, а также специальной пружины, удается выбрать необходимый режим работы коммутирующего устройства.

В каких положениях может работать замок зажигания

Положения ключа зажигания позволяют выбрать оптимальный режим электрического обеспечения определенной группы устройств и приборов. Стандартными положениями ключа зажигания на современных автомобилях являются:

  • «Выключено». Непосредственно на корпусе замка такое положение может быть обозначено, как «0» или «I». При переводе ключа в это положение все электроприборы, кроме работающих в дежурном режиме, отключены.
  • «Включено». В этом режиме задействованы все электрические схемы автомобиля, кроме цепи электродвигателя стартера и втягивающего реле. Обозначаться положение ключа на корпусе может следующим образом: «I», «II», «ON», «3».
  • «Стартер». Включает обмотку электродвигателя стартера и втягивающего реле. Может обозначаться следующим образом: «II», «III», «START», «4».
  • «Стоянка». В таком режиме задействованы только некоторые электрические цепи автомобиля. Обозначается, как: «III», «IV», «LOCK», «0».

На автомобилях иностранного производства может также быть режим включения дополнительного оборудования, который обозначается на корпусе как «Асс» или «2».

Как работает группа контактов замка зажигания

При повороте ключа зажигания металлические контактные элементы соединяются и, в зависимости от выбранного положения, становится возможна работа определенной группы электрических приборов и устройств.

После возвращения ключа в положение «Выключено» контакты разъединяются, и ток перестает поступать к потребителям.

В режиме активации работы стартера, положение ключа подпружинивается, чтобы не допустить продолжения работы электродвигателя после отсутствия приложенного к ключу усилия.

Как устроен замок зажигания автомобиля. Схема и элементы замка зажигания.

Что может произойти с замком зажигания

Корпус замка зажигания изготавливается из прочных материалов, поэтому механическое разрушение изделие возможно только в случае приложения к нему значительного физического воздействия.

В процессе эксплуатации деталь выходит из строя, как правило, по причине износа, обусловленного наличием процесса трения.

Истираются, прежде всего, электрические контактные элементы, но может также заклинить запорный механизм в личинке.

Какие поломки могут быть в замке зажигания

Характерными симптомами неисправности замка зажигания являются:

  • Затруднительное проворачивание личинки.
  • Не включается зажигание либо происходит произвольное отключение приборов. Иногда неработоспобность устройства проявляется только отсутствием работы электрооборудования автомобиля в определенном положении ключа зажигания. Например, зажигание может включаться, но при попытке завести мотор проворачивания коленвала не будет наблюдаться.
  • Не включается стартер при переводе ключа в положение запуска двигателя.

При частичном подгорании электрических контактов может также наблюдаться прерывистая работа электрооборудования.

Отказы замка зажигания по механической части

Электрическая часть замка зажигания может быть в полностью исправном состоянии, но изделие будет непригодным для дальнейшей эксплуатации по причине нарушения работы механической части. Проявляться такого вида поломки могут отсутствием возможности проворачивания личинки замка, блокировкой вала рулевого колеса, невозможностью извлечения ключа зажигания.

При наличии проблем в механической части замка зажигания рекомендуется также заменить деталь.

Как устроен замок зажигания автомобиля. Схема и элементы замка зажигания.

Отказы замка по электрической части

Если механическая часть замка зажигания работает идеально, но зажигание не включается, то неисправны электрические элементы.

Износ контактной группы – это естественный процесс, поэтому, чем чаще происходит переключение режимов работы коммутационной детали, тем раньше изделие выйдет из строя. Кроме износа в результате трения может также наблюдаться коррозийное разрушение контактов.

Особенно часто такой эффект наблюдается на «утопленниках» и при постоянной эксплуатации автомобиля в условиях повышенной влажности.

  • Красный провод – подключение стартера.
  • Синий провод с черной полосой – система зажигания.
  • Черный провод – система освещения.
Читайте также:  Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) в Приоре и Калине: снятие, установка, принцип действия и проверка

На принципиальной схеме электрические проводники также могут быть обозначены цифрами.

Схема подключения замка зажигания

На электрической схеме замка зажигания подключаемые провода могут быть обозначены следующим образом:

  • Клемма «50» — стартер.
  • Клемма «15» — зажигание и электроприборы.
  • Клемма «30» — подключения положительного контакта от батареи.
  • Клемма «INT» — освещение.

После подключения замка осуществляется проверка правильности соединения контактных элементов. Ошибки могут привести к выходу из строя электрооборудования и даже вызвать возгорание автомобиля. Сразу после сборки элемента потребуется также убедиться в работоспособности механизма блокировки рулевого вала (при наличии такой функции).

Проверка работоспособности контактной группы замка зажигания

Проверку работоспособности замка зажигания следует проводить, не только визуально определяя правильность подсоединения электрических проводников. Для выполнения этой работы рекомендуется применить мультиметр или омметр.

Очередность проведения работ

Работу по проверке работоспособности механической и электрической части рекомендуется выполнять в строго определенной последовательности. Пошаговые рекомендации позволят не допустить ошибок и ложного выявления неисправностей коммутирующего элемента. Работу по проверке замка зажигания следует выполнить в такой последовательности:

  • Отсоединить минусовую клемму аккумулятора.
  • Снять контактную колодку с устройства.
  • Осуществить замер сопротивления контактной группы детали.

При наличии окислов на контактах, перед выполнением проверки, детали следует очистить.

Как устроен замок зажигания автомобиля. Схема и элементы замка зажигания.

Показания мультиметра

Все замкнутые цепи в определенных положения ключа зажигания должны иметь минимальное сопротивление (порядка нескольких 1 – 3 Ом). Если проводимость отсутствует либо показатели прибора постоянно меняются, то замок зажигания следует заменить или отремонтировать.

Замена контактной группы замка

Если контактная группа замка неисправна, то ее замена осуществляется следующим образом:

  • Отключить аккумуляторную батарею.
  • Снять пластиковый кожух.
  • Открутить фиксирующие болты.
  • Отключить противоугонное устройство.
  • Отсоединить контактные провода.

Установка замка зажигания осуществляется в обратном снятию порядке.

Как продлить срок службы замка зажигания

Основной «врагом» контактной группы замка зажигания является нагрев во время прохождения тока значительной силы.

Чтобы уменьшить негативное влияние этого фактора можно использовать дополнительные разгрузочные реле в цепи включения наиболее мощных потребителей электроэнергии.

Величина силы в цепи таких устройств крайне мала, поэтому при включении деталей контакты замка не будут разогреваться.

Как устроен замок зажигания автомобиля: ремонт в Хабаровске

Замок зажигания – один из ключевых элементов автомобиля. Благодаря этой детали водитель имеет возможность запускать панели приборов и двигателя. Положение ключа в замке также позволяет регулировать режимы работы систем транспортного средства, контролируя подачу питания. Так, замок зажигания является незаменимой и важной деталью любой машины.

Принцип работы

Несмотря на свою функциональность, замок зажигания имеет достаточно простой принцип работы. Круговое движение ключа в замке становится причиной поворотов различных частей, что приводит к замыканию соответствующих контактов на токоведущих дорожках.

Замок зажигания может иметь от 2 до 4 положений, каждое из которых активизирует определенные системы питания.

Положения ключа для отечественных машин (ВАЗ):

Как устроен замок зажигания автомобиля. Схема и элементы замка зажигания.

  1. «III» – фиксированное начальное положение ключа, при котором возможна работа отопителя, стеклоочистителя и приборов наружного освещения. Только в этом стояночном положении можно вставлять и вынимать ключ.
  2. «0» – все системы выключены.
  3. «I» – приводит в работу те же цепи, что и положение III, а также систему зажигания, сигнализацию поворота, контрольные приборы и генератор. Нельзя оставлять ключ в положении зажигания при неработающем двигателе – катушка зажигания может выйти из строя.
  4. «II» – включает все цепи положения и стартер. При работающем двигателе нельзя оставлять ключ в данном положении – велика вероятность повредить стартер.

Положения ключа зажигания для иномарок:

Как устроен замок зажигания автомобиля. Схема и элементы замка зажигания.

  1. LOCK – блокировка рулевого колеса.
  2. АСС – приводит в работу все системы автомобиля и снимает блок рулевого колеса. Включает магнитолу, свет в салоне, прикуриватель.
  3. ON – работа основных электрических цепей. Нельзя допускать, чтобы ключ зажигания оставался в позиции ON, если двигатель автомобиля остановлен, это приводит к разряду батареи аккумулятора.
  4. START – запуск двигателя. В этом положении также проверяется контрольная лампа тормоза.

Важно заметить, что ключ в замке необходимо поворачивать плавно, без резких движений. Бережное отношение позволит надолго сохранить замок зажигания в рабочем состоянии.

Устройство замка зажигания

Конструкция замка зажигания зависит от модели автомобиля. Существует два типа: с ключом и без ключа. Когда автомобили только начинали путь своего развития, их замки зажигания не имели ключей. Подобные конструкции применялись до середины ХХ века, а затем они были вытеснены привычными моделями, в которых используется ключ.

Несмотря на то, что сейчас происходит возрождение кнопочных замков зажигания, наиболее распространенным остается тип конструкции, где необходимо применение ключа. Самой удобной вариацией модели считается выкидной ключ.

Конструкция замков зажигания сходна у большинства легковых машин. Деталь состоит из двух основных частей. Механическая имеет в своем строении цилиндр, в который автовладелец вставляет ключ зажигания. Она обеспечивает защиту от угона. Электрическая же – из контактного узла.

В ключе установлен цилиндрический замок, который отвечает как за поворот контактного узла, так и за блокировку рулевого колеса. Все детали последовательно связаны друг с другом.

Личинка

Как устроен замок зажигания автомобиля. Схема и элементы замка зажигания.

Деталь представляет собой часть, в которую вставляется ключ, чтобы выбрать необходимое соединение цепей. Устанавливается в цилиндрической пружине, один из концов которой закрепляется на корпусе замка. Цилиндрический замок предполагает автоматический возврат замка в случае неудачного запуска. Деталь соединяется с поводком.

Поводок

Деталь напоминает широкий цилиндр, в котором имеется сквозной канал. На концах радиального канала имеются шарики, между ними размещается пружина. Конструкция детали предполагает, что пружина позволяет шарам попадать на корпусе замка в лунки. Таким образом, поводок позволяет поворачивать диск контактного узла, а также гарантирует фиксацию замка.

Контактный узел

Состоит деталь из контактного диска с пластинами (через которые проходит ток), а также из неподвижной колодки. На последнем элементе располагаются около шести контактов с выводами на обратной стороне. Обычно используются контакты-пластины с одним разъемом.

Контактная группа

Как устроен замок зажигания автомобиля. Схема и элементы замка зажигания.

Контактная группа необходима для более удобного соединения и группирования электросетей транспортного средства. Деталь незаменима в плане практичности: использование контактной группы экономит время и деньги автовладельца. Дело в том, что подключение всех контактов напрямую крайне неудобно. При необходимости замены какого-либо элемента водителю пришлось бы залезать в корпус замка и отдельно запаивать каждый контакт. Контактная группа решает эту проблему, к тому же ее замена обходится дешевле.

Цепь ключа замыкается во время поворота, и электричество стремительно движется от минусовой клеммы по системе проводов, а далее – от контактов замка к индукционной катушке. Она вырабатывает дополнительное напряжение и сообщает его к свече зажигания. Затем ток возвращается на плюсовую клемму аккумулятора. 

В результате многолетнего трения элементы группы могут стачиваться, что приводит к перегреву и обгоранию контактов. Вследствие подобных неисправностей возможны перебои в работе самых разных систем автомобиля. Зачастую замена контактной группы успешно решает проблему отказа сразу нескольких систем.

Схема

Как устроен замок зажигания автомобиля. Схема и элементы замка зажигания.

Обычно подключение замка не подразумевает больших сложностей. Схема довольна проста и практически не отличается в зависимости от марки авто. В случае, если каждый провод подключается отдельно, следует помнить о следующих моментах:

Фаза ключа Клеммы (контакты под напряжением) Цепи
0 30; 30/1 Отсутствует подключение
I 30-INT; 30/1-15 Функционируют:

  • контрольные приборы;
  • отопитель;
  • система зажигания;
  • генератор;
  • сигнализация поворота.
II 30–INT;  30/1–15; 30–50 Цепи положения II, а также стартер
III 30–INT;    30/1
  • Освещение;
  • отопитель;
  • омыватель ветрового стекла;
  • стеклоочиститель.

На что также следует обратить внимание:

  • INT – черный провод;
  • клемма 15 – синий провод с черной полосой;
  • клемма 30 – розовый провод, а на 30/1 – коричневый;
  • клемма 50 – красный провод, обеспечивающий работу стартера.
Читайте также:  ТОП 10 лучших средств антидождь для авто (обзор, цены, отзывы)

Замена замка зажигания

Действительно, полная замена элемента может решить многие проблемы за один раз. Важно обратить внимание, что особенности замены замка некоторым образом отличаются в зависимости от марки машины.

Наиболее распространенные причины поломки

Для начала следует разобраться, в каких случаях данная процедура действительно необходима (Стоит упомянуть, что замена нередко производится, когда ключи владельца были утеряны).

Наиболее вероятными причинами поломки являются:

  • Износ составляющих контактной группы;
  • Проблема с секретом: из-за влаги образуется коррозия, что препятствует нормальной работе;
  • Обгорание контактов;
  • Установка новых или дополнительных приборов с увеличенной мощностью;
  • Неисправность цилиндра замка зажигания.

Следует обратить внимание на особенности некоторых иностранных марок. Например, в автомобиле Тойота ключевым признаком неисправности считается невозможность поворота ключа, что обуславливается износом кодовых окон, которые необходимо заменять в ходе ремонта.

Если водитель уверен, что серьезная неисправность действительно существует, производится замена замка. Сделать это не так сложно, как может показаться на первый взгляд, главное в этом деле – внимательность и аккуратность.

Замена замка зажигания

Последовательность действий при замене замка довольна проста. Все, что необходимо сделать:

  1. Убрать кожух с рулевого управления и открутить винты.
  2. Поставить ключ в позицию «0».
  3. Нажать отверткой на фиксатор (через отверстие в кронштейне), а затем вытащить сердцевину и извлечь ключ из замка.
  4. Позаботиться о том, чтобы после отключения провода не перепутались (сфотографировать исходное положение).
  5. Заменить замок на новый.

Замена контактной группы

Как говорилось ранее, устранить большинство проблем с отказом нескольких приборов можно решить путем замены контактной группы. Это можно сделать в несколько шагов (первые шаги практически не отличаются от шагов полной замены замка).

Шаг первый: Теория

Водителю необходимо ознакомиться со схемой строения замка зажигания, чтобы избежать допущения ошибок. Даже если имеется инструкция, ее следует прочесть сразу, а не по ходу действий.

Шаг второй: Подготовка к работе

Чтобы произвести замену, необходимо сначала отключить аккумуляторную батарею. Для этого нужно снять отрицательную клемму. Также стоит заранее подготовить инструменты (обычно хватает крестовой отвертки или обычного шила).

Шаг третий: Получение доступа к замку

Водитель должен снять пластмассовую накладку руля, которая обычно состоит из верхней и нижней части. Для этого необходимо выкрутить все фиксирующие болты, после чего осторожно отсоединить пластмассовую защиту механизма. Также важно разъединить разъем кабеля и патрон лампочки подсветки.

Шаг четвертый: демонтаж крышки замка

На этом этапе необходимо отсоединить все доступные фиксаторы. После снятия основной крышки также важно убрать оставшиеся два фиксатора, чтобы разобрать деталь.

Шаг четвертый: устранение неполадок

Здесь важно обратить внимание на выпуклые элементы контактов, которые расположены на источнике освещения. Можно попытаться убрать коррозию или нагар с помощью наждачки, однако следует понимать, это эта меря является крайней. Более рациональным решение – замена контактной группы.

Таким образом, каждый водитель самостоятельно решает, стоит ли заменять замок зажигания полностью. Действительно, замена отдельной и наиболее важной связующей детали может решить большинство возникших проблем, но полная замена все же остается лидирующим универсальным решением.

Покупка замка зажигания

При ремонте автомобиля путем замены замка зажигания наиболее важной деталью является выбор нового надежного устройства. Чтобы не ошибиться при покупке, нужно рассмотреть четыре основных варианта поиска:

  1. Искать деталь по артикулу детали.
  2. В интернете по марке автомобиля.
  3. Поиск по коду VIN.
  4. По данным марки и модели транспорта и его двигателя. (В специализированном магазине менеджер, владеющий данной информацией, сможет подобрать подходящий вариант).

Как устроен замок зажигания автомобиля. Схема и элементы замка зажигания.

Лидером в производстве замков для автомобилей новых моделей является Германия, которая предлагает большой ассортимент. Тем не менее далеко не всегда получается найти нужную деталь. При выборе между аналогом и оригиналом стоит отдать предпочтение последнему, так как подобная деталь точно подойдет автомобилю.

Если же из всего ассортимента можно подобрать только аналог, стоит обратить внимание на производителя. Самым лучшим вариантом будут являться аналоги из Германии или Дании. Подделки малоизвестных фирм (обычно китайского происхождения) не следует рассматривать при выборе, так как зачастую качество такой продукции оставляет желать лучшего.

При неисправности замка зажигания водителю не следует слишком беспокоиться. Данная деталь имеет практичное строение и легко поддается ремонту или замене. Тем не менее бережное отношение к этой маленькой, но важной составляющей автомобиля все же позволит избежать лишних затрат.

Наши работы по ремонту замков зажигания

Замок зажигания: устройство,назначение,работа,ремонт

Skip to content

За запуск панели приборов и двигателя отвечает замок зажигания – без этого устройства даже самый шустрый автомобиль не сдвинется с места. Это только в голливудских фильмах каждый прохожий знает, как завести машину, соединив зубами два проводка – в жизни все совсем иначе!

Что собой представляет и как работает замок зажигания

Поворот ключа в замке зажигания является отправной точкой работы всей системы автомобиля. Замок зажигания состоит из двух базовых частей: личинки и контактной группы.

В первую мы вставляем ключ, который осуществляет регулировку позиции контактов, выбирая одну из нескольких вариаций соединения цепей: включение и остановка двигателя, подача питания на электроприборы. Вторая предусмотрена для удобного сцепления всех электроцепей автомобиля.

Во время поворота ключа электрическая цепь замыкается, ток по проводам двигается от клеммы «-» к клемме «+» аккумулятора, проходя через индукционную катушку зажигания. В следствии чего, контакты цепи зажигания замыкаются, и запускается двигатель.

Порядок разборки замка

До начала выполнения работ следует подготовить необходимый набор инструмента. В комплекте пригодятся крестовая отвертка, набор ключей, узкое зубило или пробойник, круглогубцы с загнутыми концами для захвата. Обеспечьте себе удобный доступ к замку и достаточное освещение.

На начальном этапе проводится извлечение всего устройства в сборе. Последовательно демонтируется защитный элемент пластикового кожуха, откручивается замок и извлекается наружу. Чтобы избежать ошибок при обратном сборе следует пометить место установки и назначение каждого провода. Не поленитесь сделать разборчивую фотографию.

Обязательно проведите оценку клеммной колодки со вставленными проводами. В случае обнаружения трещин, следов плавления, смело извлекайте провода каждый из своего гнезда и меняйте на новую деталь.

Однозначного ответа на вопрос, как снять контактную группу замка зажигания не существует. Все зависит от конструктивных особенностей устройства. Демонтаж требуемого элемента рассмотрим на примере модели ВАЗ 10-го семейства:

  1. Отключают провода подсветки при их наличии.
  2. Отсоединяют декоративную крышку в верхней части устройства, отщелкнув по периметру защелки-фиксаторы.
  3. Отсоединяют контактную группу. Обычно крепление выполняется также в виде нескольких фиксаторов.

После снятия детали следует изучить состояние контактов. Незначительное окисление допускается убрать простой зачисткой при помощи некрупной наждачной бумаги. Не спешите проводить обратную сборку. Прямо на весу попытайтесь произвести имитацию запуска.

При обнаружении подгоревших контактов или в случае невозможности установить видимый дефект, следует проводить замену детали без сожаления.

При проведении обратной сборки учитывайте последовательность операций. Качественно установленный замок должен не только выполнять свои функции, но и не приходить в движение с каждым поворотом ключа. Обращайте внимание на следующие моменты:

  • крепежные болты прочно затягиваются только в случае выверенной установки внешней части под рулем;
  • совершите пробное вращение руля без ключа, чтобы убедится в исправной работе запорного устройства;
  • при подборе болтов не забывайте про легкость допуска к замку у потенциальных угонщиков.

При завершении всех работ и подключении проводов, проверьте надежность фиксации жгута. Если все выполнено правильно, первый же пробный запуск позволить услышать шуршание работающего двигателя.

Читайте также:  Почему двигатель свистит на холодную при запуске. Основные 4 причины

Устройство замка зажигания

Замок зажигания состоит из двух частей:

  1. Механическая — цилиндрический замок (личинка), он состоит из цилиндра, именно в него вставляется ключ зажигания.

  2. Электрическая — контактный узел, состоит из группы контактов, которая замыкается определенным алгоритмом при повороте ключа.

В ключе зажигания обычно установлен цилиндрический замок, который справляется одновременно с несколькими задачами, такими как: поворот контактного узла и блокировкой рулевого колеса.

Для блокировки использует специальный запорный стержень, который при повороте ключа выдвигается из корпуса замка и попадает в специальный паз в рулевой колонке. Устройство замка зажигания само по себе имеет простую конструкцию, сейчас попробуем разобрать все ее составляющие. Для более наглядного примера рассмотрим, как устроен замок зажигания:

Детали выключателя зажигания

  • а) тип KZ813;
  • б) тип 2108-3704005-40;
  1. Скоба.
  2. Корпус.
  3. Контактная часть.
  4. Облицовка.
  5. Замок.
  6. А — отверстие для фиксирующего штифта.
  7. Б — фиксирующий штифт.

Личинка соединена с проводом и установлена внутри широкой цилиндрической пружины, при этом один край прикрепляется к самой личинке, а другой уже непосредственно к корпусу замка.С помощью пружины замок может автоматически возвращаться в исходное положение после включения зажигания или после не успешной попытки запуска силового агрегата.

Поводок замка может не только поворачивать диск контактного узла, но и фиксировать замок в нужном положении.

Специально для этого поводок сделан в виде широкого цилиндра, в котором есть радиальный канал, проходящий насквозь.

По обе стороны на канале расположены шарики, между ними и находится пружина, с помощью которой шары заходят в лунки с внутренней стороны на корпусе замка, таким образом, обеспечивая их фиксацию.

Контактный узел имеет две основные части, такие как: контактный диск, который может приводиться в движение и неподвижная колодка с видимыми контактами.

На самом диске установлены пластины, именно через них проходит ток после поворота ключа в замке зажигания. В основном на колодке размещены до 6 и более контактов, выходы у них, как правило, находятся на обратной стороне.

На сегодняшний день современные замки используют контакты в виде пластин с одним разъемом.

Контактная группа, в основном отвечает за запуск стартера, систему зажигания, контрольно-измерительные приборы, она расположена в глубине корпуса замка.

Провести проверку ее работоспособности можно с помощью специальной контрольной лампы.

Но вначале перед этим, специалисты рекомендуют сделать проверку на повреждения кабелей, которые идут к замку, если обнаружатся таковые, то места повреждения потребуется заизолировать лентой.

Как правильно подключить замок зажигания

Если провода собраны в одну фишку, то подключение замка не составит никаких сложностей, просто нужно установить ее на контакты.

Если провода подключаются по отдельности, то нужно обратить внимание на схему:

  • клема 50 – красный провод, с помощью него работает стартер;
  • клема 15 – синий с черной полосой, отвечает за обогрев салона, зажигание и другие приборы;
  • клема 30 – розовый провод;
  • клема 30/1 – коричневый провод;
  • INT – черный провод отвечающий за габариты и фары.

Схема подключения проводов

Если произведено подключение проводки, то все нужно собрать и присоединить клемму к АКБ и проверить работоспособность. Сначала необходимо проверить, есть ли у всех электроприборов питание от замка, после уже работу самого стартера.

В том случае, если обнаружены какие-то неисправности, нужно еще раз провести проверку на правильность подсоединения проводов, потому, что именно от этого будет зависеть работа всех приборов в автомобиле после поворота ключа.

Далее вы можете ознакомиться со схемой проводки замка зажигания.

На сегодняшний день известно два вида системы зажигания:

  1. Батарейная, как правило, с автономным источником питания, с его помощью можно включать электроприборы не запуская двигатель.
  2. Генераторная, можно использовать электрические приборы только после запуска двигателя, тоесть после того как запуститься электрический ток.

Все замки зажигания делятся на несколько категорий по типу, назначению и функционалу.

Можно выделить два основных типа замков зажигания:

  • С ключом;
  • Без ключа (выключатели зажигания).

Замки с ключом сегодня являются наиболее распространенными, они устанавливаются на большинство автомобилей и иных транспортных средств.

Выключатели зажигания, в которых не используется ключ, особенно широко использовались на заре автомобилестроения, и устанавливались на машины (особенно грузовые) вплоть до 40-х — 50-х годов.

Затем выключатели были вытеснены замками с ключом, однако сегодня происходит новое возвращение выключателей зажигания. Современные выключатели, не требующие ключа, более технологичны, чем обычные кнопки на старых автомобилях, однако их функции остались примерно теми же.

Все существующие замки зажигания можно разделить на две больших группы по количеству положений ключа:

  • Замки с тремя положениями ключа;
  • Замки с четырьмя положениями ключа.

Замки с тремя положением ключа к сегодняшнему дню вышли из употребления, их можно встретить только на старых моделях легковых и грузовых автомобилей, особенно отечественного производства. С 1960-х – 1970-х годов на автомобили устанавливаются новые четырехпозиционные замки, которые обладают расширенным функционалом. Более подробно о функционале замков зажигания будет сказано ниже.

Также замки зажигания можно разделить на две группы по наличию противоугонной системы:

  • Обычные замки без блокировки руля;
  • Замки с механической блокировкой руля.
  • Блокировку руля обеспечивают практически все замки зажигания с четырьмя положениями ключа, старые трехпозиционные замки такой функции не имеют.
  • Наконец, замки зажигания могут иметь различный дополнительный функционал, в том числе защиту от включения стартера при работающем двигателе, систему предупреждения об оставленном в замке ключе и другие.
  • Независимо от типа и назначения все замки зажигания имеют принципиально одинаковое устройство и принцип работы.
  1. Аккумулятор
  2. Стартер
  3. Генератор
  4. Реле в монтажном блоке
  5. Замок зажигания
  6. Реле пуска

Правильная эксплуатация и ремонт замка зажигания

Эксплуатация замка зажигания имеет несколько тонкостей, которые особенно необходимо учитывать в старых автомобилях. Важно помнить следующее:

  • Поворот ключа необходимо производить плавно и без рывков, при этом не должно происходить заклиниваний или проскакивания ключа (если такое происходит, то замок необходимо проверить и отремонтировать);
  • Нельзя переводить ключ в положение «Статрер» при заведенном двигателе, так как это может привести к поломке стартера. Во многих современных замках предусмотрена функция блокировка поворота ключа при запущенном моторе;
  • Не стоит оставлять ключ зажигания в положении «Включено» («ON») при остановленном двигателе, так как в этом случае происходит разряд аккумуляторной батареи;
  • Для блокировки руля необходимо сначала вынуть ключ, а затем провернуть руль в ту или иную сторону до его остановки.

В некоторых автомобилях есть и другие особенности работы замка зажигания, они обязательно указываются в инструкции по эксплуатации.

Замок зажигания является одной из самых надежных деталей автомобиля, однако с течением времени и он может выходить из строя. Наиболее часто приходится сталкиваться с заеданием личинки, износом личинки, износом и коррозией контактов или механическим повреждением контактного узла.

При выходе из строя личинки замок заменяется полностью, при поломке контактного узла можно заменить только его, не трогая личинку. Однако сегодня при любой неисправности чаще всего замок меняется полностью, так как это проще и дешевле, чем разбирать и ремонтировать старый замок.

Нужно отметить, что некоторые проблемы решаются без замены замка. Например, при заедании замка, особенно у отечественных автомобилей, можно попробовать обработать личинку графитовой смазкой. А поломки контактов или проводников в контактном узле можно восстановить пайкой или заменой этих деталей.

В целом, замок зажигания обычно не доставляет проблем автовладельцу, в исправном состоянии обеспечивает простое управление и защиту от угона, и служит многие годы.