Работа обгонной муфты генератора и ее неисправности. Устройство, предназначение, проверка
Технологический прогресс последних десятилетий внес значительные изменения в конструкцию современного автомобиля. Повысить технические и эксплуатационные свойства транспортного средства инженерам удается за счет внедрения новых деталей, узлов и агрегатов. Серьёзных конструктивных перемен претерпел преобразователь механической энергии в электрическую – генератор.
Еще относительно недавно все генераторы оснащали шкивом и обычным ремнем, отличительной чертой которого был сравнительно небольшой ресурс – не более 30 тыс. км.
Современные машинные генераторы в придачу ко всему этому получили еще специальную обгонную муфту, позволяющую сгладить передачу крутящего момента от ДВС.
В этой статье расскажем о том, для чего нужна обгонная муфта, как её проверить и снять.
Назначение и принцип действия обгонной муфты
Как известно, передача крутящего момента от силового агрегата ко всем его рабочим элементам передается неравномерно. Передача вращения напоминает больше цикличный характер, который начинается в момент сгорания топлива в цилиндрах и длится на протяжении двух полных оборотов коленчатого вала. К тому же, эти элементы имеют собственные цикличные показатели отличные от значений коленвала.
Следствием чего становится то, что важнейшие детали в функционировании силового агрегата подвергаются неравномерным нагрузкам, приводящим к их преждевременному износу. А если учесть тот факт, что двигатель работает в различных режимах, нагрузки могут приобретать критические значения.
Строение
Муфта свободного хода встроена в сам шкив, что позволяет нивелировать негативное воздействие переменчивых значений крутящего момента. Достаточно простая, но эффективная конструкция снижает уровень инерционных нагрузок с подшипников генератора. Конструктивно этот элемент представляет собой сдвоенные цилиндрические обоймы, состоящие из роликов.
Полное строение муфты свободного хода:
- Внутренняя и внешняя обойма;
- Две внутренние втулки;
- Шлицевой профиль;
- Крышка из пластика и прокладка из эластомера.
Эти обоймы напоминают именно роликовые подшипники. Внутренний ряд роликов со специальными механическими пластинами выступает в качестве стопорного механизма, внешние исполняют функции подшипников.
Принцип действия
По своему принципу действия устройство напоминает бендикс стартера. В момент возгорания топливной смеси в цилиндрах силового агрегата увеличивается скорость вращения внешней обоймы, на которую подается энергия от коленчатого вала.
Внешняя часть соединяется с внутренней, что обеспечивает раскрутку якоря и шкива генератора.
В момент окончания цикла скорость вращения коленчатого вала значительно снижается, внутренняя обойма обгоняет внешнюю, происходит их разъединение, после чего цикл вновь повторяется.
Статья в тему: Снятие стартера своими руками
В подобном механизме в большой мере нуждались дизельные силовые установки, но со временем устройство стали внедрять в конструкцию бензиновых аналогов. Ford Tranist, является, пожалуй, наиболее известным автомобилем, оснащенным генератором с инерционным шкивом.
Сегодня многие модели авто получают именно такую систему в силу того, что надежное электропитание и бесперебойная работа электроники приобретает все большую актуальность.
После того, как выяснили, для чего необходима обгонная муфта генератора, можно переходить к следующему этапу – её обслуживание и замена.
Признаки неисправности механизма
Многочисленные испытания рядом независимых автомобильных компаний доказали высокую эффективность инерционного шкива. Конструкция позволят снизить уровень нагрузки с важных узлов двигателя, уменьшить уровень шума и вибрации.
Но, необходимо понимать, что этот механизм также имеет свой ресурс – чуть больше 100 тысяч километров. Конструктивно обгонная муфта имеет много общего с подшипником качения, неисправности и признаки соответственно также идентичны.
Выйти из строя она может путем заклинивания.
Основные признаки неисправности:
- Появление шума во время запуска двигателя;
- Наблюдение щелчков натяжителя;
- Нарушение функционирования ременной передачи.
Поломка может быть спровоцирована различными факторами: механическое повреждение, попадание грязи, некорректная установка генератора, естественное разрушение.
Дальнейшая эксплуатация транспортного средства обернется ускоренным износом ремня генератора и прочих сопутствующих элементов.
Важно вовремя реагировать на первые сигналы поломки, чтобы быстро и с минимальными финансовыми затратами устранить последствия выхода из строя инерционного шкива.
Снятие и замена обгонной муфты генератора
Несмотря на то, что внешне обычный генераторный узел с усовершенствованным мало чем отличаются, методика их демонтажа несколько иная.
В некоторых моделях механизм свободного хода снять крайне тяжело в силу того, что между кузовом автомобиля и самим генератором настолько маленькое расстояние, что ключом попросту невозможно подобраться. Нередки случаи проблем с крепежными элементами, часто даже WD-40 не помогает.
Для решения подобного рода задач профессиональные автомеханики рекомендуют пользоваться спецключом, состоящим из двух съёмных частей.
Замена механизма на SsangYong Kyron 2.0
Для демонтажа обгонной муфты на внедорожнике SsangYong Kyron с мотором 2.0 необходимо вооружиться спецключом Force 674 T50х110мм. Ключ состоит из шлица типа Torx, который пригодится во время снятия роликов, и насадки с наружным многогранником. С другой стороны имеется шестигранник под дополнительный ключ для освобождения крепежных элементов.
Статья в тему: Ресурс двигателя Ситроен C4 1.2, 1.6, 2.0
Рекомендуется придерживаться следующего порядка работы:
- На первом этапе необходимо демонтировать защиту двигателя и снять кожух вентилятора.
- Вороток Torx 8 следует упереть в кузов и с помощью изогнутого накидного ключа на «17» открутить муфту.
- После освобождения детали смазать резьбу и посадочное место.
- Смазать подшипники, втулки натяжителя и ролик.
- Произвести сбор узла в обратной последовательности.
После окончания работы важно установить на место защитный колпак.
Снятие и установка обгонной муфты на Volvo XC70
Появление постороннего звука и вибрации на автомобиле Volvo XC70 во время низких оборотов является первым симптомом, сигнализирующем о необходимости проведения диагностики инерционного шкива и, возможно, его замены. Для проведения быстрой и эффективной процедуры снятия и замены конструктивного элемента на этой машине необходимо проделать следующее:
- Вооружиться специальной головкой ATA-0415.
- Демонтировать приводной ремень, снять генератор.
- Труднодоступный болт легко освобождается головкой и пневмогайковертом.
- Устанавливается новая деталь (INA-LUK 535012110).
- Смазать детали, собрать в обратной последовательности.
На этом работу по демонтажу и последующей установке нового механизма можно считать завершенной. В случае надобности также одновременно осуществляется замена подшипников.
Замена механизма на Kia Sorento 2.5
В качестве нового экземпляра обгонной муфты для Kia Sorento 2.5 подходит шкив от одной из самых известных компаний по производству деталей для авто – INA. Цена на деталь колеблется в районе от 2000 до 2500 тысяч рублей. Также важно вооружиться спецключом – Auto Link 1427 стоимостью 300 рублей.
После того, как все необходимые инструменты и вспомогательные материалы под рукой, можно приступать к работе:
- Освободить кронштейн декоративной крышки двигателя.
- Демонтировать «фишку» и снять плюсовую клемму.
- Отсоединить всевозможные трубки: вакуумную, подачи и слива масла.
- Ключом на «14» освободить два болта крепления генератора.
- Открутить все стягивающие болты.
- Зажать ротор в тисках, предварительно заготовив прокладки.
- С помощью головки и длинного воротка демонтировать шкив с вала.
После чего производится замена вышедшего из строя механизма. Далее необходимо всё это дело собрать и установить обратно на свое место. Но, помешать в этом могут подпружиненные щетки. Чтобы справиться с задачей следует открутить вакуумный насос и обнаружить отверстие напротив щеточного узла. Щетки поджимаются и фиксируются в отверстии характерным звуком.
Поделитесь с друзьями в соц.сетях:
Рекомендации по проверке и работе обгонной муфты генератора
Обгонная муфта генератора представляет собой элемент механической трансмиссии, который устанавливают с целью предотвращения передачи вращающего момента между ведомым и ведущим валами в том случае, если в связи с той или иной причиной первый начинает вращаться быстрее.
Механизм обгонной муфты не требует наличия каких-либо приводов управления. Главное преимущество данного устройства – включение и выключение на автоматическом режиме.
Наиболее простой пример, объясняющий применение муфты генератора, – это обыкновенный велосипедный привод.
Когда велосипедист прекращает процесс вращения педалей, а само транспортное средство продолжает по инерции двигаться, срабатывает его обгонная муфта: от педалей отключаются колеса, и они не бьют по ногам.
Кстати, принцип работы этого механизма был позаимствован немецким изобретателем Ортивином Штибером у ступицы велосипедного заднего колеса. И впервые обгонная муфта нашла свое применение в тормозной втулке именно велосипеда от производителя «Торпедо» в 1903 году.
Устройство
Существует не один тип обгонной муфты генератора, которые немного отличаются по своему устройству. Это, к примеру, муфты, обеспечивающие свободный ход, которые бывают фрикционные и храповые.
Что касается фрикционного типа, то в его рамках выделяют еще несколько видов: имеющие радиальное и осевое замыкание, а также ленточные, пружинные, клиновые. А клиновые объединяет в себе роликовые обгонные муфты, которые принадлежат к категории наиболее часто применяемых.
Поэтому устройство данного механизма будет проанализировано на основе именно этого типа – роликовой обгонной муфты.
Хочу выделить особенность строения обгонной муфты генератора — это наличие двух обойм: внутренняя, которая напрямую связана с валом, и наружная, которая имеет соединение со шкивом.
Следующий элемент обгонной муфты роликового типа и многих других – ролики, что весьма предсказуемо, исходя из названия.
Как правило, эти ролики устанавливают в два ряда, из которых первый ряд включает в себя те ролики, которые перемещаются по профилированной части внутренней обоймы, тем самым выполняя функцию стопорного механизма, а второй ряд состоит из роликов, играющие роль игольчатого типа подшипников.
Также в устройстве обгонных муфт роликовых выделяют:
- контактную пластину, которая оснащена сальниками;
- две втулки внутреннего расположения, из которых одна является обычной, а вторая сделана с наклонными плоскостями;
- пластиковую крышку;
- прокладку, которая изготовлена из эластомера очень прочных характеристик;
- шлицевой профиль.
Тут следует отметить то, что эксплуатация шкива с муфтой генератора запрещается при факте отсутствия крышки. Ее монтаж происходит всего один раз, а установку можно осуществить вручную без особых затруднений.
Проверка
Замену обгонной муфты генератора следует реализовывать лишь после того, как было достоверно выявлено неполадки в функционировании данного механизма. Явный симптом того, что муфта генератора, а вместе с ней и ремень начали выходить из строя, – это дребезг в салоне, который опытный водитель не спутает ни с чем, а также возникновение ощутимой вибрации в процессе медленного движения авто или же когда оно находится на передаче или тормозе.
Некоторые автовладельцы начинают диагностику с натяжного и обводного ролика генератора, проверки люфтов и смазки.
И это не потому, что данные операции являются одними из первых пунктов в инструкции проверки обгонной муфты генератора, а потому, что водители склоняются к наличию проблемы именно в этих механизмах.
В принципе может быть и так, но если диагностика данных устройств ни к чему не привела, то самое время проверить состояние муфты генератора.
Рекомендации по установке
Если ремонт муфты генератора не помог, то я советую осуществить замену старого устройства на новоприобретенное. А для того, чтобы установить ее, я привожу следующие рекомендации:
- Устанавливать данный механизм нужно только с применением мелкошлицевого профиля. Это очень важно, и лучше лишний раз не спрашивать, зачем нужен именно этот инструмент.
- Наличие на поверхности шкива небольших повреждений является допустимым.
- Момент затяжки в процессе установки должен быть близок к такому значению, как 80 ± 10 Нм.
- Момент и направление затяжки необходимо строго соблюдать.
- Инструмент для осуществления монтажа должен быть закален, а мелкошлицевой профиль должен быть в соответствии с DIN 5481 -17×20.
- Использование шкива генератора с обгонной муфты при отсутствии крышки является недопустимым, так как это станет причиной обеспечения недостаточно надежной защиты.
- Значение максимального дисбаланса шкива с заблокированной муфтой равняется 20 гмм.
- Снять шкив также можно при помощи ранее названного монтажного инструмента.
Функциональное предназначение обгонной муфты генератора – разнообразнейшее, так как она не только защищает генератор от влияния крутильных колебаний, которые производит коленчатый вал двигателя и успокаивает колебания на ремне, но также сокращает ход его утяжелителя, увеличивает эксплуатационные ресурсы, снижает уровень шумности и напряжения ременного привода. Поэтому я рекомендую обзавестись таким устройством. Будьте уверены, что с ним автомобиль начнет работать лучше.
Видео «Разборка обгонной муфты генератора»
На записи показано как происходит сам процесс разборки.
Обгонная муфта генератора: 5 признаков неисправности и её замена
Это механизм, позволяющий устранить момент инерции и импульсную работу двигателя машины. Обгонная муфта устанавливается на шкиве генератора.
Назначение
Функция муфты состоит в том, чтобы устранять инерцию с ротора, которая поступает на ремень генератора. Это позволяет продлить его срок службы с 30 тыс. км. (как было раньше, до разработки устройства) до 100 тыс. км.
Устройство
Обгонная муфта генератора представляет собой две обоймы:
- внешняя, соединена со шкивом генератора;
- внутренняя, связана с валом якоря генератора;
Между ними есть слой специальных роликов, уложенных в два слоя:
- 1 уровень — игольчатые подшипники;
- 2 уровень — профилированные фигуры. Они нужны для того, чтобы выполнять роль стопорного механизма.
Эти обоймы интегрированы друг в друга.
Принцип работы
Когда двигатель начинает работать, вращение внешней обоймы муфты начинает усиливаться. Ролики, выполняющие роль стопорного устройства, замыкаются. При этом внешняя часть связывается с внутренней. Одновременно раскручивается вал и шкив генератора.
https://www.youtube.com/watch?v=BorAUKoOQYM\u0026pp=ygWmAdCg0LDQsdC-0YLQsCDQvtCx0LPQvtC90L3QvtC5INC80YPRhNGC0Ysg0LPQtdC90LXRgNCw0YLQvtGA0LAg0Lgg0LXQtSDQvdC10LjRgdC_0YDQsNCy0L3QvtGB0YLQuC4g0KPRgdGC0YDQvtC50YHRgtCy0L4sINC_0YDQtdC00L3QsNC30L3QsNGH0LXQvdC40LUsINC_0YDQvtCy0LXRgNC60LA%3D
При прекращении работы отработанные газы начинают отходить. При этом замедляется вращение коленчатого вала. Внутренняя часть обоймы обгоняет по вращению внешнюю. Параллельно стопорный механизм открывается и её связь со внешней частью муфты становится слабее. Из-за этого внутренняя обойма перестаёт тормозить.
Это полный цикл работы узла устройства. Один процесс следует за другим. При этом инерция от ремня передаётся шкиву и ремню генератора.
Неисправности обгонной муфты генератора
Виды поломок и их причины
Обычно обгонная муфта выходит из строя при следующих обстоятельствах:
- неисправность шкива;
- износ внутренней пружины;
- порвался ремень генератора;
- пробег более 100 тыс. км;
- неисправность обгонного механизма.
Показатели поломки
Признаки неисправности обгонной муфты генератора:
- во время работы со стороны генератора доносятся неестественные шумы;
- полное прекращение работы генератора;
- при работе кондиционера или при медленном движении машины возникает ощутимая вибрация;
- свист ремня на высоких оборотах;
- короткий треск при запуске или остановке двигателя.
Выявление дефектов
Для диагностики работы узла следует раскрутить двигатель до 4 тыс. оборотов. Затем надо включить зажигание. Необходимо прислушаться к остаточному звуку. Если он напоминает звук остановки турбины, то муфта генератора работает исправно. Если такового нет, то механизм требует замены.
Муфту можно проверить и в демонтированном состоянии, для этого надо сделать следующее:
- зажать пальцами внутреннее кольцо;
- внешнее кольцо повернуть в направления вращения ремня;
- при движении внешней обоймы муфта вышла из строя и её надо менять.
Можно проделать такой же эксперимент. Но вращать внешнюю обойму необходимо в противоположную сторону. В этом случае она, наоборот, должна вращаться. Если же этого не происходит, то деталь вышла из строя.
Данное устройство заменить не так-то просто. Здесь нужен набор специальных инструментов. Да даже и обладая ими, этот процесс может доставить немало трудностей. Некоторые модели машин имеют слишком маленькое расстояние между кузовом и генератором. В таком случае ключ может просто не поместиться.
Необходимый инструмент
Для того, чтобы правильно снять муфту, потребуется специальный инструмент. Ключ для снятия обгонной муфты генератора состоит из частей:
- Биты. На одном конце есть шестигранник, на другом — запрессованная головка под вороток. Она проворачивает и удерживает шкив;
- Насадки с многогранниками. Служит для установки внутреннего шлица муфты. С другой стороны имеется шестигранник для откручивания крепёжных частей.
Снятие муфты
Чтобы проделать данное действие, необходимо ослабить ремень генератора. Затем надо открутить ту гайку, которая держит муфту. Это устройство неразборное и ремонту не подлежит. Чтобы снять муфту, надо удерживать вал шкива с помощью подходящего инструмента.
Далее вал ротора генератора нужно провернуть против часовой стрелки, если резьба на шкиве расположена справа. Для шкива с левосторонней резьбой — по часовой стрелке. Делают это при помощи динамометрического ключа.
Защитный колпачок непригоден к повторному использованию. При установке новой муфты его надо заменить, предварительно убедившись в правильном креплении нужного устройства.
https://www.youtube.com/watch?v=BorAUKoOQYM\u0026pp=YAHIAQE%3D
Новая муфта устанавливается на место снятой с той же последовательностью. Важно при этом не пользоваться ударными инструментами — это может стать причиной поломки.
Проверка работы новой муфты заключается в том, что её надо покрутить в разные стороны. Она должна вращаться только в одну сторону. При повороте в противоположную сторону муфта движется вместе со шкивом генератора.
Если неисправную обгонную муфту не сменить при её поломке, то срок службы ремня заметно сократится. Далее, генератор может отказать в своей работе — питание электросистемы автомобиля.
Обгонный механизм помогает увеличить срок службы ремня, защищая его от лишних колебаний. Замена обгонной муфты генератора возможна вне стен автосалона. Но для этого потребуются специальные инструменты. Важно помнить: обгонный механизм подлежит смене каждые 100 тыс. км.
Своевременный ремонт — залог исправности автомобиля.
Пожалуйста, оцените этот материал!
(18
Для чего нужна обгонная муфта генератора на самом деле?
20.11.201825.09.2019
Добрый день. В сегодняшней статье я расскажу, для чего на самом деле, нужна обгонная муфта генератора. Как проявляются ее неисправности и, что будет, если она заклинит.
Традиционно для нашего сайта, статья содержит множество фото и видео материалов и будет интересна широкому кругу читателей.
Краткий ответ:
Обгонная муфта нужна только на автомобилях оборудованных автоматическими натяжителями ремня, чтобы, при резком уменьшении оборотов двигателя, ремень не спадал. Подробнее ниже.
Как работает обгонная муфта?
Все катались в детстве на велосипеде? Всем знакомо, что при помощи педалей, вращение передается на колесо, а вращение колеса, в свою очередь, не передается на педали. Т.е. передача крутящего момента возможна только в одном направлении.
Точно также работает и обгонная муфта. Только она оптимизирована для работы на больших оборотах и сделана гораздо компактнее.
Пример конструкции и работы обгонной муфты:
Для чего на самом деле нужна обгонная муфта?
На большие сайтов рассказывается редкостная ерунда о том, что обгонная муфта нужна для лучшей сохранности ремня генератора и генератора, так как при работе двигателя возникают пульсации, и ремень то растягивается, то сжимается.
Пишут про то, что особенно важно, чтобы она была на генераторе дизельного двигателя т.к. там эти пульсации на порядок выше и т.п. ерунда, что с внедрением муфты срок службы ремня увеличивается в 10 раз.
Сложилось впечатление, что все статьи написаны технически безграмотными журналистами, не знающими устройство автомобиля.
Все гораздо проще. Двигатель вращается довольно линейно. Маховик отлично стабилизирует его работу и при оборотах выше холостого хода, я бы считал, что для ремня и навесного оборудования, двигатель вращается с одинаковой скоростью во время всего оборота.
Якорь генератора является самым тяжёлым элементом раскручиваемым ремнем, и при этом он является наиболее огибаемым:
Естественно, сила трения (сцепления) ремня с генератором значительна. Сам якорь, за счёт массы, обладает довольно большой инерцией. Если двигатель резко уменьшит обороты, генератор по инерции протянет ремень вперёд.
Если автомобиль оборудован автоматическим пружинным натяжителем ремня, он резко денется т.к. генератор своим вращением выбирает его свободный ход. Выглядит это примерно вот так:
При этом велик риск соскакивания ремня генератора.
Все точка. Вот для этого нужна обгонная муфта.
Какие неисправности бывают у обгонной муфты?
Заклинивание
Это самая распространенная неисправность. Наступает после 100-150 тысяч километров пробега. К сожалению, обгонная муфта является необслуживаемой и имеет конечный ресурс.
Заклинивание неприятно тем, что почти никак не проявляется, до того момента пока ремень не достигнет критического износа (разве что натяжитель дергается). После того как износ ремня станет запредельным он или заскрипит или соскочит.
Проскальзывание
При слабом проскальзывании обгонной муфты, генератор не будет развивать полной мощности. Вы увидите это по индикатору напряжения, затрудненному запуску и снижению яркости фар.
Если вовремя не принять меры, обгонная муфта полностью потеряет связь с якорем генератора и будет вращаться сама по себе.
Вы увидите это по горящему индикатору отсутствия заряда:
С большой долей вероятности, проскальзывание обгонной муфты генератора будет сопровождаться свистом и шумом.
Естественно, при такой неисправности долго ездить не выйдет. Можно просто встать посреди дороги или не завести машину после стоянки.
Как проверить состояние обгонной муфты?
На снятом генераторе это делается просто — стопорим отвёрткой якорь и вращаем за шкив. Если шкив не вращается — обгонная муфта заклинила.
- Если шкив свободно вращается в обе стороны — обгонная муфта проскальзывает.
- При исправной обгонной муфте шкив будет проворачиваться только в одну сторону.
- Вот вам видео, как проверить обгонную муфту на генераторе со снятым ремнем (кстати эта муфта уже шумит и скоро с ней будут проблемы):
Если генератор установлен на машине, обгонную муфту проверяют, проворачивая якорь генератора тонкой отвёрткой. Все аналогично! Но точность такой проверки не высока, так как невозможно прочувствовать люфт.
Заключение
На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что статья полностью ответила на вопрос, зачем нужна обгонная муфта генератора. Если у вас остались вопросы или если вы хотите дополнить статью, пишите комментарии.
С уважением, администратор https://life-with-cars.ru
Обгонная муфта генератора: принцип работы, что это такое, как проверить, как заменить
Обгонная муфта – устройство, которое обязательно входит в комплектацию транспортного средства, если на нем используется автоматический натяжитель.
Главная задача данного устройства заключается в обеспечении плавного входа, например, если машина резко тормозит. Данное приспособление слабо подвергается механическому или другому воздействию, поэтому менять его приходится крайне редко.
Как правило, водитель узнают о наличии муфты в автомобиле не ранее, чем через 100 тыс. км пробега.
Что такое обгонная муфта
Еще муфта обеспечивает плавным ходом транспортное средство, если шкив и вал вращаются в одну сторону. Если бы ее не было, то при снижении скорости или разгоне автомобиля, транспортное средство начинало бы ужасно трясти. И водитель вряд ли бы удержал управление.
Для чего нужна обгонная муфта
Муфта генератора появилась не сразу. Раньше шкив закреплялся непосредственно на генераторе с помощью гайки. А ремень привода передавал энергию на него с вала. Однако из-за того, что передача энергии осуществлялась напрямую, двигатель автомобиля работал неравномерно. Соответственно, водитель при выполнении определенных маневров сталкивался с дерганьем.
Вторая проблема заключалась в том, что вал генератора вращается не так, как коленчатый. Ему требуется больше времени, чтобы снизить обороты. Соответственно, когда коленчатый вал останавливается, генераторный – продолжает движение по инерции. Это сильно сказывалось на ресурсе ремня. Раньше менять его требовалось каждые 20-30 тыс. км.
Далее начали появляться новые дополнительные детали, которые имели разные принципы работы и использовались, чтобы устранять старые недостатки. Это коснулось и муфты.
Ее стали использовать вместо цельного шкива, чтобы смягчить соединение.
Внутри конструкции находится специальный подшипник, основное назначение которого позволять валу генератора продолжать инерционное движение, но минимизировать последствия и износ.
Устройство обгонной муфты генератора
Муфта генератора не является полностью самостоятельным приспособлением. Она включена в конструкцию шкива. Но при этом старая и новая версия шкива генератора по внешнему виду практически не отличаются друг от друга. Однако «внутренности» имеют существенные различия.
У шкива имеется внешний обод. Именно на него закрепляется ремень. А внутри есть некая полость, предназначенная для вала генератора.
Также устройство включает в себя подшипники. Они оснащаются стопорами, равно как вращательными элементами. Поверх них устанавливаются сальники, без которых внутрь бы постоянно попадала пыль.
Принцип работы обгонной муфты полностью соответствует ее названию, он немного сложнее, чем у старой версии шкива. Но именно поэтому у него есть возможность продления срока службы соответствующих деталей до 100 тыс. км, что почти в 4 раза выше.
Виды муфт
После того, как обгонные муфты появились и начали активно использоваться в производстве транспортных средств, многочисленные крупные концерны, например, KIA или Тойота, начали разрабатывать собственные разновидности, пытаться дополнительно повысить эффективность. Сейчас на рынке представлены следующие виды:
- ОАР. Один из наиболее простых видов устройства. Принцип действия простой: вал генератора вращается свободно, если его скорость выше, либо поддается энергии вращения, если скорость ниже.
- OAD. Немного усовершенствованный предыдущий вариант, который имеет примерно такую же конструкцию, но с добавлением пружины. Она способствует лучшей эффективности работы ремня, что сказывается на сроке службы генератора, его особенностях работы.
- OWC. Лучшая конструкция на данный момент, в которой полностью блокируется обратное вращение.
Как работает обгонная муфта генератора
Муфта генератора работает следующим образом:
- Двигатель заводится, запуская разгонную муфту.
- Шкив передает энергию генератору через вал.
- Внутреннее и внешнее кольцо крутятся одновременно.
- При замедлении коленвала стопор отключается, внутреннее и внешнее кольцо могут вращаться неравномерно и не одновременно.
Принцип работы муфты достаточно простой, однако если она выйдет из строя, то функционирование всего автомобиля в целом нарушается.
Неисправности обгонной муфты
К основным неисправностям обгонной муфты относят:
- Заклинивание. Проблема данной неисправности в том, что распознать ее невозможно, пока не станет слишком поздно. Когда ремень подойдет к последней стадии своей эксплуатации, скорее всего, он порвется, а муфта – заклинит.
- Проскальзывание. Тоже частая поломка, при которой генератор не будет набирать всей энергии, которая ему доступна. Напряжение станет падать, о чем сигнализирует загорание соответствующего индикатора на приборной панели.
Иногда проскальзывание сопровождается характерным звуком, например, свистом. Но проблема может проходить и вовсе без симптомов.
Также следует помнить, что муфта не обслуживается. Проверить ее ресурс невозможно.
Признаки неисправности обгонной муфты генератора
Если появились поломки обгонной муфты, то наблюдаются следующие признаки неисправности:
- Появляется вибрация, особенно при выполнении маневров разгона или торможения. Это связано с тем, что прыгает сам ремень, поэтому ход становится неплавным.
- Когда силовой агрегат еще недостаточно разогрелся, при запуске двигателя появляется шум и свист в области генератора.
- Когда ремень находится в натянутом состоянии, водитель может услышать характерные щелчки в подкапотном пространстве. Как правило, они сопровождаются вибрацией мотора.
Как проверить обгонную муфту генератора
Механизм свободного хода генератора является необслуживаемым. Поэтому отсутствуют какие-либо инструменты или компьютерное оборудование, с помощью которых можно было бы проверить исправность данного устройства. Зачастую симптомы неисправностей похожи с поломками других деталей.
Но некоторые опытные водители все-таки нашли способы проверки муфты. Нужно:
- Включить двигатель.
- Разогнать его постепенно минимум до 2000 оборотов в минуту, можно и больше.
- Остановить двигатель.
Если после остановки силового агрегата слышатся шумы, свисты и скрипы, велика вероятность, что требуется замена муфты. Но и если никаких посторонних шумов не наблюдается, это не означает, что с устройством все в порядке.
Можно снять муфту, разобрать ее и тщательно все проверить. Но данный процесс – трудоемкий, поэтому почти никогда не выполняется, если только не нужно поменять соответствующий агрегат.
Ремонт обгонной муфты генератора
Замена обгонной муфты генератора
Муфта свободного хода меняется по следующей краткой инструкции:
- Ослабление ремня генератора, который идет по обводной муфты.
- Снятие генератора.
- Демонтаж муфты.
- Сборка и установка новой муфты.
Может показаться, что поменять муфту легко, поэтому можно справиться с задачей в гараже. Но в действительности ее очень сложно демонтировать. Также чтобы открутить крепления требуется спец ключ. Без профессионального инструмента выполнить работу не получится.
Ошибки при снятии обгонной муфты
Если вы все-таки решили снимать шкив генератора с обгонной муфтой самостоятельно, то учитывайте следующие ошибки:
- Удары молотком или другими подручными инструментами, чтобы отвернуть крепления. Так вы повредите генератор без возможности восстановления.
- Нагревание, если откручивать отдельные болты не получается. Так плавится смазка.
- Использование подручных, а не профессиональных инструментов. Так тоже можно повредить генератор.
Учитывая стоимость замены муфты на СТО, не стоит рисковать генератором или соседними компонентами, а доверить выполнение данной работы специалистам.
Как проверить обгонную муфту генератора | Признаки неисправности
Чтобы провести грамотное техническое обслуживание, крайне важно своевременно проверить обгонную муфту генератора на машине. Ее назначение — поглощать вибрации и нагрузки, которые идут на ремень при снижении оборотов двигателя. Надо умело выявлять неисправности этого механизма, чтобы уберечь более важные узлы от повреждения.
На современных автомобилях генератор устанавливается мощный, чтобы обеспечивать работу электрических стеклоподъемников, подогрев сидений, кондиционера, медийную систему. Все это требует повышенного тока, поэтому преобразователь подбирается соответствующий.
Однако из‐за такого мощного устройства вырастают динамические воздействия на ремень, стоит упасть оборотам ДВС. По этой причине конструкторы предусмотрели специальную обгонку, которая поглощает вибрации при остановке двигателя.
Если бы не обгонный механизм, удачно внедренный автоконструкторами, генератор прослужил бы треть своего срока. Раньше преобразователь выходил из строя уже на отметке 30 тыс. км пробега машины. Сегодня он служит более 100 тыс. км.
Сегодня применяются два типа муфт:
- вращающиеся только в одну сторону или OWC;
- разделяющие или OAD — могут также вращаться в обратную сторону на небольшой угол.
Обе муфты не являются взаимозаменяемыми, что вынуждает во время ремонта подбирать под генератор соответствующую запчасть. Если сделать иначе, это приведет к изменению настроек привода и быстрому износу остальных элементов преобразователя тока.
Износ обгонной муфты возникает обычно на отметке 100–120 тыс. километров пробега транспортного средства.
Чаще всего из строя выходят: шкив, внутренняя пружина, обоймы, подшипники.
А вообще принято различать 3 основные неисправности механизма.
- Заклинивание. Происходит из‐за старения металлических подшипников. Это вызывает неправильную работу шкива, который неожиданно останавливается.
- Поломка обойм. В этом случае они крутятся независимо друг от друга, что приводит к быстрому разряду преобразователя, вследствие чего ваш генератор не заряжается. Причина та же — естественный износ внутренних элементов.
- Полное повреждение или разрушение. Ролики, которые обеспечивают блокировку и свободное прокручивание шкива, заклинивает из‐за чего срывает обоймы. При высокой скорости вращения коленвала, ротор преобразователя крутится не так быстро. При слете может произойти деформация коленчатого вала и повредиться ременной привод.
Все эти неполадки могут сопровождаться шумами со стороны генератора или полным прекращением его работы, а мотор начинает работать с постоянными шумами или рывками. О неполадках в системе можно понять по признакам неисправности обгонной муфты генератора, к которым относятся:
- свист на высоких оборотах;
- вибрация или рывки на низких оборотах;
- треск при запуске или остановке двигателя.
Ощутимая вибрация в салоне машины во время включении кондиционера в 80-90% случаях указывает на проблему с обгонной муфтой. При этом автомобиль движется с низкой скоростью, водитель выжимает одновременно педаль тормоза одновременно со сцеплением. Чтобы убедиться в неисправности элемента, проводят диагностику. Проверить исправность муфты можно разными способами.
Надо открыть капот, завести автомобиль. Мотор раскрутить до 4000 оборотов, затем резко выключить зажигание. Генератор в этом случае обязан продолжать вращаться по инерции после остановки приводного ремня дополнительного оборудования. Если это не так — скорее всего, повреждены обоймы.
Завести мотор, раскрутить его до 2 тыс. оборотов в минуту или больше. Выключить зажигание. Внимательно прислушаться — должен быть слышен останавливающийся «здоровый» гул преобразователя. Жужжание и свист укажут на вероятное повреждение подшипников или других частей обгонного механизма.
Поставить машину на скорость, активировать ручник, включить климатическое оборудование на полное охлаждение. Открыть капот, проследить за ремнем привода — если он сильно трясется, то муфта неисправна.
Больше подходит для проверки механизма типа OAD, так как этот тип механизма позволяет использовать специальный ключ для прокрутки вала. Если генераторный шкив прокручивается с растягиванием пружины, то все с деталью нормально. Напротив, при очень тугом вращении (усилие более 1-1,5 Нм) или не растягивании пружины, надо проводить ремонт.
Еще один способ диагностики, но уже с обязательным снятием генератора типа OWC. Пальцами блокируется обратная зона шкива, а внешняя обойма прокручивается. Если обгонная муфта рабочая, то она будет вращаться только в одну из сторон, но в другую — обязательно блокироваться.
В теории ремонт обгонного механизма возможен, но осложняется процессом переборки подшипников. Кроме того, сборка должна проводиться с ювелирной точностью — малейшее несоответствие приведет к повторной поломке устройства.
Во многих автосервисах просто меняют муфту, не заморачиваясь с восстановительными работами. И хотя стоят новые детали дорого, но служат они не менее 100 тыс. км пробега автомобиля, что и делает замену более востребованной процедурой.
Не менее трудоемкой операцией является замена, так как осложняется процессом демонтажа муфты. Не у каждого автовладельца имеются нужные приспособления для этого. Нередко приходится снимать генератор целиком, так как моторное пространство автомобиля не позволяет удобно работать.
Трудности возникают, когда элемент прикипает, заклинивает. В этом случае надо действовать крайне аккуратно, чтобы не повредить генератор. Ни в коем случае нельзя бить, нагревать или стопорить якорь генератора — все это устаревшие, крайне опасные способы демонтажа.
Последовательность снятия обгонного механизма следующая: сначала надо вставить в шкив шестилучевку, потом накинуть ключ, вставить вороток и зафиксировать вал. После этого откручивать деталь, работая обоими ключами.
- всегда используйте специальные головки — обязательно шестилучевку, легко хватающую внутреннюю обойму шкива;
- подготовьте вороток с головкой «торкс» — этот инструмент позволит зафиксировать генераторный вал;
- используйте стержень с насадкой на 17, который надо аккуратно вставить в пазы обоймы, после чего открутить муфту стандартным ключом.
Во время работы ни в коем случае нельзя оставлять включенной АКБ — генератор является электрооборудованием, поэтому могут быть замыкания. Желательно перед этом скинуть клемму. Кроме того, также обязательно снимается ремень.
Новая муфта ставится в той же поочередности. Здесь также не стоит пользоваться ударными инструментами — это может вызвать поломки. После инсталляции, элемент рекомендуется проверить на месте. Надо повращать его в разные стороны, чтобы определить качество монтажа.
Внимание! Замену обгонного механизма надо проводить своевременно, чтобы продлить срок эксплуатации генератора. А поломка преобразователя тока приведет уже к более ощутимым затратам.
Замена элемента возможна вне стен автосервиса, но желательно доверить эту тонкую процедуру мастерам.