Промывка двигателя в масло — Польза и вред от 5-ти минутного средства
Промывка двигателя при смене масла – это одна из тех вечных тем, которые, с одной стороны, себя давно исчерпали, а с другой, всегда остаются актуальными. Давайте попробуем если не расставить все точки над i, то хотя бы разобраться в том, откуда растут корни этого несмолкающего спора, и сделать из всего этого логические выводы.
Почему и зачем рекомендуют промывать двигатель при замене масла?
Начнем с того, откуда вообще пошла идея промывать двигатель при замене масла, и на чем она основана. Ответ на вопрос о сути промывки несложный.
Во-первых, при работе двигателя масло стареет, окисляется и собирает в себя продукты износа – а сливаемая отработка темного, а то и откровенно черного цвета многих автовладельцев подсознательно пугает.
Хотя по сути в цвете отработанного масла нет ничего страшного, ведь одна из его функций и состоит в том, чтобы очищать двигатель и не допускать появления отложений – на это работают моющие присадки в составе.
Но при сливе масла через сливную пробку и даже при его откачке вакуумным аппаратом в двигателе все равно остается стакан-другой «отработки»: масляный насос, фазорегуляторы и другие узлы, да и просто каналы и внутренние полости неизбежно удерживают некоторое количество масла. А самые щепетильные водители не хотят, чтобы в моторе оставалась «грязь», потому и хотят его промыть. Ну а во-вторых, многие автовладельцы, особенно начинающие, не уверены, что можно переходить с одного типа масла на другой без промывки – вдруг при смешивании разных масел случится что-то плохое. В народе же уверенность в необходимости промывки культивируется еще с далеких советских времен. Правда, при этом не учитывается тот факт, что моторное масло, в отличие от самой машины – это не тот случай, когда «раньше было лучше».
Что такое промывочное масло?
Перед тем как рассуждать о необходимости промывки, нужно определиться с базовыми вещами – и это уже поможет ответить на многие вопросы.
Что такие промывочное масло? Практически всегда это обычное минеральное масло, содержащее пакет моющих и диспергирующих присадок – то есть, тех, что позволяют смыть некоторое количество отложений с деталей и стенок двигателя и удержать эти частицы во взвешенном состоянии, чтобы слить их вместе с промывкой.
Логика здесь стопроцентная: промывочные масла должны быть дешевыми, а остальные показатели для них вторичны, ведь на них не предполагается ездить тысячи километров. Поэтому применяется самая бюджетная минеральная основа, которую дополняют необходимыми для очистки присадками.
Какие еще бывают промывки?
Помимо промывочных масел в продаже можно встретить и другие средства для промывки мотора при замене масла. Обычно это средства, которые нужно добавить в масло перед заменой.
Вариантов два: это либо составы, которые предлагают добавлять за несколько сотен километров до смены масла, либо «пятиминутки», которые надо залить непосредственно перед заменой и дать мотору поработать 5-10 минут, после чего слить старое масло и залить новое.
В каких случаях промывка не нужна?
Теперь, когда мы знаем, что такое промывочное масло, можно включить логику и сделать выводы о том, когда промывка мотора не имеет смысла.
- При штатной смене масла. Это самый очевидный вариант: если вы ездите на хорошем масле и соблюдаете интервалы его замены, то промывка при обычной смене масла не нужна. Более того, она не имеет смысла: после промывки вы получите тот же самый несливаемый остаток, но уже не той же самой, пусть и грязной, но хорошей синтетики, а дешевой «минералки». Само собой, мотору не повредит ни то, ни другое, но и смысла тратить деньги нет.
- При переходе с одного масла на другое. Второй популярный миф заключается в том, что с одного масла переходить на другое можно только через промывку, особенно если переходить с «минералки» на полусинтетику или синтетику. Ответ на этот вопрос тоже становится очевидным, если вспомнить, что такое промывочное масло – это та же самая обычная «минералка». То есть, вне зависимости от того, с какого на какое масло вы переходите, никакого смысла в промежуточной промывке мотора минеральным маслом нет. А мифы о том, что синтетику и минералку ни в коем случае нельзя смешивать, поскольку они имеют разные пакеты присадок и потому могут свернуться, испортиться, образовать осадок или сделать еще что-то ужасное, сегодня не имеют под собой основания. Минеральные, полусинтетические и синтетические масла нормально смешиваются между собой, а в столь небольших количествах делают это без последствий. В конце концов, если бы мифы были правдой, то промывка на основе минералки точно так же портила бы каждый мотор, в который следом залили синтетику.
- При контролируемом превышении интервала замены. Еще один миф гласит, что если вы проездили на масле не 10, а 12-15 тысяч километров, то при замене масла стоит промыть мотор. Так ли это? Возвращаемся к первому пункту: если вы льете в мотор качественное синтетическое масло, то никакого смысла в том, чтобы смешать его при замене с двумя стаканами дешевой «минералки», нет. В чем действительно может быть смысл, так это в досрочной замене свежезалитого масла: смешавшись с остатками старого, оно получит больший заряд кислотности и грязи, так что и состариться может быстрее. Так что его можно сменить не через 8-10, а через 5-7 тысяч километров.
- При замене масла в очень грязном моторе. Если через горловину в клапанной крышке невооруженным глазом видно не просто лак и тонкий черный налет, а массивные отложения, то никакая промывка такому мотору уже не поможет. Моющие свойства даже у промывочных масел ненамного более сильны (а зачастую вообще менее сильны), чем у обычных, так что ни за 15 минут, ни за 15 тысяч километров они не способны растворить толстый слой нагара, отложений и других твердых частиц на внутренних поверхностях. То же самое касается ситуаций, когда масло не меняли несколько десятков тысяч километров, и оно превратилось в подобие пластичной смазки. Проще говоря, если внутри мотора уже солидол, и из сливной пробки ничего не течет, а в лучшем случае вываливается, промывать уже поздно – нужно разбирать, очищать механически, дефектовать и собирать обратно. Чудес, увы, не бывает.
В каких случаях промывка может иметь смысл?
Однако нельзя сказать, что промывка – это всегда бесполезная процедура и деньги на ветер. Есть и варианты, когда она может быть полезна.
- При замене неизвестного масла с неизвестным пробегом. Ели вы купили машину, состояние которой намекает на то, что на ней сильно экономили, то первый раз поменять в ней масло можно с промывкой. Мотивация простая: что залито в мотор и сколько тысяч километров он на этом прошел, неизвестно, поэтому «прополоскать» его промывочным маслом и затем залить хорошее – это логично. Да и дешевле, чем промываться хорошим маслом (об этом мы еще поговорим чуть ниже). Так что если вы совершенно не уверены в качестве и пробеге масла, залитого в купленный автомобиль с пробегом, то можно перестраховаться.
- Если в моторе есть эмульсия или посторонние вещества. Это тоже вариант понятный. Например, если у вас пробило прокладку ГБЦ или потек водомасляный теплообменник, и в мотор попал антифриз, образовав эмульсию, то мотор точно стоит промыть. И делать это дешевле и проще всего тоже промывочным маслом. То же самое касается ситуаций, когда в масло попали вещества, которых там быть не должно: например, солярка (промывка мотора дизельным топливом – в смеси с маслом, а то и в чистом виде, тоже есть в списке старых гаражных баек), бензин, вода, жидкость стеклоомывателя и что угодно еще. Перед тем, как залить свежее масло, мотор нужно промыть, чтобы удалить остатки «несанкционированных» жидкостей.
Стоит ли пользоваться промывочными добавками в масло?
Отдельно можно упомянуть промывочные составы, которые нужно добавлять в масло при его замене. Здесь тоже стоит включить простую логику. Если у вас свежий мотор, качественное масло, и меняете вы его (масло, а не мотор) регулярно, то смысла тратить деньги на промывку нет.
Если же мотор уже старый, но еще не напоминает изнутри резервуар с мазутом, то перед заменой масла можно задуматься о заливке промывки от надежного производителя. Но и здесь стоит понимать простую истину: никакая промывка не очистит грязный мотор за 15 минут.
Если вы действительно хотите получить какой-то результат, то промывку стоит заливать перед каждой заменой масла, и тогда через 3-5 итераций можно заглядывать внутрь в надежде увидеть улучшения.
Можно ли промывать мотор обычным маслом?
Еще один вариант промывки мотора – это применение того же масла, что используется на постоянной основе. С одной стороны, это один из неплохих вариантов, но с другой, даже у него есть недостатки.
https://www.youtube.com/watch?v=AsP1_ZvP2qI\u0026pp=ygV80J_RgNC-0LzRi9Cy0LrQsCDQtNCy0LjQs9Cw0YLQtdC70Y8g0LIg0LzQsNGB0LvQviAtINCf0L7Qu9GM0LfQsCDQuCDQstGA0LXQtCDQvtGCIDUt0YLQuCDQvNC40L3Rg9GC0L3QvtCz0L4g0YHRgNC10LTRgdGC0LLQsA%3D%3D
Плюсы такой «мягкой промывки» очевидны: если нужно, например, промыть мотор после превышения интервала замены масла, то такая «двойная замена» исключает смешивание качественного масла с дешевой промывочной «минералкой», что само по себе хорошо.
Кроме того, такой способ можно сочетать и с промывочными добавками: залить «пятиминутку», затем слить старое масло, промыть мотор свежим и залить новое. По сути, ничего плохого в таких манипуляциях нет, если у вас попросту есть лишние деньги.
Ведь ключевой недостаток всего этого заключается в стоимости: залить качественную синтетику, а затем слить ее через 15 минут или несколько сотен километров – это банально дорого.
Второй фактор, который нужно учитывать – это то что, моторные масла сами по себе не рассчитаны на удаление старой грязи – они могут удалить в лучшем случае до 20% имеющихся отложений. Так что всерьез рассчитывать, что свежее масло отмоет что-то застарелое, не нужно.
Задача масла – это прежде всего предотвращать образование налета, а не отмывать уже имеющийся. Однако моющие присадки в масле все же работают, так что при превышении интервала замены в следующий раз действительно можно сменить масло через 1-2 тысячи километров.
А если хочется заняться двигателем «в долгую», то вариант «промывки хорошим маслом» можно модифицировать, просто сократив интервал замены вдвое – до 5 тысяч километров.
Промывочное масло и моющие присадки: заливать или нет?
Нужно ли промывать двигатель при замене масла? Этот вопрос вызывает среди автомобилистов жаркие споры.
Одни регулярно используют промывочное масло, другие заливают в старое масло моющую присадку перед заменой. А третьи уверены, что от промывок только вред, и просто меняют масло по регламенту.
Разберём популярные мифы и заблуждения о промывке двигателя и определимся, когда она действительно нужна.
Зачем промывать двигатель
Промывка масляной системы двигателя нужна, чтобы очистить его детали и внутренние стенки от отложений: нагара, лака, шлама и продуктов износа. Загрязнения мешают мотору нормально работать: повышают кислотность и вязкость масла, засоряют масляные каналы, вызывают локальные перегревы деталей, снижают мощность и повышают расход топлива. Поэтому двигатель нужно поддерживать в чистоте.
Промывочное масло — это недорогое масло на минеральной основе (хотя встречается и синтетическая промывка) с низкой вязкостью, в которое добавлены моющие и диспергирующие присадки.
Его заливают в двигатель после слива старого моторного масла, но до заливки нового — в качестве промежуточного этапа.
На промывочном масле двигатель работает 15–20 минут на холостых оборотах, после чего промывку сливают, меняют масляный фильтр и заливают новое моторное масло.
За время холостой работы двигателя промывочное масло удаляет какое-то количество отложений, но его главная задача — смешаться с несливаемым остатком старого масла (тем, что всегда остаётся в нижней части картера и в некоторых деталях двигателя) и нейтрализовать его высокую кислотность. Если же залить новое масло сразу, без промывки, то несливаемый остаток старого смешается с ним, ухудшит его свойства и снизит ресурс.
Противники промывочных масел часто указывают, что в Европе такой продукт почти не встречается, по крайней мере в обычных автомагазинах (не для спецтехники). А все промывочные масла, которые можно купить в России, отечественного или азиатского производства. Это правда, и на то есть несколько причин.
Во-первых, играет роль менталитет западных автовладельцев — им привычно обслуживать машины по дилерским регламентам и считать затраченные на это деньги. Если сервисная процедура автопроизводителя не предписывает промывку двигателя, то зачем дополнительно тратиться на неё?
Во-вторых, все ключевые производители масел (Shell, Mobil, Castrol и прочие) заявляют, что при использовании их продукции никакие промывки не требуются — запас прочности масел велик, а необходимые моющие присадки и так есть в составе. Выпустить отдельное промывочное масло стало бы для них ударом по репутации.
Также нужно учесть, что условия эксплуатации в Европе намного проще, чем в России: топливо качественнее, на дорогах меньше пыли, нет экстремальных перепадов температур.
В результате и отложений в двигателе образуется меньше — конечно, при соблюдении регламентных сроков замены масла.
Ну а тот, кто вовремя не меняет моторное масло (такие автовладельцы есть везде), не будет покупать и промывочное — это очевидно. В итоге промывочное масло на европейском рынке никому не нужно.
Зато оно весьма актуально в России — у нас хватает автомобилей с большим пробегом и неизвестной сервисной историей. При покупке б/у машины сложно сказать, какое масло и с какой периодичностью заливал предыдущий владелец. И многие вполне резонно хотят промыть двигатель, прежде чем заливать новое масло.
Промывки-«пятиминутки»
Также существуют специальные промывки-«пятиминутки» — автохимия, которая заливается в старое моторное масло непосредственно перед его заменой.
По сути, это моющие присадки, только не в составе заводского пакета присадок масла, а в отдельном флаконе.
Здесь уже встречаются не только отечественные, но и мировые бренды: японская промывка G'Zox Flushing Oil от Soft 99, американская Bardahl Engine Flush, целая линейка промывок от Liqui Moly, большой ассортимент промывок от Hi-Gear и другие.
Такой формат удобнее отдельной канистры с промывочным маслом, которое нужно лишний раз залить и слить. «Пятиминутка» превращает в промывочное ваше старое масло: после заливки двигателю так же дают поработать на холостом ходу несколько минут, а затем сливают — процесс замены масла почти не затягивается.
Однако при использовании «пятиминуток» несливаемый остаток старого масла всё-таки остаётся в двигателе.
В отличие от промывочного масла, «пятиминутки» больше рассчитаны именно на отмывание отложений в двигателе, а не на увеличение ресурса нового масла. Конечно, это не волшебные средства, отмывающие двигатель до блеска за один раз.
Но регулярное использование «пятиминуток» перед каждой сменой масла действительно помогает очистить двигатель от нагара и шлама, если есть такая необходимость.
Какие присадки в двигатель стоит заливать?
Существует ещё один способ промывки двигателя — самый мягкий, дорогой и неоднозначный. Это промывка обычным моторным маслом — тем же, что постоянно заливается в двигатель.
Его покупают в двойном количестве, заливают первую канистру вместо промывочного, запускают двигатель на 20 минут и сливают. Расточительно? Ещё бы.
Зато точно нет смешивания разных масел, как в случае с промывкой. Но есть ли в этом смысл?
По сравнению с промывочными маслами, моторное обладает очень низкой моющей способностью, что бы там ни утверждали маркетологи масляных брендов. За счёт диспергирующих свойств моторное масло может удерживать в себе загрязнения, но эффективно отмыть двигатель от нагара и шлама оно не в силах. Поэтому единственный результат такой дорогой промывки — удаление несливаемого остатка старого масла.
Нужна ли промывка при переходе на другое масло
«При переходе на масло другого бренда промывку точно нужно использовать, — скажут почти все автомобилисты. — А при смене “минералки” на “синтетику” тем более».
Неожиданный для многих ответ — нет, не нужно! Все современные моторные масла прекрасно смешиваются: минеральные, синтетические, гидрокрекинговые, ПАО, с эстерами, без эстеров…
Уже с завода моторные масла «собраны» из базовых масел разных групп, и в их смешивании нет ничего необычного.
Хлопья, эмульсия, выпадение осадка — не более чем байки автомобилистов из прошлого, укоренившиеся в сознании.
«Скользкая» тема: как выбрать моторное масло
Кстати, несостоятельна и типичная страшилка о промывочных маслах. «Оно не сольётся полностью, остаток смешается с новым маслом и…» — и ничего не случится. Да, несливаемый остаток промывки останется и растворится в новом масле. Но это обычная «минералка», которая спокойно смешается с любым маслом любого производителя.
Когда использовать промывки нельзя
Любое средство, в том числе автохимия, имеет определённое назначение. Для промывочных масел и промывок-«пятиминуток» это очистка двигателя от нормальных эксплуатационных отложений. Но не более.
В интернете можно встретить страшные отзывы о промывках двигателя. Например: «Они вымывают куски грязи, которые забивают масляные каналы, фильтр и сетку маслоприёмника, и двигатель выходит из строя из-за масляного голодания».
На что хочется заметить: если в двигателе столько грязи, что она отваливается кусками, то заливать в него, разумеется, ничего не нужно (поздно) — его надо полностью разбирать и чистить вручную.
Очевидно, вы не будете лечить перелом прикладыванием подорожника — так и заросшему грязью двигателю требуется не промывочное масло, а «хирургическое вмешательство».
А как быть с несливаемым остатком старого масла при замене? Если двигатель внутри чистый, то вместо использования промывочного масла в профилактических целях лучше сократите интервал замены моторного масла.
Например, «синтетику» вместо стандартных 10 тысяч километров лучше обновлять каждые 7 тысяч, на которых, как правило, начинается активное окисление масла и выработка присадок.
Тогда его несливаемый остаток почти не будет влиять на новое масло, и промывка просто не понадобится.
Но если поводы почистить двигатель действительно есть (пропущенный срок замены масла, неизвестная история обслуживания при предыдущем владельце, наличие отложений под крышкой и нагара в цилиндрах), то промывочные масла и присадки — действенный способ постепенно отмыть двигатель. Только нужно использовать их регулярно, а не разово.
Промывка двигателя при замене масла: на пользу или во вред? — журнал За рулем
Потом залили в мотор масло, самое густое, какое только нашлось. Цилиндры были не из лучших и слегка стучали. Это возмещалось густотою смазки, мотор работал удивительно тихо.
Эрих Мария Ремарк
Ожесточенные споры сторонников и противников промывания двигателя при замене масла в последнее время обострились из-за того, что новых автомобилей в стране сейчас продается намного меньше, чем подержанных.
То есть граждане продают автомобили друг другу, а обновление парка, на которое все так надеялись, значительно замедлилось. Между тем подержанный автомобиль, как известно, – кот в мешке.
Каков возраст и качество субстанции, что плескалась в двигателе на момент продажи, – одному Богу известно.
https://www.youtube.com/watch?v=AsP1_ZvP2qI\u0026pp=YAHIAQE%3D
Отсюда сразу следуют тезисы о необходимости промывки.
Когда промывка не требуется?
- Вы – первый и единственный владелец своего автомобиля;
- Вы всегда меняли моторное масло в срок (а лучше — чаще);
- Вы уверены в сервисе, в котором проводились работы (сервисмены не схалтурили, не заменив масло вообще или заменив его на свое, более дешевое);
- В дальней дороге вам никогда не приходилось доливать что попало.
Когда лучше мыть?
О промывке следует задуматься, приобретая автомобиль с рук, да еще и с непрозрачной сервисной историей.
Встречаются экземпляры двигателей, у которых отложения из верхней части двигателя можно выгребать буквально лопатой.
Для этого желательно заглянуть с фонариком в маслозаливную горловину, причем в бок: ушлые продавцы вполне могут протереть тряпочкой видимые участки деталей головки блока цилиндров.
Отложения в верхней части головки блока цилиндров.Отложения в верхней части головки блока цилиндров. | Клапанная крышка после длительной эксплуатации двигателя без замены масла.Клапанная крышка после длительной эксплуатации двигателя без замены масла. |
Другой случай — смена типа масляной основы, например при переходе с минералки на синтетику.
Варианты промывки
Промывать двигатель можно несколькими способами.
Пятиминутная промывка. Ее заливают в двигатель перед заменой масла, смешивая таким образом с уже отработанным маслом. Далее дают двигателю поработать на холостом ходу пять (или десять) минут, сливают отработку, заливают свежее масло и ставят новый фильтр.
Промывки, с которыми можно проехать некоторое расстояние. За 100 км пробега до предполагаемой замены масла заливают препарат, и в течение этого пробега стараются особо не лихачить. Далее – стандартная замена масла и фильтра.
Промывочное масло. При этом способе сливают отработанное масло и вместо него заливают специальное промывочное. Дают двигателю поработать на холостом ходу и сливают промывку. Ставят новый фильтр и заливают новое масло.
Типичный представитель «пятиминуток».Типичный представитель «пятиминуток». | Так называемые «мягкие очистители двигателя» заливают незадолго до плановой замены масла. Мотор с залитой присадкой лучше не перекручивать по оборотам и не перегружать.Так называемые «мягкие очистители двигателя» заливают незадолго до плановой замены масла. Мотор с залитой присадкой лучше не перекручивать по оборотам и не перегружать. | С промывочным маслом очистка происходит на холостом ходу двигателя.С промывочным маслом очистка происходит на холостом ходу двигателя. |
Лишняя порция масла. Способ, особенно рекомендуемый при смене типа масляной основы, например, при переходе с минерального на синтетическое. Его также можно рекомендовать для изрядно грязных двигателей, промытых одним из трех вышеприведенных способов. Слив старый продукт, заливают то масло, на котором предполагается дальнейшая эксплуатация двигателя.
Дополнительная заливка масла — самый лучший, но и самый расходный способ.
Количество масла при этом может быть минимальным (литра два), только чтобы погасла лампа давления масла. В этом случае также рекомендуется погонять мотор на холостом ходу. Затем этот объем заменяется новым маслом с установкой нового фильтра. Для особо заботливых хозяев есть модификация этого способа: заменить масло и фильтр новыми, поездить непродолжительное время, а затем провести еще одну замену. При этом на промежуточной стадии масла потребуется заливать не меньше чем по нижнюю метку.
Общие советы при промывке
Следите за давлением масла при работе двигателя на всех вышеописанных коктейлях, разве что кроме случая заливки лишней порции масла. Будьте особенно осторожны при промывке дизельных и наддувных двигателей – у них удельные нагрузки обычно несколько выше и масляное голодание совершенно недопустимо.
Дешево – сердито
В интернете на многочисленных форумах предлагается промывка двигателей дизельным топливом, причем как чистым, так и разбавленным пополам с моторным маслом.
Я придерживаюсь мнения, что топливо – это топливо, а промывать двигатель лучше одним из вышеперечисленных способов.
Солярочная баня может быть очень неполезна сальникам и прочим резиновым уплотнениям двигателя. Жидкость сия весьма агрессивна.
Несколько полезных советов при замене масла в сервисе
- Старайтесь не выпускать из виду свой автомобиль во время этой процедуры. Так вы будете уверены, что вам залили новое масло и установили новый масляный фильтр.
- Если не удалось выполнить предыдущий совет, то при приемке автомобиля посмотрите уровень масла на щупе. Масло должно достигать верхней метки и быть достаточно светлым. Хотя в бензиновых двигателях даже после непродолжительной работы оно может несколько потемнеть, а в дизелях даже почернеть. И все же оно будет куда светлее, чем до замены.
- Постарайтесь определить, заменили ли фильтр. На одних автомобилях он виден сверху, на других доступен только со снятием брызговика или защиты двигателя. В этом случае убедитесь, есть ли на этих элементах следы демонтажа.
Из личного опыта
Приобрел я как-то у хорошего знакомого Рено Логан. Пробег – около 100 тыс. км. Историю машины я знал очень хорошо, так как часто помогал с ремонтом. Были неисправности подвески (подшипники и амортизаторы), задние тормозные цилиндры «засахарились», было просижено сиденье водителя.
Но вот, став владельцем, решил я в двигатель заглянуть, клапаны отрегулировать. Зазоры пришлось трогать только на нескольких клапанах и то по чуть-чуть. И главное: меня потрясло полное отсутствие отложений под клапанной крышкой. Детали лишь немного были покрыты легким золотистым налетом.
А я-то еще подкалывал прежнего владельца, что он масло меняет чаще, чем бензобак заправляет!..
В таком двигателе и зазоры в механизме ГРМ регулировать приятно.
Выводы
Лучше всего менять масло не реже чем в 7,5 тыс. км, то есть в два раза чаще, чем рекомендует большинство автопроизводителей.
В этом случае независимо от условий эксплуатации (город или село) вы гарантированно избежите ускоренного износа деталей мотора.
Только у кого автомобиль «с новья», то следует сразу соблюдать это правило, а владельцам second hand сначала провести промывочные операции, как указано выше, а потом соблюдать те же рекомендации.
Больше информации о моторном масле и присадках — в подборке публикаций «За рулем» «Моторное масло: какое и зачем лить?».
Уважаемые читатели! В х расскажите о своем отношении к промывке двигателя. Нужна ли она, по вашему мнению? Проводите ли?
Промывка масляной системы двигателя: чистота и надежная работа мотора
Промывка масляной системы двигателя: чистота и надежная работа мотора
В процессе эксплуатации двигателя в его системе смазки образуются загрязнения и отложения, которые ухудшают работу всего агрегата. Для решения проблемы используются специальные средства — промывки (или очистители) масляной системы. Все об этих средствах, их типах и правильном выборе читайте в статье.
Что такое промывка масляной системы двигателя?
Промывка масляной системы двигателя — специализированная жидкость для промывки системы смазки ДВС с целью очистки от загрязнений, образующихся вследствие выработки моторного масла.
Применение промывок позволяет выполнять более качественную замену моторного масла при регламентном техническом обслуживании, предотвращает загрязнение нового масла скопившимися в двигателе отложениями, в целом улучшает работу и продлевает ресурс силового агрегата.
Обратите внимание: для очистки системы смазки двигателя применяются два типа средств — промывочные масла и специализированные концентрированные промывки. В дальнейшем речь пойдет о промывках, подробнее о промывочных маслах вы можете узнать в статье «Масло промывочное».
Сегодня на рынке представлено два основных типа промывочных средств для масляной системы двигателя:
- «Короткие» промывки — 5-ти, 7-ми и 10-минутные препараты быстрой промывки мотора перед регламентной заменой масла;
- «Длинные» или мягкие промывки — препараты для длительной промывки мотора на протяжении нескольких дней или 200-300 км пробега.
Некоторое распространение получили и другие виды промывок:
- Мягкие регулярные промывки с защитным эффектом, которые добавляются в свежее масло и оказывают эффект до следующего регламентного ТО;
- Специальные сильнодействующие составы, используемые для очистки старых загрязненных двигателей с различными проблемами;
- Универсальные средства с комбинированным действием — они могут использоваться в качестве «короткой» или «длинной» промывки, обеспечивают защиту деталей двигателя и т.д.
В любом случае, все это концентрированные препараты, которые добавляются в систему смазки силового агрегата в небольшом количестве — несколько сот миллилитров на 4-6 литров масла. И, в отличие от промывочных масел, промывки работают совместно со старым маслом и вместе с ним затем удаляются из двигателя.
Основу «коротких» промывок для масляной системы двигателя составляют органические или неорганические растворители и поверхностно-активные вещества (ПАВ, моющие вещества), которые обеспечивают растворение образовавшихся в масляных каналах и на деталях двигателя отложений, лаков, шлама и т.д. Также в их состав входят диспергенты и другие компоненты, улучшающие качество работы ПАВ. За счет наличия растворителей эти средства в течение нескольких минут удаляют основной объем загрязнений, однако могут оказать негативное воздействие и на детали двигателя.
«Длинные» и мягкие промывки, используемые в двигателе долговременно, растворителей в своем составе не имеют (хотя это не всегда так), а эффект достигается применением моюще-диспергирующих компонентов (как правило, это сульфонаты кальция) и различных защитных присадок. За счет отсутствия растворителя эти средства оказывают мягкое воздействие на мотор, однако для удаления отложений им необходимо длительное время.
Большое число промывок имеет в своем составе разнообразные вспомогательные компоненты, предотвращающие износ и поломку двигателя именно в момент очистки масляной системы и в последующий за этим период эксплуатации.
К таким компонентам относятся антизадирные препараты, кондиционеры металла и прочие.
Ряд присадок, напротив, оказывают долговременный эффект на двигатель, однако к этому заявлению производителей промывок нужно относиться с осторожностью.
Как выбрать и использовать промывку системы смазки?
При выборе препаратов для промывки масляной системы двигателя необходимо учитывать тип двигателя, его возраст (ресурс) и текущее техническое состояние, а также то время, которое у вас есть на уход за двигателем. Как правило, все характеристики и назначение препарата указаны на его упаковке, поэтому сориентироваться в выборе будет несложно.
Если вы меняете масло в двигателе регулярно, не допуская даже минимального перепробега, и в процессе эксплуатации автомобиля масло в двигателе остается в приемлемом состоянии (не потемнело, не изменило консистенцию и не имеет видимых загрязнений), то имеет смысл использовать мягкую («длинную») промывку.
Такие промывки рекомендованы и для новых двигателей. Этот препарат добавляется в масляную систему двигателя за 200-300 км пробега до предполагаемой замены масла, и автомобиль все это время эксплуатируется в обычном режиме.
Затем выполняется процедура замены масла и масляного фильтра в соответствии с регламентом ТО.
Если вы допустили некоторый перепробег масла, либо оно даже при нормальном пробеге значительно потеряло свои характеристики (потемнело, изменило консистенцию, имеет характерный запах и т.д.), то лучше выбрать «короткую» 5-ти, 7-ми или 10-минутную промывку.
В этом случае препарат добавляется в масляную систему непосредственно перед заменой масла, мотор запускается на указанное производителем время (соответственно, 5, 7 или 10 минут), а затем выполняется замена масла и фильтра.
При залитой промывке двигатель должен работать на холостых оборотах, и автомобиль эксплуатировать нельзя — в промывке есть растворитель, который ухудшает смазочные свойства масла, поэтому повышение нагрузки на двигатель может привести к возникновению задиров и серьезных поломок.
С особой осторожностью нужно относиться к долгосрочным промывкам, которые добавляются в свежее мало.
Производители утверждают, что такие препараты защищают двигатель и восстанавливают его нормальную работу, однако добавка промывки может серьезно изменять характеристики масла и нарушать функционирование мотора.
Поэтому здесь необходимо опираться на ресурс и особенности двигателя, характеристики используемого масла и советы профессионалов. И использовать такие промывки при полной уверенности, что они не навредят мотору.
Применение промывок масляной системы двигателя имеет и ряд «подводных камней». В частности, после слива отработанного масла с промывкой на стенках масляных каналов, смазываемых деталей и поддона двигателя остается тонкая пленка, содержащая в себе растворенные загрязнения и остатки компонентов промывки. В последующем все это попадает в новое масло, что может нанести вред мотору.
Особенно это опасно, если промывка использовалась впервые на старом и видавшем виды двигателе — в этом случае освобождается большое количество загрязнений, которые могут забить тонкие каналы и нанести вред узлам силового агрегата.
Специалисты рекомендуют после слива отработанного масла с промывкой дополнительно промывать двигатель обычным маслом, а лишь затем заливать свежее масло и менять фильтр.
При правильном выборе и применении промывок двигатель вашего автомобиля будет работать долго и надежно, помогая избежать лишних расходов.
Почему не надо промывать двигатель автомобиля перед заменой масла — Российская газета
Почему промывку двигателя рекомендовали раньше
https://www.youtube.com/watch?v=4dDWNKAB818\u0026pp=ygV80J_RgNC-0LzRi9Cy0LrQsCDQtNCy0LjQs9Cw0YLQtdC70Y8g0LIg0LzQsNGB0LvQviAtINCf0L7Qu9GM0LfQsCDQuCDQstGA0LXQtCDQvtGCIDUt0YLQuCDQvNC40L3Rg9GC0L3QvtCz0L4g0YHRgNC10LTRgdGC0LLQsA%3D%3D
В стародавние времена, к коим условно отнесем года до «миллениума», заливка промывочного масла после слива «отработки», а уж тем более при переходе с одного вида смазки на другой, настоятельно рекомендовалась.
Дело в том, что после стандартного слива масла, скажем на ТО, в двигателе остается как минимум 15% отработки, а это микропыль, несгоревшие частицы топлива, лаки и продукты износа.
Весь этот мусор задерживается в скрытых полостях двигателя и после заливки свежего масла моментально ухудшает его состав.
Кроме того, рекомендации по промывке основывались на том, что большая часть автопарка страны активно использовала «минералку» и «полусинтетику», что во многом объяснялось соображениями экономии.
Между тем в таких, назовем их условно, бюджетных смазках был крайне низок процент чистящих и моющих присадок. Отсюда, собственно, и многочисленные рекомендации по промывке, которые давали пару десятков лет назад.
Способы промывки двигателя
Экономы практиковали следующие бюджетные способы выгнать остатки «отработки» — после слива основного объема масла — отворачивали фильтр и «трогали» мотор стартером, после чего из магистрали выходило еще какое-то количество масла. Для удаления остатков «отработки» использовали также специальные шприцы с присоединенной к ним капельницей и даже продувочный пистолет.
Что же касается собственно промывки, промывочное масло заливали в мотор уже после слива «отработки», давали силовому агрегату поработать на такой смазке четверть часа, после чего промывочный материал сливался, ставился новый фильтр и заливалось уже новое масло. Кроме того, практиковался и такой способ — в двигатель заливалось обычное моторное масло, на котором можно было проехать несколько десятков километров, после чего оно сливалось, унося с собой остатки отложений.
Особая статья — использование «пятиминуток». Такие средства заливают в мотор перед заменой масла, после чего двигатель работает на холостом ходу пять — десять минут. Минус «пятиминуток» состоит в том, что их остатки с агрессивными моющими свойствами остаются в моторе, ухудшают характеристики уже нового масла и вредят прокладкам и сальникам.
Почему классическая промывка в большинстве случаев не нужна, а может быть и вредна
Современные моторные масла, в особенности синтетические, от ведущих производителей, отличаются хорошими моющими свойствами уже по умолчанию. Поэтому, если вы по регламенту льете в ваш двигатель качественную «синтетику», этим и ограничьтесь. В тех случаях, когда происходит замена определенного типа смазки на аналогичный, промывать двигатель также нет необходимости.
Более того, любое промывочное масло, прямо скажем, инородная для двигателя субстанция. В его состав входят присадки, растворяющие грязь и выводящие шлак, а также компоненты для устранения дефектов и царапин на поверхности мотора. Теперь представьте — вы промыли мотор, извините за тавтологию «промывкой», и слили ее.
Но при этом в скрытых полостях мотора опять-таки останется 10-15% промывочного масла, и оно смешается с уже новым, свежим, которое вы зальете после. Потому уж если занялись промывкой, озаботьтесь тщательным удалением ее остатков. Как это сделать, — читай выше — «трогание» мотора стартером, специальные шприцы и продувочный пистолет.
Когда в промывке двигателя есть прямой смысл
Промывка двигателя по-прежнему рекомендована, если вы решили сменить минеральное моторное масло на полусинтетику или синтетику. Дело в том, что после слива «минералки» большая часть внутренних поверхностей мотора покрыта тягучей, плохо растворимой масляной пленкой. По сути это аналог лака.
Промывочная жидкость имеет ингредиенты, которая растворяет и убирает этот налет.
Прямой смысл в промывке имеется также, когда вы меняете марку или производителя масла, когда есть подозрения, что в двигатель могло попасть некачественное топливо, антифриз или контрафактный лубрикант.
Промывайте также моторы с изношенной цилиндропоршневой группой, когда имеет место повышенный расход масла на угар.
Рекомендована промывка также после любого ремонта двигателя, связанного с вскрытием головки блока цилиндров.
И, наконец, это стоит сделать, когда вы приобрели машину с пробегом и не уверены, какое масло залито в мотор и как давно оно там находится. И в заключение — главный совет: меняйте масло примерно на пробеге 7,5 тыс.
км, то есть в два раза чаще, чем рекомендует большинство автопроизводителей, и никакая промывка вам точно не понадобится.