Автомобили

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

Автор: Андрей Гагарин

Плотность электролита в аккумуляторе – это важная характеристика, которую автолюбители должны регулярно проверять. Необходимо знать, какой показатель считается нормальным, и как его измерить. Также нужно разобраться, как своими силами повлиять на плотность аккумулятора в емкостях, где присутствует раствор H2SO4.

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

Важно!Плотность электролита напрямую влияет на ёмкость батареи, а также на ее период эксплуатации.

Проверять данный показатель необходимо с помощью специального инструмента. Он называется денсиметр. Делать это следует при температурном показателе +25°С. Если температура будет другой, то показания понадобится подкорректировать.

Очевидно, что проверку необходимо выполнять регулярно. Другой вопрос: на какие цифры необходимо ориентироваться? Какой показатель можно считать хорошим, а какой – нет?

Какая плотность должна быть в аккумуляторе

Крайне важно для АКБ, чтобы поддерживалось определенное значение плотности электролита. Данный показатель может меняться, так как зависит от погоды в регионе, где находится автомобиль.

По этой причине плотность определяется с учетом условий использования транспортного средства и существующих требований. Например, для основного климатического пояса показатель плотности обязан оставаться в диапазоне 1,25–1,27 г/см3.

Допускается отклонение в большую или меньшую сторону на 0,01 г/см3. Если климатическая зона холодная, а с декабря по февраль на улице температура до -30°С, то показатель будет увеличен на 0,01 г/см3. В субтропиках он будет на 0,01 г/см3 ниже.

Плотность аккумулятора зимой, когда на улице до -50°С, будет отличаться. Нужно ориентироваться на то, что в норме показатель будет от 1,27 до 1,29 г/см3.

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

У автомобилистов может возникнуть еще один вопрос: какая плотность должна быть в аккумуляторе в разные времена года, будут ли показатели отличаться? Есть ли потребность целый год поддерживать значение на одинаковом уровне? Рекомендуется подробнее рассмотреть эту тему, сверившись с таблицей. Там значения имеют зависимость от погоды в определенном регионе.

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

Есть важный момент – чем более низкая плотность электролита в заряженном аккуме, тем более долгий срок он проработает.

Не следует забывать о том, что АКБ при регулярном использовании обычно заряжена на 80–90%, но не больше. Из-за этого плотность электролита обычно ниже, чем при 100% заряде. Следовательно, подходящее значение должно быть немного выше, чем прописано в таблице.

В такой ситуации даже при падении температуры батарея не выйдет из строя. В холодное время года она не станет замерзать. Плотность аккумулятора летом отличается. Если она окажется выше положенного, то это приведет к закипанию.

Подобное нельзя допускать, иначе возникнут поломки.

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

Если плотность электролита станет чрезмерно высокой, то это сократит период службы АКБ. При этом низкая плотность приведёт к тому, что напряжение снизится. В итоге затруднится запуск мотора.

Таблица плотности электролита в АКБ

При составлении таблицы плотности аккумулятора необходимо ориентироваться на средний температурный показатель в середине зимы.

Если в области на термометре не бывает меньше -30°С, то не нужно снижать или увеличивать концентрацию кислоты.

На протяжении года нет нужды менять плотность электролита, необходимо следить за данным показателем, чтобы не возникло отклонений от установленного значения.

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

Другое дело, если автомобиль эксплуатируется при сильном морозе. То есть температура может опускаться ниже -30°С. В данной ситуации разрешена коррекция значения.

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

Плотность электролита в аккумуляторе зимой

Отдельно необходимо разобраться, какая плотность аккумулятора должна быть зимой. В норме показатель будет равен 1,27. Если же на улице будет холоднее -35°С, то значение станет равным 1,28 г/см3.

В той ситуации, когда наблюдаются отклонения в меньшую сторону, это спровоцирует ухудшение электродвижущей силы. Мотор будет хуже запускаться, а электролит начнёт покрываться льдом.

Если плотность упадёт до 1,09 г/см3, то аккумулятор замёрзнет уже при -7°С.

Когда в морозные дни плотность оказывается ниже положенной, нет смысла сразу выполнять коррекцию с помощью специального раствора. Правильным решением будет качественно зарядить батарею.

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

Если человек в основном ездит из дома на работу и обратно, тратя на это около 30 минут, то это не поможет электролиту достаточно прогреться. Как итог, он не сможет полноценно зарядиться. АКБ способен принимать заряд только после того, как прогреется. Из-за этого с каждым днем будет уменьшаться плотность.

Самостоятельно выполнять процедуры, связанные с электролитом, не рекомендуется. Нужно только корректировать показатель очищенной от солей и примесей водой. Для новых батарей считается нормальным интервал изменения плотности электролита в диапазоне 0,15–0,16 г/см3.

Необходимо запомнить, что запрещено пользоваться АКБ с низким уровнем заряда, когда на дворе температура ниже 0°С. Иначе электролит замерзнет, что приведет к порче пластин из свинца.

Ориентируясь на таблицу зависимости температурного показателя замерзания электролита от его плотности, удастся узнать, при каком значения на термометре в батарее начнёт образовываться лёд.

г/см3 1, 10 1, 11 1, 12 1, 13 1, 14 1, 15 1, 16 1, 17
Градусы Цельсия -8 -9 -10 -12 -14 -16 -18 -20
г/см3 1, 19 1, 20 1, 21 1, 22 1, 23 1, 24 1, 25 1, 28
Градусы Цельсия -25 -28 -34 -40 -45 -50 -54 -74

Выходит, что у заряженной на 100% батареи появление льда происходит при температуре ниже -70°С. Когда зарядка составляет 40%, то данный процесс начинается при -25°С. При заряде около 10% мотор в зимний день не запустится. Появление льда произойдет уже при значении -10°С.

Если человек не знает плотность электролита, то уровень зарядки можно узнать с помощью нагрузочной вилки. Важно убедиться, что разность напряжения в разных элементах одной батареи составляет не более 0,2 В.

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

В, показанные вольтметром нагрузочной вилки Показатель разряженности АКБ в процентах
1,8–1,7 0
1,7–1,6 25
1,6–1,5 50
1,5–1,4 75
1,4–1,3 100

Если батарея разрядилась на 50% или больше в зимний период, ее потребуется подзарядить. Для лета показатель другой – он составляет 25%. Если же заряд будет выше этого значения, подзарядка не потребуется.

Плотность электролита в летнее время

Правильная плотность аккумулятора в жаркое время года другая. Батарея сталкивается с новой проблемой – обезвоживанием. Слишком высокая плотность оказывает негативное влияние на пластины из свинца. По этой причине она должна быть на 0,02 г/см3 меньше необходимого значения.

Летом температурный показатель под капотом обычно высокий. Из-за этого начинает испаряться вода, присутствующая в кислоте. Также начинают активно проходить электрохимические процессы в батарее. Из-за этого наблюдается высокая токоотдача, даже если плотность электролита находится на минимальном значении.

Если уровень электролита снижается, то увеличивается его плотность. Это способствует быстрому возникновению коррозии, поражающей электроды. По этой причине необходимо следить за уровнем жидкости в батарее. Если он снижается, то потребуется долить дистиллированную воду.

В ином случае возникнет перезаряд, а также сульфатация.

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

Бывают ситуации, что батарея оказывается разряженной из-за халатности владельца. В этой ситуации можно попытаться вернуть её в рабочее состояние. Потребуется воспользоваться зарядкой. Перед этим важно узнать уровень, а затем воспользоваться дистиллятом.

Спустя время плотность аккумулятора автомобиля станет меньше. Это связано с регулярным разбавлением дистиллятом. Когда значение становится ниже минимального, приходится увеличивать плотность электролита. Для начала необходимо узнать её значение.

Как проверить плотность аккумулятора

Чтобы АКБ правильно работала, необходимо проводить проверку плотности аккумулятора спустя каждые 15 000 км пробега. Для этого нужно пользоваться денсиметром. Это устройство включает в себя трубку из стекла, в которой расположен ареометр. На концах находится резиновый наконечник, а с другой стороны расположена груша. Благодаря плавающему ареометру удаётся узнать требуемые сведения.

Плотность необслуживаемого АКБ будет отображаться цветным индикатором. Он присутствует в отдельном окошке. Если загорится зеленый индикатор, значит, всё в порядке.

Уровень заряда находится в диапазоне от 65 до 100%. Когда необходима подзарядка, индикатор становится чёрным. В окошке возникает красная или белая лампочка.

Это говорит о том, что нужно незамедлительно долить дистиллированную воду.

Смотреть плотность электролита для проведения корректировки можно только у аккума, прошедшего зарядку. Потребуется уточнить уровень электролита. Далее – зарядить АКБ, оставить на 2 часа и проверить. Если посмотреть данные сразу после подзарядки, сведения получаются неправильными.

Читайте также:  6 способов запаять бампер своими руками. Чем можно паять бампер авто в домашних условиях

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

Плотность зависит от температурного показателя воздуха. Нужно выполнять забор жидкости из банки АКБ, а потом поставить прибор так, чтобы его было хорошо видно. Ареометр не нужно трогать, он обязан плавать в данной жидкости, но не притрагиваться к ёмкости. Замеры необходимо провести для отдельных отсеков, а полученные значения записать.

При определении заряженности батареи можно ориентироваться на плотность электролита.

Температурный показатель Заряд
100% 70% Разряженный
Более +25 1,21–1,23 1,17–1,19 1,05–1,07
Менее +25 1,27–1,29 1,23–1,25 1,11–1,13

Если в любой ячейке плотность значительно снижена, это указывает на дефекты. Когда она завышена, можно заподозрить кипение АКБ.

Можно с помощью мультиметра проверить плотность. Следует воспользоваться таблицей.

Уровень зарядки Плотность электролита г/см3 Напряжение КБ В
100% 1, 28 12,7
80% 1,245 12,5
60% 1,21 12,3
40% 1,175 12,1
20% 1,14 11,9
0% 1,10 11,7

Как поднять плотность электролита в аккумуляторе

Повысить плотность электролита в аккумуляторе удастся с использованием корректирующего электролита или кислоты. Для выполнения этой задачи нужны ареометр, медицинская клизма, стакан с обозначением мл, очищенная вода, емкость для электролита, корректирующий электролит или кислота.

Порядок действий:

  1. Из банки АКБ берут немного электролита.
  2. Вместо него добавляют концентрированный состав или очищенную воду.
  3. АКБ ставят подзарядиться, это занимает не больше получаса.
  4. Затем отключают зарядку, ждут 1–2 часа.
  5. Повторно проводят замер плотности электролита. Если показатель низкий, повторяют процедуру.

Чтобы добиться нужной плотности, можно ориентироваться на таблицу:

Подъём плотности в АКБ, если она ниже 1,18

В данной ситуации только электролитом не получится обойтись. Придётся приобрести кислоту (1,8 г/см3). Порядок действий был описан выше, но шаг разбавления будет меньше. Иначе будет риск не проскочить необходимую отметку.

Когда электролит окрашивается в темный цвет, это значит, он холода не переживёт. Приходится проводить полную замену аккумулятора. АКБ рассчитан примерно на 5 лет. Чтобы он дольше прослужил, нужно регулярно проверять плотность, не допускать низкой уровень зарядки и не откладывать обслуживание на потом.

14 декабря 2022

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как повысить

В процессе использования аккумуляторная батарея постоянно заряжается и разряжается. Чтобы продлить срок эксплуатации этой детали, ее заряд необходимо держать на максимальном уровне. Наиболее надежный уровень проверки заряда заключается в измерении плотности электролита. В данной статье будут рассмотрены наиболее эффективные способы измерения и повышения этого параметра.

Что такое плотность электролита в аккумуляторе и на что она влияет

Электролит – специальное вещество, которое состоит из очищенной воды и серной кислоты (ориентировочно в соотношении 2:1). Плотность электролита, в свою очередь, обозначает соотношение этих двух компонентов.

Если замерить этот параметр на новом и качественном изделии с помощью специального прибора, результатом будет 35/65% (серной кислоты к воде соответственно).

Из-за низкой плотности электролита аккумулятор не сможет заряжаться от генератора.

Нормальный показатель плотности в аккумуляторе

Измерить плотность электролита в аккумуляторе скорректировать данный параметр можно лишь в обслуживаемых АКБ. Они производятся благодаря технологии WET. Если описывать их более подробно, такие аккумуляторы представляют собой пластиковый короб, разделенный на 6 отсеков. В каждом из них располагаются пластины, наполненные электролитом.

Чтобы ответить на вопрос, какая плотность должна быть в аккумуляторе, нужно отметить, что существует несколько типов батарей. Так, например, свинцово-кислотные аккумуляторы используются на многих легковых автомобилях, а также грузовиках и вспомогательной технике. Как было сказано ранее, в состав пластин таких батарей входит обычная серная кислота.

Плотность электролита в банках измеряется исходя из веса одного кубического сантиметра состава.

На рынке можно найти электролитическую жидкость для заливки пустых батарей с нуля, плотностью 1,28 г/см3, а также корректирующее вещество, плотность которого повышена (1,33 г/см3).

При этом «нормальная» плотность электролита аккумулятора замеряется только на хорошо заряженной батарее и при температуре не ниже 23-26 градусов по Цельсию.

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

Таблица плотности

Важность проверки плотности электролита сложно переоценить, поскольку от этого показателя зависит работоспособность автомобиля. Ниже представлена подробная таблица, демонстрирующая зависимость напряжения и степени заряженности АКБ от концентрации электролита в аккумуляторной батарее.

Плотность при температуре +15 градусов по Цельсию Напряжение без нагрузки Напряжение (В) при нагрузке 100 А Уровень заряженности Температура замерзания электролита
1,27 12,66 10,80 100% -60
1,26 12,6 10,65 95% -55
1,25 12,55 10,5 87,5% -50
1,24 12,47 10,35 80% -46
1,23 12,41 10,20 75% -41
1,22 12,35 10,05 68% -36
1,21 12,29 9,90 62,7% -31
1,20 12,23 9,75 55% -27
1,19 12,17 9,61 50% -24
1,18 12,11 9,45 43% -17
1,17 12,07 9,31 37,8% -15
1,16 12 9,15 32% -13
1,15 11,95 9 25% -12
1,14 11,87 8,85 19% -11
1,13 11,82 8,67 12,54% -9
1,12 11,77 8,55 5% -7
1,11 11,70 8,41 0 -6

Влияние плотности на процесс эксплуатации автомобиля

Низкая плотность, в свою очередь, усложняет запуск силового агрегата. Если показатель слишком занижен, вещество в батарее может просто замерзнуть. При этом такую деталь невозможно зарядить, из-за чего пластины подвергаются сульфатации. Чтобы соблюсти баланс, нужно опираться на практику роста и падения плотности электролита в разных температурных условиях:

  • условия Крайнего Севера – 1,3 г/см3;
  • умеренный климат – от 1,24 до 1,28 г/см3;
  • субтропический климат (южные регионы России) – от 1,22 до 1,25 г/см3.

Учитывая эти показатели, стоит отметить, что их минимальное значение не может быть ниже 1,22 г/см3. Если плотность будет ненормированной, аккумулятор быстро выйдет из строя и потребует замены.

Плотность электролита в зимнее время года

Для измерения плотности аккумулятора используется ареометр. Этот прибор позволяет выяснить, нуждается ли АКБ в корректирующем электролите.

Такие измерения особенно актуальны при эксплуатации автомобиля зимой, поскольку в зимнее время года плотность жидкости в банках должна составлять от 1,20 до 1,27 г/см3.

При этом стоит помнить, что находясь в машине, батарея заряжена не полностью, примерно на 80-90%.

  1. При низкой концентрации H2SO4 (серной кислоты), вещество в батарее может замерзнуть. Замерзание происходит из-за большого количества воды.
  2. В мороз все механизмы автомобиля замерзают. Для поддержания их работоспособности требуется дополнительная энергия. Поэтому даже самые надежные и дорогие модели двигателей не смогут завестись и работать корректно, если аккумулятор «слабый».

Если зима теплая, и температура воздуха составляет около +5 градусов по Цельсию, описываемый ранее параметр должен быть равен 1,22 г/см3. При этом важно постоянно следить за этим показателем – его падение может привести к необходимости замены батареи.

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

Плотность электролита в летнее время года

В летний период плотность электролита возрастает, поскольку батарея активно теряет жидкость вследствие испарения. По этой причине показатель должен быть ниже на 0,02 г/см3 от стандартных значений. Примечательно, что повышение температуры под капотом провоцирует следующие процессы:

  • Жидкость из банок улетучивается, а кислота становится более концентрированной.
  • Ускоряются процессы превращения электрической энергии в химическую.

Как проверить АКБ в домашних условиях

Эксплуатация машины должна сопровождаться периодической проверкой состояния аккумуляторной батареи. Как было сказано ранее, рост концентрации серной кислоты в банках негативно влияет на работоспособность батареи. Мастера автосервисов рекомендуют проверять техническое состояние батареи каждые 15-20 тысяч километров пробега. Диагностику можно провести следующим образом:

  1. Осмотреть корпус АКБ на наличие механических повреждений и подтеков.
  2. Визуально оценить уровень электролитической жидкости. Он должен возвышаться над краем банок на 1,3 см.
  3. Провести измерения плотности электролита с помощью контрольно-измерительного прибора.

Иногда заряд может уменьшаться из-за того, что ремень привода генератора ослаблен. Поэтому автовладельцам рекомендуется регулярно проверять его натяжение самостоятельно или в сервисном центре.

Измерения с помощью ареометра

Как было сказано ранее, измерение плотности электролитического вещества в аккумуляторе проводится ареометром. Перед измерительными процедурами необходимо оценить уровень спецжидкости в каждой пластине батареи и скорректировать его очищенной водой. После этого АКБ нужно полностью зарядить и приступить к тесту, руководствуясь следующим алгоритмом:

  1. Установить АКБ на ровную поверхность.
  2. Снять пробку на крышке заливного отверстия.
  3. Погрузить ареометр в электролитическую жидкость и втянуть ее в прибор с помощью резинового наконечника.
  4. Набрать такое количество реагента, которого будет достаточно для перемещения поплавка.
  5. Измерить плотность ареометром, руководствуясь показаниями на специальной шкале.
  6. Зафиксировать полученный результат и повторить процедуру на остальных пластинах.
  7. Сравнить полученные данные со стандартными значениями.
Читайте также:  Какое лучше заливать масло в раздатку. Правильный выбор масла для раздаточной коробки

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

Примечательно, что значения во всех банках должны быть одинаковыми. Если замер показал, что в отдельных пластинах плотность понижена, необходимо проверить АКБ на наличие повреждений или замыканий между банками. Низкая плотность во всех емкостях может говорить о том, что аккумулятор сильно разряжен или изношен. Эксплуатация автомобиля с таким АКБ будет затруднительна.

Можно ли провести измерения без ареометра

Провести тесты с электролитической жидкостью без специального измерительного прибора не получится. При этом изготовить ареометр можно своими руками, заранее подготовив поплавок-грузик. Для создания прибора самостоятельно, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Подготовить полую трубку из пластика, например трубочку для напитков.
  2. Поместить заранее подготовленный поплавок в очищенную воду, отметив на нем уровень жидкости. Эта отметка будет соответствовать показателю 1 г/мл.
  3. Поместить поплавок в новую электролитическую жидкость с точным удельным весом, например 1,4 г/см3.
  4. Сделать отметку в месте соприкосновения электролита с поплавком, после чего разметить расстояние между двумя имеющимися значениями.

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

Для отбора электролитической жидкости можно воспользоваться резиновой грушей. В качестве альтернативы используется обычный стакан, куда помещается поплавок.

Проведение измерений на необслуживаемой батарее

Проблема измерения плотности электролита в необслуживаемых АКБ заключается в отсутствии откручиваемых пробок. Тем не менее при изготовлении батарей производители используют отверстия, которые позже заделываются одноразовыми пробками. При необходимости их можно демонтировать или просверлить, превратив необслуживаемый АКБ в обслуживаемый.

Видео с проведением измерений электролитической жидкости

Чтобы понять, как измеряется плотность электролита в АКБ, достаточно ознакомиться с представленным ниже видео:

В данном ролике рассматривается процесс проведения измерений с использованием ареометра. Как было сказано ранее, аналогичную процедуру можно провести с самодельным измерительным инструментом.

Как повысить плотность в аккумуляторе

Если уровень жидкости регулярно корректировался или его недостаточно для использования АКБ зимой, необходимо повысить плотность электролита в аккумуляторе. Главный признак того, что пора проводить такую процедуру – уменьшение промежутков между зарядкой и разрядкой батареи. Для корректировки описанного показателя потребуются следующие приспособления:

  • купленный или самодельный ареометр;
  • мерный стакан;
  • резиновая груша;
  • посуда для разведения новой электролитической жидкости;
  • очищенная вода;
  • корректирующая кислота (либо электролит).

Далее будут рассмотрены все методы повышения плотности электролитической жидкости в АКБ.

Как поднять плотность с помощью зарядки

Провести такую процедуру можно с использованием слабого тока. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. Полностью зарядить батарею.
  2. Дождаться, пока дистиллированная вода в банках начнет испаряться. Общий уровень электролитической жидкости понизится.
  3. Долить новый электролит, плотность которого соответствует требованиям, описанным ранее.
  4. Провести замеры с помощью ареометра.
  5. Повторить процедуру еще раз, если необходимо скорректировать показания.

Необязательно выбрасывать АКБ, если автомобиль перестал заводиться. Деталь можно сделать вновь работоспособной, подняв плотность электролита. Процедура займет немного времени, но при этом позволит сэкономить деньги.

Повышение в случае, если плотность электролитической жидкости упала ниже 1,18 г/см3

Если плотность упала ниже 1,18 г/см3, одним корректирующим электролитом не обойтись – нужно добавлять кислоту. Процесс ее добавления осуществляется так же, как и в случае с электролитической жидкостью, однако для этого берется небольшой шаг. Это обусловлено высокой плотностью кислоты, при добавлении которой можно «проскочить» необходимую отметку.

Добавление электролита

Еще один эффективный способ повышения плотности заключается в добавлении корректирующего электролита. Для проведения этой процедуры должен быть соблюден следующий порядок действий:

  1. Отбор небольшого количества жидкости с банки АКБ.
  2. Добавление такого же количества корректирующей жидкости. Если плотность необходимо снизить, вместо электролита используется дистиллированная вода.
  3. Зарядка аккумулятора номинальным током на протяжении 30-40 минут. Это необходимо для смешивания жидкости.
  4. Отключение АКБ от зарядки. После этого его нужно оставить на 1-2 часа для выравнивания плотности и снижения температуры во всех банках.
  5. Проведение повторных измерений с использованием ареометра.

Чтобы не столкнуться с проблемами при проведении описанной процедуры, необходимо заранее уточнить объем банок в аккумуляторе. Также следует полностью заменить жидкость, если перечисленные выше методы не привели к желаемому результату.

Замена электролита

Чтобы залить новый корректирующий электролит, нужно выполнить несколько действий по изъятию старого состава:

  1. Снять АКБ и установить на устойчивую поверхность.
  2. Выкрутить защитные колпаки и перелить электролит из каждой банки в подготовленную посуду. Для этого нужно воспользоваться резиновой грушей.
  3. Залить в банки очищенную воду – это позволит очистить их от образовавшегося налета.
  4. Немного потрясти батарею, после чего слить воду.
  5. Заполнить емкости пищевой содой и оставить их на несколько часов.
  6. После удаления соды, залить в банки раствор столовой соли и подождать еще час.

Теперь, когда все вышеописанные процедуры проведены, необходимо подготовить новую электролитическую жидкость. Процедура ее замены выполняется следующим образом:

  1. Проверка плотности нового вещества ареометром.
  2. Медленное помещение жидкости в банки.
  3. Удаление излишков (если таковые имеются) резиновой грушей

После замены электролита нужно оставить батарею в покое на 4 дня. После этого ее можно зарядить и подсоединить к автомобилю для проверки работоспособности.

Как повысить плотность в аккумуляторе

Плотность электролита в аккумуляторе: какая должна быть, как проверить, как поднять?

Вам также может понравиться

Какая плотность электролита должна быть в аккумуляторе: повышение плотности и плотность после зарядки АКБ

В процессе эксплуатации транспортных средств водители часто сталкиваются с ситуацией, когда стартер автомобиля не крутится от аккумулятора, частота вращения коленвала от стартера недостаточна для запуска двигателя и т.д. Другими словами, АКБ сильно разряжена.

Не менее распространенной ситуацией является то, что полностью заряженная от зарядного устройства батарея быстро разряжается, при этом повторной зарядкой (даже с учетом соблюдения всех правил и рекомендаций касательно того, как нужно заряжать аккумулятор) устранить проблему все равно не удается.

Следует отметить, что плотность электролита и разряд аккумулятора взаимосвязаны. Электролит является одним из главных компонентов в устройстве батареи, позволяя накапливать и удерживать заряд.

Получается, именно низкая плотность электролита в аккумуляторе после зарядки не позволяет АКБ сохранить накопленную энергию, также заряд не восстанавливается от автомобильного генератора после установки батареи на автомобиль.

Если это произошло, тогда элемент требует обслуживания, которое предполагает выравнивание плотности электролита в аккумуляторе или его полную замену. Отметим, что в ряде случаев для восстановления работоспособности АКБ бывает достаточно того, чтобы плотность электролита в банках аккумулятора была приведена в норму.

В этой статье мы рассмотрим, почему происходит снижение плотности, как и в чем измеряется плотность электролита в аккумуляторе. Также мы поговорим о том, что делать водителю, если во время замеров была обнаружена малая плотность электролита в аккумуляторе.

Упала плотность электролита в аккумуляторе: причина и последствия

Как правило, снижение плотности происходит в результате испарения водно-кислотного раствора в секциях АКБ. В этом случае речь идет о закипании электролита в банках, которое возникает при перезарядке батареи. Также вода постепенно выпаривается из аккумулятора и по естественным причинам, при этом процесс протекает медленно, позволяя батарее долгое время сохранять рабочее состояние.

С учетом вышесказанного становится понятно, для чего нужны обслуживаемые АКБ. Доступ к банкам позволяет контролировать уровень электролита. Зачастую этот уровень поддерживается в заданных пределах посредством долива дистиллированной воды. С этим процессом хорошо знакомы многие авто владельцы.

Однако далеко не все понимают, что одним доливом воды проблему удается решить далеко не во всех случаях, так как параллельно требуется проверка плотности полученного раствора. Дело в том, что вместе с водой частично испаряется и сам электролит. По этой причине доливать нужно не только воду, но и электролитический раствор.

После в обязательном порядке производится измерение плотности электролита в аккумуляторе ареометром. Нужно учитывать, что правильная плотность электролита в аккумуляторе позволит не только эффективно накапливать и удерживать заряд, но и убережет батарею от замерзания с наступлением холодов.

На практике это означает, что если водитель регулярно доливал в банки только воду и не следил за плотностью раствора, тогда зимой такой аккумулятор может замерзнуть и/или выйти из строя. Дело в том, что когда в зимний период температура электролита аккумулятора в секциях понижается, а сам раствор недостаточно плотный, тогда вода в его составе превращается в лед.

Читайте также:  Проверка дизельных форсунок в домашних условиях на слив в обратку и на стенде

Вполне очевидно, что летняя или зимняя плотность электролита в аккумуляторе является относительным понятием. Необходимо постоянно поддерживать рекомендуемый показатель плотности независимо от сезона. Также плотность для регионов с холодным климатом можно несколько повысить, при этом оставляя значение в рамках допустимых показателей, то есть без превышения.

Еще важно понимать, что минимальная плотность электролита в аккумуляторе может не доставлять проблем в теплое время года, однако с наступлением холодов батарея выходит из строя даже при нормальном уровне раствора в банках. Также отметим, что электролит в АКБ может почернеть или помутнеть. В этом случае помогает его замена, в процессе которой также регулируется плотность.

Как правильно поднять плотность электролита в аккумуляторе

Как видно, необходимость повысить плотность аккумулятора может возникнуть по разным причинам. Прежде всего, нужно разобраться, какой плотности электролит залить в аккумулятор в том или ином случае. Обратите внимание, в продаже представлены растворы, плотность которых изначально несколько завышена.

Это значит, что в процессе корректировки для уменьшения плотности может понадобиться дистиллированная вода. При этом нужно учитывать, что не допускается залив обычной проточной воды, технической воды и т.д. Итак, идем далее. Чтобы определить, какая плотность необходима, рекомендуем ознакомиться с таблицей плотности электролита (см. выше).

Следующим шагом будет подготовка необходимых приборов, инструментов и базовых компонентов для создания раствора:

  • ареометр;
  • стакан (мерный);
  • емкость для слива;
  • резиновая груша;
  • дистиллированная вода;
  • аккумуляторный электролит;

Перед тем, как приступить к работе, обратите внимание, что выполнение операций с кислотой предполагает соблюдение техники безопасности. Для защиты кожи и глаз желательно использовать резиновые перчатки и защитные очки.
Также в случаях, когда раствор электролита разводится самостоятельно, запрещено добавлять воду в кислоту! Необходимо заливать сначала воду, после чего в нее аккуратно и осторожно доливается кислота! Это позволит избежать травм и химических ожогов.

Если производится полная замена электролита или необходимо слить жидкость, запрещено переворачивать или сильно наклонять аккумулятор. Дело в том, что подобные действия могут привести к осыпанию свинцовых пластин, после чего происходит короткое замыкание и батарея выходит из строя.

Что касается замеров плотности, необходимо производить измерения тогда, когда температура наружного воздуха будет находиться на отметке около 20 градусов по Цельсию. Получается, если на улице холодно, аккумулятор нужно сначала занести в отапливаемое помещение и дать ему возможность прогреться.

Также важно помнить, что плотность аккумулятора падает с разрядом и повышается после зарядки. По этой причине для получения наиболее достоверных показателей перед замерами нужно полностью зарядить АКБ.

Если нет возможности заменить АКБ, при этом в наличии необслуживаемый тип батаери (то есть работы производятся с необслуживаемым аккумулятором), тогда для получения доступа к банкам потребуется просверлить в корпусе отверстия при помощи дрели. Также нужно приготовить паяльник для дальнейшей запайки банок. Пластик, который будет использоваться для запайки, должен быть стойким к воздействию кислоты.

Для слива старого электролита или сбора его излишков нужно заранее подготовить емкость. Лучше всего для таких целей подходят стеклянные банки или бутылки. Также нужно будет позаботиться и о дальнейшей утилизации. Запрещается выливать электролит в канализацию, сливать на землю или в водоемы!

Кислотный раствор нужно сначала нейтрализовать щелочью. Если у вас нет определенных навыков, тогда необходимо заранее проконсультироваться со специалистами, изучить вопрос на профильных форумах, обратиться с подобным вопросом на пункты приема старых АКБ и т.д.

После того, как все нюансы были учтены, можно перейти к обслуживанию батареи. Далее мы рассмотрим процесс на примере кислотного аккумулятора. Отметим, что если АКБ щелочного типа, тогда некоторые показатели будут отличаться от тех, которые приведены ниже.

Как повысить плотность электролита

Итак, плотность измеряется в граммах на сантиметр кубический, то есть г/см3. Замеры плотности нужно производить в каждой банке АКБ. Плотность раствора должна быть от 1.25 до 1.29.

Разброс показателей по секциям батареи не должен быть выше отметки 0.01. В случаях, когда показатель упал около 1.20, тогда поднять плотность в банках можно путем долива  электролита, который имеет плотность 1.27.

Для реализации задачи понадобится выполнить следующие действия:

  • Долив производится в каждую отдельную банку. Для этого грушей из банки выкачивается как можно больше старого электролита.
  • Затем электролит сливается в мерный стакан, что позволяет измерить его количество.
  • Далее в банку заливается свежий электролит, причем нужно влить только ½ от того объема, который был ранее откачан.
  • Далее аккумулятор нужно покачать из стороны в сторону, не допуская сильных наклонов и переворачивания. Такие действия позволят смешаться оставшейся жидкости в АКБ со свежей.
  • Теперь можно замерить плотность. В случае, когда значение не достигает нужного показателя, можно долить еще половину от того объема, который был ранее откачан.
  • Такие действия повторяются до того момента, пока не будет достигнут нужный показатель плотности.
  • После того, как плотность пришла в норму, нужно долить дистиллированной воды по уровню, после чего перейти к работе с другой банкой.

Если плотность в аккумуляторе снижена до 1.18, тогда нужно доливать не электролит, а аккумуляторную кислоту. Плотность такой кислоты намного выше. В случаях, когда сразу поднять плотность не удалось, процесс повторяется до тех пор, пока не удается получить нужное значение.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как самому заменить электролит в аккумуляторе. Из этой статьи вы узнаете об особенностях замены электролита в АКБ, а также ознакомитесь с базовыми требованиями касательно данной процедуры.

Когда работа со всеми секциями АКБ закончена, батарею можно поставить на зарядку. После зарядки аккумулятора плотность электролита снова промеряется, при необходимости показатель корректируется при помощи дистиллированной воды или электролита.

Советы и рекомендации

В ряде случаев можно столкнуться с ситуацией, когда плотность электролита изначально очень низкая, при этом после долива не удается ее повысить. Также электролит серый, черный, мутный или рыжий в одной банке или сразу во всех секциях. Это говорит о необходимости полной замены жидкости.

  1. Для замены электролита грушей нужно полностью удалить жидкость из банок.
  2. Далее потребуется закрыть контрольные вентиляционные пробки на секциях.
  3. После этого аккумулятор ставится на бок или подпирается.
  4. Затем в дне каждой секции поочередно просверливается небольшое отверстие (диаметр 3-5 мм).
  5. Через указанные отверстия в заранее подготовленную емкость сливается оставшийся в корпусе батареи электролит.
  6. Затем пробки откручиваются, банки тщательно промываются дистиллированной водой.
  7. Следующим шагом будет запаивание проделанных отверстий пластмассой, устойчивой к воздействию кислоты.
  8. Далее можно заливать в АКБ свежий электролит, повторяя описанные выше действия для регулировки плотности раствора.

Напоследок добавим, что в некоторых случаях подобные операции позволяют восстановить работоспособность аккумулятора на достаточно большой срок, однако это происходит не всегда. Определенные химические процессы в аккумуляторной батарее, а также постепенное осыпание пластин приводит к тому, что даже после полной замены электролита аккумулятор может не держать заряд.

Если после всех проделанных работ плотность жидкости все равно быстро падает или не поднимается после зарядки до нужных значений, тогда стоит задуматься о замене батареи.

Также водитель может заметить, что в процессе эксплуатации АКБ свежий раствор снова чернеет, становится мутным, выкипает (с учетом того, что батарея правильно заряжается от ЗУ, а также на автомобиле исправен генератор и реле-регулятор), тогда такой аккумулятор потребуется заменить.