Автомобили

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колеса

09.10.2019 | 54847 просмотров

Среди всех узлов и деталей автомобиля есть немногие, которые при определенном износе пока еще обеспечивают автомобилю подвижность, однако требуют незамедлительной замены. Ездить можно, но уже нельзя! Ступичные подшипники как раз из таких. Какой имеют ресурс и отчего выходят из строя? Насколько часто их проверять и каким образом? Что приобретать и удастся ли поменять самостоятельно?

Отдельно и в сборе

Не будем утомлять читателя техническими подробностями. Скажем лишь, что ступичные подшипники бывают «на роликах» и «шариках». С вращением по внешнему кольцу и по внутреннему. Для ведущих и ведомых колес. В общем-то, ничего из этого обывателю знать не обязательно. Достаточно каталожного номера, по которому подбирается деталь.

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колеса

Впрочем, иметь представление о некоторых конструктивных нюансах все же стоит. Так, выдерживающие повышенную нагрузку конические роликовые подшипники можно регулировать в процессе эксплуатации. Это доступно, например, на Mercedes 90-х и начала 2000-х годов. Сзади на рессорных Короллах, на Toyota Town Ace, TLC Prado 90, TLC 80 и 100, на отечественной «классике».

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колеса

Увы, по причине большей сложности и дороговизны производители от них в свое время массово отказались, перейдя на нерегулируемые шарикоподшипники.

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колеса

В 90-х их ожидал следующий эволюционный этап — объединение подшипника со ступицей в так называемый ступичный узел, включающий корпус подшипника с ним внутри и фланец со шпильками или резьбовыми отверстиями под колесные болты.

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колеса

Это значительно облегчило замену детали. Вместо перепрессовки подшипника стало достаточно отвернуть несколько болтов, крепящих узел к поворотному кулаку либо к цапфе задней подвески.

Само собой, укрупнение детали позволило назначить за нее стоимость, на порядок превышающую цену отдельного подшипника.

Поэтому если в 90-х этим решением пользовались ограниченно, то с середины-конца прошлого десятилетия — повсеместно.

Примерно в это же время появилась еще одна разновидность ступичного узла, в народе получившая название полуступица.

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колеса

Фактически это тот же ступичный узел на болтах. Только предлагаемый производителем без фланца со шпильками, к которому прикручивается колесо. Без лишней детали получается небольшая экономия, однако фланец в полуступицу приходится запрессовывать. Интересный факт: на Corona/Carina в 190-м кузове сзади была полуступица.

А на следующем поколении (Carina/Corona Premio 210) появился уже ступичный узел, который Toyota предлагает только вместе с фланцем. Владельцы 210-х покупают полуступицу от 190-х (получается в полтора раза дешевле) и запрессовывают в нее свой фланец. При этом забывают, что на предыдущих Corona/Carina может не быть ABS.

Кстати, с применением узлов «в сборе» ответную часть для датчика антиблокировочной системы стали выполнять непосредственно на подшипнике, а не в виде кольца, расположенного на ступице. Это только видимая причина не «колхозить» с подшипниками.

То есть не приобретать нечто китайское и не устанавливать в родной корпус. Да и сама по себе эта процедура сомнительна. Кто-то делает, и подшипники сколько-то ходят.

Тем не менее в сервисах, заботящихся о репутации, в подобной операции, скорей всего, откажут.

Отметим, что не все перешли на полуступицы и ступичные узлы. Например, Toyota на той же Camry до XV50 включительно спереди использовала подшипник, впрессованный непосредственно в поворотный кулак. Ту же конструкцию до последнего времени применяла и Honda.

Что выносит приговор?

Нерегулируемые, необслуживаемые, запрессованные «металл по металлу»! Вечные? При тепличных условиях эксплуатации на моделях, созданных в 90-е, подшипники, бывало, ходили до 300 тысяч км. Могли бы, наверное, и больше. Да к тому времени ссыхался сальник, начинавший пропускать внутрь воду и грязь. Тормозной механизм ведь рядом, пышет жаром, сушит резину.

В морозы своя особенность — консистентная смазка густеет и может не обеспечивать достаточной защиты поверхностям качения. По-хорошему, надо прогревать — после стоянки какое-то время двигаться медленно, объезжать неровности.

Ямы-канавы, несмотря на то, что подшипник — прецизионный узел, в котором, казалось бы, исключены люфты, тоже способны нанести ущерб.

Зазора в какие-то доли миллиметра достаточно для того, чтобы внутри произошел разрушительный удар. Конечно, для этого надо «соблюсти» определенные условия — иметь большую скорость и просмотреть неровность с высоким профилем.

И все-таки случаи, когда от подобных контактов подшипники разом выходили из строя, известны.

Разумеется, губителен боковой удар в колесо, при котором подшипник испытывает изгибающую нагрузку. Тут достаточно легкого тычка, чтобы он зашумел.

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колеса

Нагружает подшипники лишним моментом нестандартный вылет колесного диска или проставка.

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колеса

Как правило, такие диски имеют большой диаметр, увеличивающий вес колеса в сборе, что также сокращает ресурс подшипников. Аналогичная ситуация с грязевой «резиной», масса которой в разы отличается от штатных колес.

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колеса

В бродах и глубоких лужах, если какое-то время постоять по ступицы в воде, сальник может пропустить воду. Наконец, неотбалансированные колеса могут прикончить подшипники за считаные тысячи км.

Стареют они и естественным путем. Причем на автомобилях, созданных в нынешнем столетии, очень интенсивно, превратившись, по сути, в расходный элемент. Обычным делом стал их износ до 100 тысяч км.

Тут показателен пример с Ford Focus II, чьи подшипники работали примерно 40–60 тысяч км. Это связывали, прежде всего, с неудачной конструкцией сальников, не обеспечивавших герметичности.

На Focus третьего поколения ступичный узел изменили (кстати, предложив подшипники отдельно от ступицы). Но и в этом случае ресурс вырос всего лишь до 80–100 тысяч км.

Есть другие примеры — когда ради унификации один и тот же подшипник используется на ряде моделей от легковушки до крупного кроссовера. У кого-то (скажем, Toyota конца 90-х и начала 2000-х) ходит более 100 тысяч. У других (Nissan того же периода) — вдвое меньше.

Возникает вопрос — с какой периодичность их проверять? Все зависит от регулярного пробега. Кому-то хватит и раз в полгода, например, при сезонной смене колес. Кому-то — совмещать с ТО, с заменой моторного масла.

Ну а то, что проверять ступичные подшипники необходимо, — это безусловно. На многих автомобилях полагаться на старую шоферскую поговорку о том, что «хороший стук себя проявит», нельзя.

На раннем этапе износа звук подшипника может не пробиться через хорошую шумоизоляцию либо раствориться в гуле шипованных шин.

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колесаПроверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колеса

В подшипнике Toyota Mark II на вид нет выработки, не вымыта смазка и из салона не было ничего слышно. Однако люфт уже появился, а при вращении колеса от руки слышались похрустывания

На видео ниже можно посмотреть, как диагностировать ступичные подшипники.

Излишне говорить, что чрезвычайно важно определить износ именно на начальном этапе, когда автомобиль еще способен самостоятельно передвигаться. И сразу устранять проблему, не доводя до крайности — до заклинившего на ходу подшипника.

Остается узнать, как менять и что покупать?

Александр Никулин

Cтарший менеджер СТО «Браво», стаж по специальности более десяти лет

— Ступичные узлы и полуступицы можно поменять самостоятельно. Проблема будет только в том, как открутить центральную гайку. И головка (обычно на 30 или 32 мм) с воротком под нее стоит дорого (целесообразность покупки ради одного или нескольких раз?), и чисто физически это сделать трудно.

Замена конкретно износившегося подшипника в полевых условиях. Съемника не было, зато имелся ударный инструмент, трос и большое желание ехать дальше. Диск с фланцем сдергивали рывком, используя инерцию кувалды с длинной рукояткой

А вот менять именно подшипник лучше в сервисах, где есть пресс. Выбить-то его можно и кувалдой, но забивать не рекомендуется. Одно неверное движение, и деталь, скорей всего, пойдет на свалку. Не самый лучший способ утилизировать от одной до нескольких тысяч рублей.

В гаражных и прочих мастерских низкого уровня вряд ли разорятся на пресс, который, между прочим, сводит влияние человеческого фактора при этой операции почти до нуля

При покупке подшипника можно сэкономить. Только делать это надо с умом, не гонясь за тотальным сбережением собственных средств. Выбор деталей на популярные модели огромен. К сожалению, большая часть — это китайские изделия сомнительного качества.

Причем не всегда подобное происхождение заявлено официально. Компания может быть зарегистрирована в Европе, а заказы на продукцию размещает в Поднебесной. Так сейчас делают многие, не только по подшипникам, а вообще автозапчастям. Лично ради эксперимента покупал якобы итальянские Pilenga.

Получил своеобразный антирекорд — отработали два дня.

Читайте также:  Как поменять подшипник полуоси заднего моста на ВАЗ 2101 - 2107

Из того, с чем работаем и что заслуживает внимания, отмечу шведские SKF, немецкие Optimal, DJB и FAG, французские SNR. Неплохи за свои небольшие деньги японские Lynx. Дороже их и имеют больший ресурс также японские Koyo, Nachi, NSK, NTN.

С китайскими SAT как повезет. Видимо, есть колебания качества. У некоторых европейских производителей (тот же Optimal, SNR) в комплекте к ступичным узлам идут болты, центральная гайка, стопорное кольцо.

Естественно, не стоит забывать, что под популярные бренды встречаются подделки.

Проверка подшипника ступицы на износ

Ступичный подшипник отвечает за вращение колеса автомобиля. Выход из строя подшипника ступицы приводит к появлению характерного шума при движение автомобиля. Но это не самое неприятное, износ подшипника может привести к серьезной аварии при подклинивании, поэтому при появлении первых признаков неисправности нужно произвести его замену.

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колеса

Основные причины появления гула и шума подшипника ступицы

Шум ступичного подшипника говорит о том, что этот узел износился, шарики потеряли свою форму, на обойме появилась выработка, что не позволяет колесу нормально вращаться.

При этом ступица перегревается, движение накатом затруднено, повышается расход топлива, а в самом неприятном варианте колесо может заклинить.

Существует несколько причин, в результате которых происходит разрушение изношенного ступичного подшипника:

  • Большой пробег. При пробеге порядка 100 тыс. км (для разных марок автомобилей имеется определенный разброс, но средний показатель именно такой) даже при нормальной эксплуатации, внутренняя поверхность обоймы подшипника сильно изнашивается, появляется люфт, стук и гудение.
  • Утрата герметичности корпуса. В любом подшипнике имеются уплотнители из резины или полимера, защищающие его от пыли, грязи или влаги. При их повреждении смазка вытекает, а абразивные компоненты, наоборот, попадают вовнутрь, что приводит к неисправности ступичного подшипника.
  • Стиль вождения. Если водитель предпочитает агрессивный стиль езды, он должен понимать, что жесткое попадание колеса в выбоину и сопутствующий удар частично разбивает подшипник ступицы.
  • Заезд в воду на высокой скорости. При быстрой езде ступичный подшипник неизбежно разогревается. При въезде в холодную воду резиновые или полимерные уплотнители вследствие сужения воздуха в середине подшипника втягиваются вовнутрь, нарушая герметичность. Через несколько дней подшипник начинает гудеть.
  • Неправильная затяжка центральной гайки ступицы. После замены подшипника требуется правильно затянуть центральную гайку с определенной силой затяжки. Если гайку перетянуть, начнется перегрев подшипника со всеми вытекающими последствиями.
  • Неправильный подбор колесных дисков по вылету. При тюнинге автомобиля часто устанавливают колесные диски с большим вылетом. Это существенно повышает нагрузку на подшипник, что нужно предусмотреть при замене, устанавливая усиленную версию.
  • Неправильно сделанная процедура развала-схождения. Это дает лишнюю нагрузку на подшипники и их срок службы уменьшается.

Первичные признаки поломки

Основной признак того, что появилась проблема – гул ступичного подшипника, который отлично слышен в салоне. Подобный шум может сопровождать и другие механические поломки, поэтому потребуется дополнительное тестирование.

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колеса

Еще один характерный признак – шум нарастает с увеличением скорости и уменьшается при ее снижении, кроме того, ухудшается накат при движении на нейтральной передаче, а машину может тянуть в сторону колеса, где вышел подшипник вышел из строя. Иногда из колеса слышится «сухой хруст», сигнализирующий о том, что шарики потеряли форму.

После продолжительного движения автомобиля колесный диск часто перегревается, к нему  невозможно дотронуться, даже ощущается запах горелой резины. Один из важных признаков, гул усиливается при повороте в ту сторону, где находится изношенный подшипник.

Например, если при движении 40-60 км/ч водитель начинает поворачивать влево и шум увеличивается из-за повышения нагрузки на правые колеса – скорее всего проблема со ступицей. При повороте вправо шум должен уменьшиться или исчезнуть совсем.

Если этого эффекта не наблюдается, проблему нужно искать в другом.  

Точная диагностика

При движении можно выявить проблему и услышать гудящий подшипник ступицы, но понять, какое из колес требует ремонта, можно при помощи нескольких несложных тестов в гараже. Для проведения диагностики понадобится штатный домкрат и несколько деревянных брусков, которые будут служить подпорками.

После определения того факта, что в машине появился гул и, вероятнее всего, причина тому – ступичный подшипник, нужно точно определить, какое из четырех колес требует ремонта. Для этого ставим машину в гараж или бокс, чтобы посторонние звуки не мешали диагностике.

На переднеприводном автомобиле проще проверяется ступица заднего колеса, которое свободно вращается, поскольку не связано с трансмиссией. Для этого машину нужно поддомкратить так, чтобы колесо поднялось в воздух и могло свободно вращаться.

После вывешивания колеса его нужно покачать по вертикальной оси, то есть, взяться сверху и снизу и проверить, шатается ли колесо в креплении. Люфт укажет на то, что имеется проблема со ступичным подшипником.

После этого колесо нужно прокрутить, если шарики подшипника повреждены, это будет слышно по характерному звуку трения, что окончательно укажет на испортившийся подшипник. Аналогично проверяется второе колесо.

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колеса

Тестирование передних колес в случае, если гудит подшипник ступицы, несколько отличается. Это связано с тем, что они соединены валами с дифференциалом и трансмиссией, поэтому прокрутить передние колеса в свободном режиме не получится. Эта проблема касается автомобилей с автоматической коробкой передач.

Пред началом тестирования автомобиль устанавливают на ручник, чтобы он не покатился. Приподнимается передняя сторона со стороны, где будет проводиться диагностика подшипника ступицы. После того как шина оторвалась от земли, под рычаг подставляют бруски, и передняя часть опускается на них.

Это позволяет оставить колесо в воздухе, при этом разгрузив ступичный подшипник, и установить приводной вал под правильным углом, что обеспечит объективность тестирования и безопасную работу трансмиссии.

Важно, чтобы бруски были максимально близки к колесу, но не касались его, это позволяет добиться лучшего эффекта.

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колеса

После вывешивания колеса его нужно легко покачать по вертикальной оси, подобно тому, как это делалось с задними колесами, люфт в этом направлении указывает на износ подшипника и шаровой опоры. Если же колесо качается вдоль горизонтальной оси (влево-вправо), то проблема кроется в износе рулевых тяг и наконечников.

Далее требуется сесть за руль автомобиля, нажать педаль тормоза и завести автомобиль, для машин с механической коробкой – рычаг переключения передач предварительно установить на нейтральную скорость. Селектор автоматической коробки устанавливается в положение D, и отпускается педаль тормоза.

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колеса

В таком положении поднятое колесо будет вращаться как на механической, так и на автоматической трансмиссии. Выйдя из кабины, можно оценить степень шумности работы подшипника ступицы. Если слышны характерное гудение, потрескивание или другой шум – этот узел требует немедленной замены. Для сравнения аналогичную процедуру можно сделать и с другим передним колесом.

Видео:КАК МОЖНО ПРОВЕРИТЬ СТУПИЧНЫЙ. #ремонтавто «Гараж №6»

Заключение

На начальной стадии проявления дефектов ступичных подшипников люфт может и не появиться, единственный симптом – шум при вращении колеса. Провести диагностику, чтобы определить, какой именно из подшипников вышел из строя, можно самостоятельно, вращая вывешенные при помощи домкрата колеса.

Замена ступичного подшипника — сложная процедура, требующая инструмента для съема и прессовывания подшипника в ступицу. Но при наличии оборудования и определенных навыков многие автовладельцы делают это самостоятельно. Важно понимать, что неправильная установка подшипника приведет к его быстрому выходу из строя, поэтому работу выполняйте очень аккуратно.

Как проверить ступичный подшипник — три способа

Когда во время движения помимо шума от покрышек появляется дополнительный шум высокого тона, то это признак того, что «проснулся» один из ступичных подшипников и требуется его замена.

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колесаСтупица и ступичный подшипник

Однако при ремонте часто возникает такой спорный вопрос – какой из подшипников гудит, правый или левый? Для того, чтобы определить неисправный подшипник ступицы самостоятельно, не обращаясь в автосервис, существует несколько способов.

Способ N1

Необходимо либо поднять автомобиль, если он установлен на подъемнике, либо поднимать каждое колесо домкратом, при работе на площадке.

Далее под задние колеса ставятся противооткатные башмаки (при проверке на земле), заводится двигатель, включается 4 передача и ведущие колеса разгоняются до 70-80 км/ч, либо одной из ведущих колес при работе с домкратом. Затем выжать сцепление и выключить передачу, перейдя на нейтралку. При неисправной ступице появится отчетливо слышный гул от подшипника, что «подскажет» о его неисправности.

Если это переднеприводный автомобиль, то таким образом можно проверить ступицы передних колес, если же заднеприводный, то подшипники ступиц заднего моста.

Читайте также:  Проверка дизельных форсунок в домашних условиях на слив в обратку и на стенде

Способ N2

Колеса поочередно проверяются на наличие люфта. Каждое из колес поднимается на домкрате (не забываем за башмаки) и колесо необходимо покачать в вертикальной и горизонтальной плоскости и затем прокрутить.

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колесаПроверка ступичного подшипника

При неисправной ступице будет ощущаться люфт, тем больше, чем сильнее разбит подшипник, а при прокручивании колеса появится шум, иногда с явным перекатыванием шариков.

Однако люфт колеса может быть вызван и неисправностью элементов подвески или рулевого управления. Для точности проверки необходим помощник.

Он должен нажать на педаль тормоза, и в этом положении еще раз проверить люфт колесного подшипника, качая колесо в вертикальной плоскости.

Если люфт остался, то его причина в неисправности подвески, когда же он исчез, то это признак износа подшипника ступицы.

Если подшипник исправен, то никакого люфта нет вообще.

Способ N3

Определение изношенного подшипника при выполнении поворотов. При выполнении поворота кузов автомобиля начинает крениться, например, при левом повороте происходит крен машины в правую сторону. При этом основная часть нагрузки падает на правое колесо, разгружая при этом левое.

Если при скорости порядка 15 км/ч выполнить резкий поворот руля влево и посторонний шум исчезнет, стало быть шум исходил от неисправного подшипника левой ступицы. Аналогично можно проверить и подшипник правой стороны.

Основные признаки неисправности колесного подшипника:

  • • Вибрация на руле
  • • Гул при движении
  • • Люфт колеса при проверке

Чем чреват износ подшипника колесной ступицы

Если продолжать эксплуатировать автомобиль с гудящим подшипником, то это приведет к его интенсивному износу с появлением громкого хруста и треска. Развалившийся подшипник приведет к заклиниванию колесной ступицы и как следствие могут пострадать рычаг подвески, шаровая опора и плюс деформация приводного вала.

Если подобное произойдет на скорости, то последствия могут быть самые непредсказуемые. Поэтому уделяйте внимание состоянию колесных ступиц, проверку которых можно приурочить к очередному ТО автомобиля.

Несколько способов проверки подшипника ступицы

Ступичный подшипник относится к наиболее важному узлу любого транспортного средства, он обеспечивает свободное вращение колеса. Этот элемент конструкции постоянно подвергается большим нагрузкам, поэтому чаще изготавливается из качественных материалов. Однако при неправильной эксплуатации либо при очень большом пробеге такая деталь тоже может выйти из строя.

Автомеханики рекомендуют менять ступичный подшипник в узле сразу же как только заметили неисправность, в противном случае результат может быть печальным, представьте, что будет если подшипник заклинит на большой скорости. Рассмотрим несколько способов как проверить подшипник ступицы, чтобы уметь выявлять дефект на ранних стадиях.

Признаки возможного износа подшипника ступицы

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колеса

Часто первыми признаками является гул со стороны колеса, однако это только первый сигнал. Поле ситуация развивается очень стремительно и за шумом может последовать треск.

Дальше узел не выдерживает обороты и разлетается прямо на ходу, что приводит к полному клину и авто становится неуправляемым. Все это ведет к выходу из строя рычага подвески и деформации полуоси.

В итоге за ремонт придется выложить хорошие деньги.

Поэтому важно при первых признаках уметь правильно определить неисправность, а по необходимости сразу устранить. Поводом для проверки ступичного подшипника будут следующие признаки:

  • Слышно, как гудит или хрустит в оси колеса. Чаще возникает при достижении определенной скорости, примерно 60 – 70 км/ч. На повороте, особенно при больших скоростях, гул усиливается.
  • Явным признаком является появление вибрации вместе с гулом. Она передаётся как через руль, так и на всю машину и вызвана биением подшипника.
  • При длительных переездах возникает перегрев колесного диска. Иногда случаются перегревы тормозного суппорта.
  • Подклинивание колеса. При езде по прямой дороге автомобиль как бы ведет в сторону. Это вызвано тем, что дефектный ступичный подшипник затормаживает вращение колеса. Симптомы схожи с неправильно отрегулированным развал/схождением.

Чтобы самостоятельно диагностировать такие неполадки на ходу нужно уметь слушать свой автомобиль. И приходит это с опытом вождения.

Для точного определения в какой ступице гудит подшипник, следует разобраться в причинах возникновения поломок и принципах работы ступицы.

Причины выхода из строя ступичного подшипника

На самом деле бывает несколько причин вызывающих стук или гул в районе ступицы. Так посторонние звуки возникают в случае нарушений работы:

  •  рулевой тяги;
  • наконечника;
  • шаровой опоры;
  • при сильном износе сайлентблоков.

Однако наиболее частой причиной является как раз дефект ступичного подшипника. Поэтому нужно уметь правильно определять виновника неприятных шумов.

В ступице применяется подшипник закрытого типа, это связано с тем, что в процессе эксплуатации нельзя допускать попадания внутрь него абразивных материалов (пыль, грязь, песок и т.д.). Это делает конструкцию более надежной, но все же не вечной. В итоге можно выделить шесть наиболее распространенных причин вызывающих появление шумов в ступице.

  1. Большой пробег. Вызвана естественными процессами происходящими при эксплуатации любого узла. Истирается корпус подшипника, канавки для шариков со временем расширяются, появляется люфт и механизм начинает стучать. Проявляется после пробега в 100 тысяч км и больше.
  2. Нарушение герметичности. Корпус оснащен втулками изготовленными из резины или пластика, защищающие внутреннюю часть от попадания абразивных материалов и влаги, а также препятствует вытеканию наружу смазки, которая необходима для нормально его работы. При повреждениях смазка теряется, что приводит к очень быстрому износу.
  3. Невнимательная езда. Если машина на больших скоростях постоянно попадает в выбоины на дороге, ямы, кочки и тому подобное, это в итоге разобьет не только ступицу, но и подвеску.
  4. Неправильная установка. Случается довольно редко, если при ремонте ступичный подшипник запрессовывал неопытный слесарь или были нарушения в технологии, то возможно он стал криво. В таком положении узел проработает не более пары тысяч километров пробега.
  5. Неправильная затяжка гайки фиксации ступицы. В техпаспорте автомобиля описан четкий алгоритм действий при затяжке и регулировке ступице. В случае превышения момента при езде узел будет постоянно перегреваться, что уменьшит срок его службы.
  6. Частые заезды в лужи. Во время работы узел разогревается, это вполне естественный процесс. При попадании на него холодной воды, воздух внутреннего пространства резко сжимается и таким образом через микрозазоры затягивает воду в корпус подшипника. Влага вызывает коррозию деталей, что приводит к появлению хруста.

Помимо перечисленных причин, бывает еще целый ряд менее значимых, но тоже приводящих к быстрому износу и появлению посторонних шумов. А именно:

  • Брак при изготовлении. Иногда встречается на недорогой продукции. Вызвано нарушениями в технологии производства.
  • Неправильный вылет колеса. Увеличивает нагрузку на ступичный подшипник, что сокращает срок его службы.
  • Частая перегрузка авто. Даже в случаях передвижения только по хорошим ровным дорогам часто подвергать машину большим нагрузкам не следует. Это также приводит к быстрому износу ступичного подшипника.
  • Большой радиус шины. Чаще встречается на внедорожниках и грузовом транспорте. В случаях бокового ускорения подшипник передних ступиц будет испытывать дополнительную нагрузку.
  • Неисправный амортизатор. При нарушениях в работе систем подвески на подшипник в ступице будет воздействовать дополнительная вертикальная нагрузка во время передвижения по плохим дорогам. Поэтому также важно поддерживать подвеску в исправном состоянии.
  • Дефекты тормозной системы. Приводит к возникновению больших температур на барабане (диске) или в тормозной жидкости, которые будут передаваться на ступичный подшипник. Что тоже снижает ресурс его работы.
  • Неправильно отрегулированный развал/схождение. При неправильном угле колес ступичный подшипники подвергаются дополнительной нагрузке во время езды.

Все эти факторы приводят к уменьшению срока эксплуатации ступичного подшипника и вызывают появление гудения и стука.

Для того чтобы ответить себе на вопрос в какой ступице неисправен подшипник необходимо знать, что могло вызвать скорый износ передней ступицы, а что задней.

Проверка ступичного подшипника

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колеса

На сегодня наиболее доступны 4 способа проверки исправности ступицы доступные каждому автовладельцу. Они не требуют много времени и особых навыков.

Проверка плоскости

Относится к наиболее простому способу, проверить авто можно прямо в гараже либо возле дома. Для начала следует поставить машину на ровной асфальтированной или бетонированной поверхности. Затем взять рукой за верх проверяемого колеса и изо всех сил толкать его взад и вперед раскачивая. Если в процессе слышны щелчки или потрескивание, значит подшипник пора менять.

Если посторонних шумов не слышно, но уверенности в исправности ступичного подшипника еще нет, тогда авто со стороны проблемного колеса необходимо поднять на домкрат. После этого покрутить руками колесо, если потрескивание, скрип или другие шумы есть значит подшипник в ступице дефекиный и его следует заменить.

Читайте также:  5 основных причин почему не работает печка на ВАЗ 2110. Частые неисправности отопителя ВАЗ десятого семейства (2110-12) и их диагностика

На поддомкраченом авто для большей уверенности в исправности или поломке узла, колесо можно расшатывать как в вертикальных, так и горизонтальных плоскостях. Для этого необходимо взять колесо руками за верхнюю и нижнюю часть и пошатать. Если люфт имеется, то он будет хорошо ощутим. В таком случае замена подшипника, без вариантов.

При выполнении таких работ соблюдайте осторожность, чтобы автомобиль не упал с домкрата.

Проверить таким методом можно ступицы переднего и заднего колеса.

Проверка на биение

Одним из дополнительных признаков дефектов в подшипнике ступицы будет толчок в педаль во время торможения. Может возникнуть из-за удара тормозного диска либо ступицы. Иногда при воздействии высоких температур тормозной диск тоже может деформироваться вместе со ступицей. При отклонениях от вертикали даже на 0.2 мм могут вызывать вибрацию и удары на скорости.

Максимальный допуск биения не превышает 0.1 мм, а иногда и того меньше – 0.05 – 0.07 мм. Механики на СТО проводят проверку биения манометром часового типа, его прислоняют к плоскости ступицы и он показывает значение биения. При отсутствии такого прибора можно воспользоваться отверткой.

Проверка ступицы на биение проводится в следующей последовательности:

  1. снимается колесо с проверяемой стороны;
  2. далее плоскую отвертку следует опереть на скобу суппорта и приложить к рабочей поверхности тормозного диска;
  3. затем при помощи головки с воротком придать вращение колесу через ступичную гайку;
  4. если биение присутствует его сразу видно по следам царапин оставленных отверткой на тормозном диске.

Диски всех колес проверяются на биение с обеих сторон. При обнаружении дефектов на поверхности диск в виде царапины от отвертки, его следует отсоединить, развернуть на 180° и закрепить на ступице монтажными болтами. После повторить процесс проверки.

Если царапина появилась на том же месте, где и при первом испытании, значит кривой тормозной диск. В случае появления царапины с противоположной стороны – кривая ступица.

Проверка на подъемнике

Таким методом лучше проверять переднеприводные авто. Однако применим на всех типах машин хоть с задним приводом, хоть полноприводных.

Для этого автомобиль загоняется на подъемник, заводится мотор и на передаче разгоняются колеса. Затем двигатель глушится, а после нужно внимательно слушать как работают ступичный подшипники в процессе остановки колес. При неисправности какого-либо подшипника с его стороны будет раздаваться отчетливый хруст, гул или пойдет вибрация.

Проверка при помощи домкрата

Проверить ступицу можно и на домкрате. Проводить такие лучше в закрытом помещении (гараже, ангаре и т.п.), так как здесь будет отчетливее слышно посторонние звуки из колеса. Машина поднимается по очереди, вывешивается каждое колесо. Если не уверены с какой именно стороны шумит, проверку начинать лучше с задних колес.

Порядок проведения работ:

  1. поддомкратить сторону испытуемого колеса авто;
  2. проверяя заднюю сторону, колеса раскручиваем руками (для переднеприводных машин), внимательно слушаем на наличие посторонних шумов;
  3. проверяя передние колеса запускается двигатель, выжимается сцепление, включается 5-я передача, а после муфта плавно отпускается.

При поврежденном подшипнике будет отчетливо слышно хруст или стук не типичный для вращения колеса. Двигатель после разгона колес лучше заглушить, чтобы шум его работы не мешал процессу обнаружения.

Проверка при движении

Выявить возможный дефект подшипника ступицы можно и во время езды, по моему мнению это самый простой способ диагностики. Для этого необходимо заехать на ровный, желательно гладкий участок дороги. И покататься на нем с небольшой скоростью до 50 км/ч с вхождением в повороты.

Во время поворотов в движении большая часть нагрузки приходится на одну из сторон автомобиля, а соответственно и ступицу. Во время вхождения в поворот она издает дополнительные шумы, а после выравнивания транспорта шум пропадает. Таким способом можно определить какой из подшипников неисправен, левый или правый.

Если один из ступичных подшипников выходит из строя он начинает издавать посторонние шумы при езде по прямой дороге во время набора скорости. Чем выше скорость тем громче гул или треск. При обнаружении таких шумов сильно разгоняться не стоит, это небезопасно, тем более износ подшипника резко возрастает.

Температура диска

Во время работы ступичный подшипник греется, а при любых дефектах в нем увеличивается трение, что ведет к еще большему повышению температуры. Это довольно косвенный признак, однако опираться на него также можно. Большое количество тепловой энергии передастся на окружающие его металлические части, в том числе и тормозной диск.

Для проверки таким способом, после разгона, необходимо остановить машины без применения тормоза – простым накатом. Выйти и потрогать голой рукой тормозной диск. Теплый диск может говорить о вышедшем из строя ступичном подшипнике.

Что если не менять дефектный ступичный подшипник

Если в процессе езды при наборе скорости или во время вхождения в повороты появляется сторонний нетипичный шум следует немедленно проверить ступичный подшипники колеса. Продолжать использовать авто с неисправной ступицей не только сокращает срок службы ходовой части, но и чревато аварией. Халатное отношение может привести к:

  • Дополнительной нагрузке посредством воздействия вибрации на ходовую часть автомобиля и на рулевое управление. Что ведет к уменьшению срока службы всех узлов.
  • Уменьшению тяговых характеристик и общего КПД машины. Ведет к увеличению расхода горючесмазочных материалов.
  • Возможному вскипанию тормозной жидкости. Что может вызвать частичный или полный выход из строя тормозной системы.
  • При вхождении в поворот, колесо может «лечь». Чревато полной потерей управления, исход может быть плачевным.
  • При сильном износе ступичного подшипника колесо может поймать «клин». Что тоже приведет к аварии.

Если после обнаружения неисправности ступичного подшипника, по каким-либо причинам нет возможности сразу заменить его, то при передвижении не стоит ехать со скоростью выше 50 км/ч, да и ездить больше 1000 км с гудящей ступицей вряд ли получится.

Вывод

Ступичный подшипник очень важная деталь авто, при выявлении неисправностей лучше сразу заменить его на новый. Тем более, что определить поврежденный не составит особого труда даже без опыта в этом.

4 способа быстро проверить ступичный подшипник

Никому не надо объяснять важность исправности ступичных подшипников автомобиля особенно на большой скорости и в условиях интенсивного движения. Для их диагностики в СТО с вас потребуют деньги. Но проверить их можно самому по звуку, которые они издают, и люфту колеса. Продиагностировать состояние подшипников сможет любой человек, который водит машину.

Проверка ступицы. Как проверить подшипник ступицы колеса

Если машина исправна, то во время движения слышны нераздражающие звуки работающего мотора и шум, издаваемый покрышками. Когда к этим привычным и определяемым шумам добавляется неприятный низкочастотный гул, который может появляться или пропадать, то велика вероятность, что не все в порядке со ступичными подшипниками. Их состояние можно проверить четырьмя простыми способами.

Диагностика подшипника при езде

При движении прямо все подшипники нагружаются одинаково и трудно определить, который из них гудит. Если на скорости руль слегка повернуть влево, т. е. создать крен, то нагрузка ляжет на правое колесо и на правый ступичный подшипник. При повороте направо будет обратная картина: нагрузится левое колесо и левый подшипник. По усилению гула определяем неисправный узел.

Проверка подшипника с вывешиванием колеса

Отрываем колесо от пола домкратом и раскачиваем колесо сначала по горизонтали, затем по вертикали. При этом ступичная гайка и болты колеса должны быть прочно и надежно затянуты. Тут нужна внимательность, т. к. люфт может быть и в шаровой, и в рулевой тяге. Обычно люфт в подшипнике имеет небольшую амплитуду и легкий стук.

Проверка подшипника с раскруткой вывешенного колеса

Включаем третью или четвертую передачу, раскручиваем колесо, затем выключаем мотор, ставим передачу в нейтральное положение, быстро выходим из кабины и слушаем наличие или отсутствие посторонних звуков.

Непосредственная проверка подшипника

Для этого снимаем колесо, откручиваем ступичную гайку или болт и демонтируем кулак с приводного вала. Тогда можно непосредственно определить наличие или отсутствие люфта покачиванием ступицы на кулаке. При его наличии, люфт на 100% определяется неисправностью ступичного подшипника.

Смотрите видео

Как проточить тормозной диск без токорики не снимая с машины — https://sdelaysam-svoimirukami.ru/7756-kak-protochit-tormoznoj-disk-bez-tokoriki-ne-snimaja-s-mashiny.html