Схема системы охлаждения двигателя. Принцип дейстивя и устройство системы охлаждения двигателя
Для правильной и долгосрочной эксплуатации мотора, необходима соответствующая температура. Системы охлаждения двигателя (СО) предусмотрены именно для ее достижения и удержания. В материале рассмотрим устройство, части, частые поломки.
Разновидности систем охлаждения двигателя
У подавляющего большинства современных автомобилей жидкостная система охлаждения двигателя
Есть 2 основных способа регулирования нагревания мотора: благодаря охлаждающей жидкости (антифризу/тосолу) и за счет принудительного движения воздуха. Соответственно выделяют 3 разновидности охлаждающих систем:
- Воздушная. Фактически – это обдув с целью вытеснения горячего воздуха в атмосферу. Самостоятельно воздушное охлаждение не пользуется популярностью из-за низкой производительности. Еще один минус такой системы высокий шум.
- Жидкостная. Устройство, в которой работу по отводу тепла выполняет жидкость. Бывает принудительная, термосифонная и комбинированная. Более эффективна и менее шумная по сравнению с предыдущей, но имеет свои особенности. Дополнительно делятся на 2 подвида: открытые и закрытые. Открытые оборудованы пароотводной трубкой, а вторые изолированы от внешней среды.
- Комбинированные системы охлаждения объединяют обдув воздухом и жидкостные контуры.
Как работает жидкостная
Устройство системы охлаждения двигателя несложное. После активации двигателя за счет функционирования насоса антифриз начинает перемещаться по системе, двигаясь от горячих элементов двигателя. После чего возвращается по обходным шлангам в насос. Большинство моделей также предусматривают постоянную циркуляцию антифриза в отопителе печки.
При достижении уровня температуры 81-90 °С, клапан термостата открывается, охлаждающая жидкость (ОЖ) начинает движение по большому кругу.
В него входит основной радиатор охлаждения, расположенный за радиаторной решеткой. Дополнительно может использоваться вентилятор радиатора, если машина стоит, не обдувается набегающим воздухом.
Перемещение ОЖ в узлах всей системы при этом не останавливается.
Кардинального отличия в устройстве систем охлаждения в зависимости от марки производителя авто нет, но есть основные 2 особенности: расположение термостата по направлению движения антифриза и наличие расширительного бачка с функцией циркуляции под давлением или без.
Элементы современной системы охлаждения двигателя
Главная функция жидкостной системы охлаждения, как и любой другой, – это обеспечить двигателю задуманную инженерами температуру функционирования. Конструкция практически у всех моделей одинаковая. Приборы системы охлаждения следующие:
Рубашка охлаждения. Это каналы в моторе с уплотнителями на месте соединения блока и головки цилиндров (ГБЦ).
Насос (помпа) для антифриза. Предназначен для движения ОЖ. Запускается от коленчатого вала мотора или распредвала. Некоторые современные моторы используют электрические модели, работающие по необходимости, обеспечивающие быстрое прогревание и уменьшающие топливный расход.
Термостат. Это автоматический клапан, который открывает доступ ОЖ к основному радиатору. В новых моделях при необходимости используется ТЕН для подогрева жидкости и своевременного открытия термостата.
Соединительные шланги или же патрубки. Они связывают элементы воедино.
Радиатор. Это теплообменник с двумя отверстиями на вход и выход, соединенными между собой алюминиевыми или медными трубками для нагретого антифриза. Для лучшего теплообмена к ним присоединены пластины, а встроенный вентилятор улучшает обдув воздухом.
Радиатор отопителя. Предназначен для нагрева воздуха в салоне авто. Материал о самостоятельной промывке радиатора отопителя найдете по ссылке.
Расширительный бачок. Используется для хранения антифриза. Бывает циркуляционный (под давлением) или тупиковый (без давления). Изготавливается как правило из полупрозрачной пластмассы с отметками заполненности.
Пробка расширительного бачка. Закрывает горловину для заливки антифриза. Используется для создания избыточного давления и отсрочки срока закипания. Имеет встроенный клапан, позволяющий уменьшить лишнее давление.
Когда мотор выключен, клапан открывается, чтобы не образовалось лишнее разрежение. В некоторых моделях устанавливаются выпускной и впускной клапаны.
Также есть модели с обычной пробкой, но клапаны устанавливаются на пробке радиатора и регулируют давление в системе.
Датчик температуры. Контролирует уровень температуры ОЖ и передает данные на комбинацию приборов. Есть системы в которых несколько датчиков. Материал, посвященный проверке датчика температуры охлаждающей жидкости ДТОЖ, найдете по ссылке.
Вентилятор. Используется для принудительного охлаждения в случае отсутствия достаточного обдува. Современные модели оснащены электрическими вентиляторами. Они включатся по требованию и экономят мощность двигателя.
Самое главное, от чего зависит вся работа системы – это охлаждающая жидкость. Она должна быть высокого качества от проверенного производителя. Состав включает воду и этилен или пропиленгликоль, а также присадки от коррозии и пенообразования. Температура замерзания должна быть ниже -40°С, а кипения больше 105°С.
Загрузка …
Поломки жидкостной
Все элементы системы охлаждения, как и любой другой прибор, имеют свой срок годности, особенно учитывая постоянное воздействие повышенных температур и других внешних факторов. Наиболее часто возникают следующие проблемы:
Самая частая неисправность — потеря свойств антифриза. Что приводит к коррозии элементов, образованию осадка, грязи.
Протечки патрубков и соединений. Для укрепления соединений берут хомуты (бывают винтовые и проволочные). Рекомендуют брать проволочные или же пружинные хомуты. Их отличительная черта – равномерное давление по поверхности обжима и долговечность.
Протечки в радиаторе. Радиатор системы охлаждения двигателя всегда подвергается наибольшему влиянию реагентов и ударам камней. Из-за этого появляются микротрещины.
Для их устранения рекомендуется использовать специальные герметизирующие средства. Иногда для закупорки микротрещин в антифриз добавляют сухую горчицу.
Если использовать этот метод, рекомендуется тщательно промывать всю систему для исключения образования пробок. В любом случае это временное решение проблемы.
Радиатор и помпы текут
Течь сальника помпы. Приводит к снижению уровня антифриза, а со временем к поломке подшипника насоса. Заметить такую поломку легко по подтекам.
Зависание клапана термостата. Закрытый клапан приводит перегреву и последующей поломке двигателя. Открытый – приводит к быстрому износу постоянно недогретого мотора, большому расходу горючего и неработающей печке.
Заедание клапана крышки расширительного бачка или радиатора. Открытый клапан препятствует созданию избыточного давления, антифриз начинает закипать уже на малых температурах.
Из-за закрытого клапана возрастает давление при работающем двигателе выше расчетного, что может привести к протечкам и разрывам патрубков, и даже бачка. Когда двигатель остывает из-за разрежения, возникает подсос воздуха и, как следствие, нарушается циркуляция жидкости.
Избежать проблемы поможет осмотр на загрязнения, накипь и ржавчину, еще и проверка правильной работы клапана. Если при сжатии клапана присутствует свист, а при отпускании – шипящий звук, значит все хорошо.
Как обслуживать систему охлаждения автомобиля
Система охлаждения дигателя требуют ухода. Для этого нужно следовать нескольким правилам:
- Периодически менять антифриз. Замену следует проводить как минимум раз в несколько лет (периодичность также зависит от качества используемого материала). Обычно производитель рекомендует жидкость залитую на заводе поменять через 100-120 тыс. км пробега, затем каждая следующая смена проводится раз в 60 тыс. км.
- Проверять на наличие протечек.
- Следить за состоянием расширительного бачка. Если в рабочая жидкость изменила цвет, появились примеси, меняйте с промывкой.
- Проверять состояние регулирующей давление крышки.
- Менять антифриз в случае замены насоса (помпы).
- Перед заменой антифриза делать промывку (хотя бы дистиллированной водой). Также в случае перегрева двигателя и неправильной работы отопителя. Промывку следует также проводить после использования некачественного антифриза и герметика. Материал подробно рассказывающий о промывке системы охлаждения по ссылке.
Эти простые правила позволят избежать большинства распространенных проблем с СО.
Воздушная система охлаждения
Система охлаждения, в которой действующим веществом является воздух, содержит такие элементы:
- Вентилятор. Состоит из диффузора, который имеет неподвижные лопатки и направляют воздух, и ротор. Запускается через ремень и работает от шкива коленчатого вала.
- Съемный кожух.
- Дефлекторы и контрольные приборы.
Воздушная система охлаждения работает по следующей схеме. Для начала создается поток воздуха вентилятором. Благодаря этому термонагруженные блок цилиндров и головка омываются постоянным потоком воздуха снаружи и одновременно с этим охлаждаются. Излишки тепла при этом уходят в окружающую среду.
Понятно, что поток воздуха направляется на элементы, которые нагреваются больше всего, а именно цилиндры и головку. Интенсивность охлаждения этих деталей зависит непосредственно от качества вентиляторов и правильности направления потока. Для лучшего отвода тепла на картере двигателя отливаются специальные пластины. Между ними двигается воздух, отводя тепло.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.
Устройство и принцип работы системы охлаждения двигателя
Помимо главной функции отвода тепла от основных узлов двигателя автомобиля, система охлаждения решает ряд дополнительных задач. Фактически она участвует в работе системы смазки, отопления салона, выхлопа и рециркуляции отработавших газов, турбонаддува и коробки передач. О том, как она устроена, а также в чем заключается принцип работы охлаждающей системы и пойдет речь далее.
Виды систем охлаждения двигателя
Регулирование температуры автомобильного двигателя может осуществляться при помощи охлаждающей жидкости (антифриза, ОЖ) и посредством циркуляции воздуха. Исходя из этого различают три вида систем:
- Воздушная. Физически представляет собой обдув, благодаря которому происходит вытеснение горячего воздуха из подкапотного пространства в атмосферу. Воздушное охлаждение может быть естественным и принудительным (с использованием вентилятора). В силу низкой эффективности как самостоятельная система практически не применяется.
- Жидкостная. Представляет собой систему трубчатых контуров, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. Жидкостное охлаждение может быть принудительным (перекачка насосом), термосифонным (за счет разности в плотности нагретой и охлажденной жидкостей) и комбинированным (охлаждение головки блока цилиндров осуществляется принудительно, а остальные узлы термосифонным принципом). Такая система более эффективна в сравнении с воздушной, но при определенных режимах работы (длительный простой с включенным двигателем, повышенные температуры окружающей среды) может быть недостаточной для качественного охлаждения.
- Комбинированная. Представляет собой использование и воздушного обдува, и жидкостных контуров.
Системы охлаждения на основе жидкости также разделяются на открытые и закрытые. Первые имеют сообщение с атмосферой при помощи пароотводной трубки, а во вторых жидкость полностью изолирована от окружающей среды. В закрытых системах давление антифриза больше, а следовательно, выше и температура кипения. Это позволяет использовать их при высоких температурах нагрева жидкости (до 120°C).
Устройство и принцип работы системы охлаждения ДВС
Система охлаждения двигателя
Наиболее популярной в современных автомобилях является комбинированная система охлаждения двигателя с принудительной циркуляцией воздуха и жидкости. Она состоит из следующих элементов:
- Радиатор системы охлаждения.
- Вентилятор радиатора.
- Малый и большой охлаждающие контуры.
- Рубашка системы охлаждения (система каналов в блоке цилиндров).
- Датчик температуры.
- Термостат.
- Расширительный бачок.
- Насос (помпа).
- Радиатор печки.
- Масляный радиатор (опционально).
- Радиатор системы рециркуляции отработавших газов (опционально).
В момент запуска двигателя насос начинает перекачку жидкости по малому контуру. Когда двигатель нагревается до рабочей температуры, срабатывает термостат и открывает второй (большой) контур охлаждения.
Проходя через узлы мотора, охлаждающая жидкость нагревается и расширяется. При увеличении температуры часть жидкости поступает в расширительный бачок.
Это позволяет компенсировать излишний объем, независимо от того, какое давление установилось в системе.
Большой и малый круги циркуляции ОЖ
Проходя через участок радиатора системы охлаждения, антифриз вновь остывает и возвращается на новый цикл.
Если этот режим снижения температуры оказывается недостаточным, срабатывает температурный датчик, передающий сигнал блоку управления двигателя и запускающий вентилятор воздушного охлаждения.
Если и его оказывается недостаточно, на приборную панель (индикатор) поступает сигнал о перегреве двигателя.
Масляный радиатор и радиатор рециркуляции отработавших газов может присутствовать не во всех системах охлаждения. Они необходимы для синхронного снижения температуры смазки и выхлопа, что делает эксплуатацию автомобиля более безопасной и экономичной. В автомобилях с турбонаддувом также может присутствовать еще один охлаждающий контур для снижения температуры воздуха наддува.
Как устроен радиатор охлаждения двигателя
Устройство радиатора системы охлаждения ДВС
Радиатор системы охлаждения ДВС состоит из следующих элементов:
- Сердцевина. Она может быть трубчатой (вертикальные трубки овального или круглого сечения, объединенные тонкими горизонтальными пластинами), пластинчатой (изогнутые пары пластин, спаянные по краям) и сотовой (спаянные трубки с сечением в виде правильного шестиугольника).
- Верхний бачок. Оснащен заливной горловиной с герметичной пробкой, а также патрубком для установки шланга, подводящего антифриз. В горловине выполнено отверстие для установки пароотводящей трубки. Последняя имеет паровой клапан, который открывается в случае закипания.
- Воздушный клапан. Он необходим для наполнения радиатора воздухом после остановки двигателя. Когда охлаждающая жидкость полностью остывает, без подачи дополнительного объема воздуха в системе может возникнуть сильное разрежение, провоцирующее сдавливание трубок.
- Нижний бачок. Оснащен патрубком для крепления шланга отвода жидкости.
- Крепления.
Принцип работы радиатора основан на многоуровневой циркуляции воздуха в его сердцевине, что делает снижение температуры охлаждающей жидкости, проходящей через него, более интенсивным.
Наиболее эффективными являются радиаторы пластинчатого типа, но они подвержены быстрому загрязнению, а потому самой популярной конструкцией стали трубчатые.
Особенности работы датчика температуры ОЖ
Датчик температуры системы охлаждения
Температурный датчик позволяет контролировать состояние системы. Определить, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости просто: как правило, он расположен в канале головки блока цилиндров. Он представляет собой терморезистор в герметичном корпусе, который может быть изготовлен из бронзы, пластика и латуни. На корпусе имеется резьба для установки в канал.
Принцип работы датчика основан на следующем эффекте: при повышении температуры сопротивление чувствительного элемента снижается, а при ее уменьшении увеличивается. Показатель сопротивления передается на электронный блок управления двигателем.
Чтобы при этом данные состояния охлаждающей жидкости были точными, датчик должен быть полностью погружен в нее. При температуре 100°C сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости должно быть порядка 177 Ом. С учетом погрешностей измерения допускается показатель сопротивления 190 Ом.
Если же отклонения больше допустимых, датчик необходимо заменить.
Проверить автомобиль на наличие неисправностей, в том числе и датчика температуры ОЖ, проще всего при помощи автомобильного диагностического сканера. К примеру, это можно сделать недорогим мультимарочным устройством Rokodil ScanX.
Мультибрендовый сканер Rokodil ScanX
После диагностики авто, сканер укажет на имеющиеся коды ошибок. В частности если появились ошибки P0115 — P0119, причина неисправности будет в самом датчике ОЖ, разъеме подключения или проводке.
После чего необходимо более детально рассмотреть причину неисправности. Также с помощью Rokodil ScanX можно проверить показания датчика в режиме реального времени.
На “холодном” двигателе его показания должны быть примерно равны температуре окружающей среды, а на горячем не превышать 150 ˚С.
В некоторых моделях автомобилей может быть предусмотрено два датчика температуры. Один отвечает исключительно за включение вентилятора радиатора, а второй представляет собой датчик указателя текущей температуры охлаждающей жидкости.
Что используют в качестве охлаждающих жидкостей
Расширительный бачок системы охлаждения
В роли рабочей жидкости в системах охлаждения изначально применялась дистиллированная или деионизированная вода. Однако для современных двигателей она не обеспечивает нужный диапазон рабочих температур. Помимо этого, она склонна к коррозионной активности в отношении металлов, что снижает срок эксплуатации системы охлаждения. Для устранения этих недостатков в качестве охлаждающей жидкости сегодня применяются составы со специальными присадками (этиленгликоль, ингибиторы коррозии), что повышает характеристики всей системы. Чаще всего используется антифриз, который имеет более низкий порог замерзания.
При возникновении ситуации, когда требуется экстренный долив охлаждающей жидкости, можно использовать обычную чистую воду. Однако для корректной работы системы при первой возможности такой раствор необходимо заменить на качественный антифриз.
Замена охлаждающей жидкости проводится каждые 60-100 тысяч километров пробега.
В охлажденном состоянии (при выключенном двигателе) ее количество должно быть на уровне нижнего края патрубка расширительного бачка охлаждающей системы. Для удобства на нем выполнены отметки “Min” и “Max”.
Когда количество жидкости ниже минимальной отметки – выполняют долив. Если после работы уровень вновь упал – это свидетельствует о разгерметизации системы.
Значимость системы охлаждения двигателя не вызывает сомнений. А потому стоит регулярно проводить профилактический осмотр ее основных узлов. Это позволит избежать перегрева двигателя и возникновения критических поломок.
(6
Система охлаждения двигателя
Надежная и безаварийная работа ДВС (двигателя внутреннего сгорания) не может быть осуществлена без системы охлаждения. Ее основные принципы функционирования удобно представить в виде схемы системы охлаждения двигателя.
Основное предназначение системы – отвод избыточного тепла от двигателя и предохранение его от перегрева. Дополнительная функция – обогрев автомобиля печкой отопителя салона.
Устройство и принцип работы, отображенный на схеме, у разных типов автомобилей примерно одинаковы.
Схема, элементы системы охлаждения и их работа
Основные элементы, из которых состоит схема системы охлаждения двигателя, встречаются и схожи у разных типов моторов: инжекторных, дизельных и карбюраторных.
Общая схема жидкостной системы охлаждения двигателя
Жидкостное охлаждение мотора дает возможность в равной мере забирать тепло со всех узлов и деталей двигателя не зависимо от степени тепловой нагрузки. Двигатель с использованием водяного охлаждения создает меньше шума, чем двигатель с воздушным охлаждением, обладает большей скоростью прогрева при пуске.
Система охлаждения двигателя содержит следующие детали и элементы:
- рубашка охлаждения (водяная рубашка);
- радиатор;
- вентилятор;
- термостат;
- жидкостный насос (помпа);
- расширительный бачок;
- соединительные патрубки и сливные краны;
- отопитель салона.
- Рубашкой охлаждения («водяной рубашкой») принято считать сообщающиеся между двойными стенками полости в тех местах, где наиболее нужен вывод избыточного тепла.
- Радиатор. Предназначен для рассеивания тепла в окружающую атмосферу. Он конструктивно состоит из множества изогнутых трубочек с дополнительными ребрами для увеличения теплоотдачи.
- Вентилятор, включающийся электромагнитной, реже гидравлической муфтой, при срабатывании температурного датчика охлаждающей жидкости усиливает набегающий на авто воздушный поток. Вентиляторы с “классическим” (постоянно включенным) ременным приводом встречаются в наши дни редко, в основном, на старых автомобилях.
- Центробежный жидкостный насос (помпа) в системе охлаждения обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости. Привод помпы чаще всего реализован с помощью ремня или шестерней. Двигатели с турбонаддувом и с непосредственным впрыском топлива, как правило, снабжены дополнительной помпой.
- Термостат – главный узел, регулирующий потоки охлаждающей жидкости, устанавливается обычно между входным патрубком радиатора и «водяной рубашкой» двигателя, конструктивно выполнен в виде биметаллического или электронного клапана. Назначение термостата – поддержание заданного рабочего температурного диапазона охлаждающей жидкости при всех режимах работы двигателя.
- Радиатор отопителя очень похож на радиатор системы охлаждения меньших размеров и расположен в салоне авто. Принципиальное отличие состоит в том, что радиатор отопителя передает тепло в салон, а радиатор системы охлаждения – в окружающую среду.
Принцип работы
Принцип работы жидкостного охлаждения двигателя состоит в следующем: цилиндры окружены «водяной рубашкой» из охлаждающей жидкости, отбирающей лишнее тепло и переносящей его к радиатору, откуда оно передается в атмосферу. Жидкость, непрерывно циркулируя, обеспечивает оптимальную температуру двигателя.
Принцип работы системы охлаждения двигателя
Охлаждающие жидкости – антифризы, тосол и вода – в процессе эксплуатации образуют осадок и накипи, нарушающие нормальную работу всей системы.
Вода не бывает химически чистой в принципе (за исключением дистиллированной) – в ней содержатся примеси, соли и всевозможные агрессивные соединения. При повышенной температуре они выпадают в осадок и образуют накипь.
В отличие от воды антифризы не создают накипи, но в процессе эксплуатации разлагаются, а продукты распада отрицательным образом сказываются на работе механизмов: на внутренних поверхностях металлических элементов появляется коррозионный налет и наслоения органических веществ.
Кроме этого, в систему охлаждения могут попадать различные посторонние загрязняющие субстанции: масло, моющие средства или пыль. Также могут попасть и специальные герметики, используемые для аварийной заделки повреждений в радиаторах.
Все эти загрязнения оседают на внутренних поверхностях узлов и агрегатов. Они характеризуются плохой теплопроводностью и забивают тонкие трубки и соты радиатора, нарушая эффективную работу системы охлаждения, что приводит к перегреву двигателя.
Видео о том, как устроено охлаждение мотора, принцип работы и неисправности
Ещё кое-что полезное для Вас:
Промывка
Промывка системы охлаждения двигателя — процесс, которым очень многие водители нередко пренебрегают, что рано или поздно может вызвать фатальные последствия.
Производить подобные работы рекомендуется одновременно с заменой охлаждающей жидкости. Принимая во внимание модель автомобиля и его марку, делать это необходимо от 1-го раза в календарный год до одного раза в три года.
Признаки того, что пора промывать
- Если стрелка указателя температуры находится не в середине, а стремится к красной зоне во время движения;
- В салоне холодно, печка отопления не дает достаточную температуру;
- Вентилятор радиатора включается слишком часто
Промыть систему охлаждения простой водой невозможно, поскольку в системе концентрируются загрязнения, которые не удаляются даже водой, нагретой до высоких температур.
Накипь удаляется с помощью кислоты, а жиры и органические соединения – исключительно щелочью, заливать же в радиатор одновременно оба состава нельзя, так как они согласно законам химии взаимонейтрализуются. Производители средств для промывки, пытаясь решить эту проблему, создали целый ряд средств, которые условно можно разделить на:
- щелочные;
- кислотные;
- нейтральные;
- двухкомпонентные.
Первые два слишком агрессивны и в чистом виде почти не используются, так как опасны для системы охлаждения и требуют нейтрализации после использования. Реже встречаются двухкомпонентные виды очистителей, содержащие оба раствора — щелочной и кислотный, которые заливаются поочередно.
Наибольшую востребованность имеют нейтральные очистители, не содержащие в своем составе сильных щелочей и кислот. Эти средства обладают разной степенью эффективности и могут использоваться как для профилактики, так и для капитальной промывки охлаждающей системы мотора от сильных загрязнений.
Промывка системы охлаждения
Промывка системы охлаждения
- Сливается антифриз, тосол или вода. Перед этим необходимо на пару минут завести двигатель.
- Залить в систему воду и очиститель.
- Включить двигатель на 5-30 минут (зависит от марки очистителя) и включить обогрев салона.
- По истечении обозначенного в инструкции времени двигатель нужно заглушить.
- Слить отработанный очиститель.
- Произвести промывку водой либо специальным составом.
- Залить свежую охлаждающую жидкость.
Работы по промывке системы охлаждения просты и доступны: их могут выполнять даже неопытные автовладельцы.
Эта операция существенно продлевает моторесурс двигателя и поддерживает его эксплуатационные характеристики на высоком уровне.
Неисправности
Существует ряд наиболее распространенных неисправностей в системе охлаждения двигателя:
- Завоздушивание системы охлаждения двигателя: устранить воздушную пробку.
- Недостаточная производительность помпы: заменить помпу. Выбрать помпу с максимальной высотой крыльчатки.
- Неисправен термостат: устраняется заменой на новое устройство.
- Низкая производительность радиатора охлаждающей жидкости: промывка старого или замена стандартного на модель с более высокими теплоотводящими качествами.
- Недостаточный уровень производительности основного вентилятора: установка нового вентилятора с более высокой производительностью.
Видео — определение неисправностей системы охлаждения в автосервисе
Регулярный уход, своевременная замена охлаждающей жидкости гарантирует длительную эксплуатацию автомобиля в целом.
Устройство и схема жидкостной системы охлаждения двигателя
Система охлаждения позволяет равномерно забирать тепло у всех узлов двигателя, независимо от тепловых нагрузок. Двигатель водяного охлаждения является менее шумным относительно двигателя с воздушным охлаждением, менее склонен к детонации, быстрее разогревается при запуске.
Основными элементами системы жидкостного охлаждения двигателя как бензинового, так и дизельного являются: «водяная рубашка» двигателя; радиатор системы охлаждения; вентилятор; центробежный насос (помпа); термостат; расширительный бачок; радиатор отопителя; элементы управления.
«Водяная рубашка» представляет собой сообщающиеся полости между двойными стенками двигателя в местах, откуда необходим отвод избыточного тепла посредством циркуляции охлаждающей жидкости.
Радиатор системы охлаждения служит для отдачи тепла в окружающую среду. Радиатор выполняется из большого количества изогнутых (в настоящее время чаще всего алюминиевых) трубок, имеющих дополнительные ребра для повышения теплоотдачи.
Вентилятор предназначен для усиления потока набегающего воздуха на радиатор системы охлаждения (работает в сторону двигателя) и включается посредством электромагнитной (иногда – гидравлической) муфты от сигнала датчика при превышении порогового значения температуры охлаждающей жидкости. Вентиляторы охлаждения с постоянным приводом от двигателя встречаются в настоящее время довольно редко.
Центробежный насос (помпа) служит для обеспечения бесперебойной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения работающего двигателя. Привод помпы от двигателя осуществляется механическим путем: ремнем, реже — шестернями.
Некоторые двигатели, такие как: двигатели с турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, могут оснащаться двухконтурной системой охлаждения — дополнительной помпой для указанных агрегатов, подключаемой по команде с электронного блока управления двигателем при достижении порогового значения температур.
Термостат – прибор, представляющий собой биметаллический, реже — электронный клапан, установленный между «рубашкой» двигателя и входным патрубком радиатора охлаждения. Назначение термостата – обеспечение оптимальной температуры охлаждающей жидкости в системе.
При холодном двигателе термостат закрыт, и циркуляция охлаждающей жидкости происходит «по малому кругу» — внутри двигателя, минуя радиатор.
При увеличении температуры жидкости до рабочего значения термостат открывается, и система начинает работать в режиме максимальной эффективности.
Системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания в большинстве своем представляют собой системы закрытого типа, а потому в их состав включается расширительный бачок, компенсирующий изменение объема жидкости в системе при изменении температуры. Через расширительный бачок обычно и заливается охлаждающая жидкость в систему.
Радиатор отопителя – это, по сути, радиатор системы охлаждения, уменьшенный в размерах и установленный в салоне автомобиля.
Если радиатор системы охлаждения отдает тепло в окружающую среду, то радиатор отопителя – непосредственно в салон.
Для достижения максимальной эффективности отопителя забор рабочей жидкости для него из системы осуществляется в самом «горячем» месте — непосредственно на выходе из «рубашки» двигателя.
Основным элементом в цепи устройств управления системой охлаждения является температурный датчик.
Сигналы с него поступают на контрольный прибор в салоне автомобиля, электронный блок управления (ЭБУ) с настроенным соответствующим образом программным обеспечением и, через него — на иные исполнительные устройства.
Список этих исполнительных устройств, расширяющих стандартные возможности типовой системы жидкостного охлаждения достаточно широк: от управления вентилятором, до реле дополнительной помпы в двигателях с турбонаддувом или непосредственным впрыском топлива, режимом работы вентилятора двигателя после остановки, и так далее.
Принцип работы системы охлаждения
Современные системы управления двигателем на самом деле учитывают множество параметров: температуру рабочей жидкости в системе охлаждения, температуру масла, температуру за бортом и прочее, и уже на основе собранных данных реализуют оптимальный алгоритм включения в работу тех или иных устройств.