Стучит рулевая рейка. Причины, диагностика, предотвращение, возможная стоимость
При эксплуатации транспортного средства на неровных дорогах или в условиях бездорожья автолюбители рано или поздно начинают слышать стук в рулевой рейке. Проблема может возникнуть и из‐за того, что водитель предпочитает агрессивный стиль вождения.
Независимо от причины возникновения стук нужно немедленно устранить. Если рейка издают тревожные звуки, это первый «симптом». Если не отреагировать на него своевременно, снизится управляемость авто — а это уже риск аварии.
Рулевые рейки разных видов имеют и конструкцию различную. Выделают рейки таких типов:
- механическая;
- гидравлическая;
- электрическая.
Важно учитывать вид соединения стойки с колесной базой (переднеприводный, заднеприводный).
Механическая конструкция состоит из:
- зубчатой рейки;
- шестерни;
- вала;
- рулевого механизма;
- наконечников.
Во время вращения «баранки» на шестерню от вала передается усилие, приводящее в движение рейку. Зубчатая рейка преобразовывает вращательное движение в поступательное и передает его на колеса.
В механической конструкции зубчики меняют свой шаг от центра к краям, в результате чего управлять рулем на высокой скорости становится тяжелее, маневренность автомобиля снижается. На современные авто, которые отличаются безопасностью даже при высоких скоростях, ставят гидравлические и электрические механизмы.
Гидравлическая рейка крепится к кузову или к двигателю — если расположена в верхней части. Если рейка находится в нижней части, она может крепиться на подрамник, балку или кузов. Отличает ее от механической конструкции наличие гидроусилителя, облегчающего повороты руля при маневрах на высокой скорости.
Электрическая рейка отличается наличием электромотора, расположенного в левой части узла рулевого управления автомобилем. Электрическая модель отличается более высоким коэффициентом полезного действия по сравнению с гидравлическим аналогом.
Ее функциональность не зависит от условий внешней среды. В ей конструкции нет сальников, прокладок и шлангов, требующих постоянной замены из‐за износа.
Не нужно постоянно обновлять смазку, как у механики, которая то и дело ломается из‐за нехватки смазочных материалов.
Самая распространённая причина — постоянная езда по бездорожью. Под воздействием сильных нагрузок происходит ускоренный износ деталей и трущихся элементов. Внутрь рейки попадают грязь и влага — начинается коррозия металлических деталей. Ржавчина ухудшает качество сцепления — потому рулевая рейка и стучит во время движения.
Стук могут издавать рулевые тяги и наконечники. Причину неисправности этих деталей сложно обнаружить самостоятельно, без проведения диагностики. Проблема наверняка заключается в следующем:
- Течь, появившаяся в результате коррозии на вторичном валу или износа сальников рейки.
- Увеличенный зазор между зубьями валов, приводящий к образованию люфта. Из‐за него при преодолении препятствий на дороге зубья издают глухой стук.
- Износ центрирующей втулки вторичного вала.
- Люфт в подшипниках первичного вала.
Самым простым способом избавиться от стуков в рулевой рейке является подтягивание регулировочного винта. Простое решение позволит еще некоторое время ездить на машине без особых проблем.
Только не затягивайте винт слишком сильно. Иначе нарушится точность управления, ухудшится отклик руля. Вам придётся прилагать большие усилии для поворотов руля. Вы будете уставать больше обычного во время поездок.
Есть ли другие способы избавиться от стука? Эксперты рекомендуют провести демонтаж вала. Разборка производится в зависимости от того, какого типа рулевая колонка установлена на автомобиле. При механической реечной конструкции потребуется выкрутить крепления рулевых наконечников, потом можно будет снять зацепление.
Для демонтажа рулевого управления с гидроусилителем нужно сначала слить жидкость и открутить трубки высокого давления. Самостоятельный ремонт системы сложен — требуются определённые знания и опыт проведения аналогичных работ. Также нужен надёжный помощник. Ремонтные работы проводятся по такому порядку:
- По завершении демонтажа проточите снятый вал. Это позволит убрать с него следы коррозии и выработки.
- Изношенные элементы восстановите и обработайте тонким слоем хрома.
- После восстановления выполните полировку всех деталей.
Если износ узла слишком велик из‐за коррозии, потребуется замена деталей.
Даже если вы уверены, будто знаете, в чем проблема, проведите диагностику на специальном оборудовании. Лучше сделать это в автосервисе.
Во избежание повторной поломки соблюдайте ряд правил:
- Избегайте резких торможений и стартов, а также агрессивной манеры езды. Ведь это приводит к быстрому износу механизма.
- Не используйте бордюр в качестве отсечки во время парковки, так как даже несущественные удары колесом о препятствия негативно сказываются на рулевом механизме.
- Не наезжайте на препятствия на скорости. Преодолевать неровности и препятствия в виде ям, ухабов, «лежащих полицейских» нужно только на минимальных скоростях.
- Откажитесь от езды по кочкам, ведь это приводит к быстрому износу механизмов рулевой колонки.
- Следите за состоянием сальников и пыльников узла.
- Проводите регулярную диагностику рейки в автосервисе.
Следуя простым правилам, вы продлите срок эксплуатации механизма рулевого управления в автомобиле любой марки и сократите риск попадания в аварию вследствие поломки этого узла.
Стук в рулевой рейке: ищем причину, разбираемся с последствиями
18.12.2020
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Устройство рулевых реек
- Признаки неисправности рулевой рейки
- Причины стука в рулевой рейке
- Диагностика и устранение стука в рулевой рейке
- Профилактика появления стуков в рулевой рейке
- Что автомобилисты говорят о стуках в рулевой рейке
Многие автолюбители знают, стук в рулевой рейке ни к чему хорошему не приведет, и разбираться с ним нужно чем раньше, тем лучше. Рулевое управление – важный элемент в автомобиле, который напрямую влияет на безопасность передвижения. Именно поэтому не стоит затягивать с его ремонтом.
Впрочем, при появлении посторонних звуков не спешите выкладывать круглую сумму за новую рейку. Несмотря на то что в сервисах часто стараются заменить всю деталь в сборе, чаще всего проблему удается решить малой кровью. В нашей статье мы расскажем, почему возникают стуки в рейке, как провести ее диагностику и ремонт и что нужно сделать, чтобы избежать таких неприятностей в будущем.
Нужно понять, что рулевое управление современных машин – это комплекс многочисленных отдельных узлов, деталей и механизмов. Совершенно разные неисправности способны вызывать шум, стук или скрип.
Он может исходить как от наконечника рулевой тяги, так и от другой детали вплоть до рулевого колеса.
В мировом автомобилестроении сегодня используются три наиболее популярных вида устройства рулевого управления.
- Винтовой — устройство и работа его напоминают механизм «гайка-винт». Но КПД винтового руля очень низок, соотношение передаточных чисел самое высокое среди подобных устройств. Его использовали в ранее выпускавшихся машинах. Среди многочисленных недостатков самый главный – большое усилие на рулевом колесе.
- Червячный – вращается менее туго. При этом механизм позволяет поворачивать колеса на достаточно большой угол. Поэтому и автомобиль получает неплохую маневренность. Ударные нагрузки для червячной пары не сильно опасны. По словам бывалых автолюбителей, на плохой дороге с выбоинами в таких авто руль не вырывается из рук. Однако есть и минусы – низкая надежность, червячный механизм требует периодического обслуживания.
- Реечный рулевой механизм —наиболее новый и самый применяемый в современных автомобилях. По устройству это рейка и шестерня. При очень простой конструкции КПД данного механизма самый высокий. Значительных минусов нет. Но любое устройство, испытывающее разнонаправленные нагрузки, нуждается в периодическом уходе. В том числе и реечная рулевая рейка.
В комплексе с рулевым колесом работает усилитель. Также применяется сегодня несколько типов таких устройств:
- Гидравлический, называемый механиками ГУР, отличается простотой и малыми габаритами. Применялся очень широко до недавних пор, поэтому сейчас 70 % автопарка в мире оснащены как раз таким усилителем. Нужно во время периодического техобслуживания проверять уровень гидравлической жидкости в бачке. Но, по опыту, больших проблем с эксплуатацией у них нет. Скорее порвется ремень привода, чем сломается ГУР.
- Электрический усилитель – новейший и прогрессивный механизм. Устанавливается на все современные автомобили. Главное достоинство – простота обслуживания, отсутствие настроек и регулировок. Кроме того, механизм отличает высокая надежность и экономичность в расходе горючего по сравнению с гидравлическим.
Признаки неисправности рулевой рейки
Случаи поломки рулевой рейки на основе гидроусилителя часто касаются как раз гидравлической части. Выход из строя гидравлической рулевой рейки будет проявляться такими симптомами:
- Возрастание усилия, необходимого для поворота руля. Это также называют тяжелым рулем. То есть если в нормальном состоянии он вращался даже одним пальцем, то сейчас требуется гораздо больше силы для управления автомобилем.
- Постоянное уменьшение количества гидравлической жидкости в расширительном бачке. Это видно по индикации на приборной панели, а также проявляется подтеками масла под машиной и на деталях моторного отсека.
- Стук в рулевой рейке во время движения, который чаще проявляется на неровностях дорожного покрытия.
- Гул во время поворота руля. Возрастает при увеличении угла, не важно в какую сторону повернуты колеса. Иногда вместе с гулом проявляется небольшая вибрация руля.
- После проезда поворота руль медленно занимает нормальное положение или вовсе стоит на месте.
- На прямолинейном участке передние колеса не держат дорогу, что вызывает ерзание машины в разные стороны.
Неполадки электрического усилителя руля похожи на таковые у ГУР. Нет только подтеков масла. При поломке ЭУР наблюдаются такие признаки:
- стук во время поворота руля;
- заедание руля;
- неодинаковое усилие при вращении рулевого колеса;
- случайные повороты руля;
- пиктограмма «красный руль» светится на приборной доске.
При схожести внешних признаков поломки ЭУР и ГУР причины у этих явлений отличаются. Поговорим далее о данном вопросе более подробно. Чаще всего неисправности вызывает вода, попадающая на шток или в электронный блок управления.
Причины стука в рулевой рейке
Рулевые рейки достаточно надежные, но и они не лишены слабых сторон. Это, прежде всего, восприимчивость к ударам, проблемы монтажа и подверженность вибрациям. Внешние воздействия вызывают поломку какой-нибудь детали, что проявляется характерным стуком в рулевой рейке.
Основные причины посторонних шумов:
- Выработка ресурса пластмассовых втулок, которые устанавливаются с правой или левой стороны. В результате механизм начинает работать с люфтом, что и вызывает нештатный шум. Больше всего это заметно при передвижении по дорожным неровностям.
- Недостаточная затяжка болтовых соединений рулевого механизма. Для устранения нужно затянуть все болты рулевой рейки.
- Процесс коррозии, повреждающий металлические детали и вызывающий люфт.
- Негерметичность пыльников. Грязь и пыль проникают в механизм, резко повышая его износ.
- Картер изменяет геометрические размеры, нарушая угол между зубьями и винтом.
- Критический износ центрального зуба.
Очень распространены течи в узлах ГУР. В составе гидроусилителя есть насос, создающий добавочное усилие во время поворота. Это здорово упрощает управление автомобилем.
Из-за износа сальников рабочая жидкость просачивается наружу, в системе не может быть создано необходимое давление. Водителю нужно приложить больше силы для поворота руля.
Как следствие этих процессов – быстрый износ и стук при работе.
Во время длительного простоя вероятна коррозия вала, из-за которой он тяжело и со стуком вращается. Если к стуку добавляется гул – явный признак отказа насоса, который не способен развить требуемое давление. Неисправность устраняется лишь заменой детали.
Металл для изготовления реек применяется чаще всего мягкий. С течением времени он сминается. По этой причине важно периодически осматривать механизм. Зная источники стука рулевой рейки, устранить неисправность будет проще.
Диагностика и устранение стука в рулевой рейке
Прежде всего необходимо достоверно установить неисправность. Делается это на смотровой яме при заглушенном двигателе. Руль поворачивают из одного крайнего положения в другое несколько раз.
Для диагностики нужно участие двух человек. Первый крутит руль, а второй смотрит за работой рейки из ямы. Так можно определить, есть ли зазоры в шарнирах. Также нужно проверить наличие стука при отсоединенных рычагах и тягах. Если он есть, значит, придется менять рейку целиком.
Рулевая рейка стучит по множеству причин. Поэтому так важно знать, как определить источник стука в рулевой рейке. Самые частые виновники шума – тяги и наконечники. Порванный пыльник является верным симптомом разрыва наконечника. А это причина поломки шарового соединения. Определить неисправность тяги – задача более трудная.
Проверить догадку, что виновником стука рулевой рейки является именно тяга, тяжело. Особенно если автомобиль приобретен не из салона. Первый владелец мог просто поменять порванную деталь, не озаботившись ремонтом остального.
Убедиться в том, что причина стука рейки заключается в тяге, можно проверкой люфтов в ней при снятом пыльнике.
Самая распространенная причина стука – втулка. Не зафиксированная жестко, она подталкивается под действием пружины, удерживаемой болтом с контргайкой.
На многих СТО не хотят возиться со втулкой, предлагают заменить узел целиком.
Причина такого поведения – банальная жажда наживы. Некоторые узлы автомобилей действительно меняют в сборе. Но гораздо чаще можно отдельно купить деталь на замену неисправной. Также при наличии чертежей допускается самостоятельное изготовление втулки.
При стуке в руле не нужно сразу обращаться в сервис, тем более тратиться на покупку недешевых комплектующих. Так как устранить стук в рейке часто можно чисткой от грязи пружины, удерживаемой болтом с контргайкой.
За время работы авто на пружине оседает ржавчина, грязь и другие отложения. В итоге пружина блокируется и не дает двигаться втулке. Для восстановления нормальной работы необходимо выполнить следующую последовательность операций:
- Открутить болт и контргайку.
- Извлечь втулку и пружину.
- Очистить при помощи щетки и специальной химии. В качестве очистителя подойдет и солярка. Но применять ее нужно с осторожностью, так как можно разрушить детали. Перед чисткой пружину следует смазать.
- Внимательно осмотреть втулку на наличие повреждений. При их обнаружении нужно заменить деталь.
- Очистить посадочное место втулки. Затем смазать ее и вернуть назад.
- Произвести сборку в обратной последовательности.
Завершающий этап заключается в регулировке затяжки. Болт натяжения устанавливают в такую позицию, когда не стучит рейка. По нахождении этого положения его закрепляют контргайкой.
Рулевая рейка стучит также из-за выходной втулки. Определить ее неисправность не составит труда – об этом свидетельствует люфт вала на выходе. Ответ на вопрос, как убрать стук в рулевой рейке, в данном случае тоже прост – старая втулка выкручивается и устанавливается исправная.
Менять узел в сборе целесообразно лишь в случае попадания грязи в корпус рейки. В результате этого обычно выходит из строя уплотнитель и вал. Разборку следует начать с отсоединения рулевых наконечников. Затем извлекают карданный и болтовой крепеж. После чего можно приступать к установке.
Профилактика появления стуков в рулевой рейке
Чтобы неисправность не возникла снова, следуйте таким рекомендациям:
- Откажитесь от агрессивного стиля вождения, резких ускорений и торможений.
- Не паркуйтесь так, чтобы передние колеса ударялись о бордюр. Ведь даже небольшие удары плохо влияют на рабочий ресурс рейки.
- Дорожные препятствия, такие как «лежачие полицейские», ямы, ухабы, нужно проезжать на малой скорости.
- Не ездите на машине по кочкам, потому что такие неровности очень быстро изнашивают детали рулевого механизма.
- Периодически осматривайте пыльники и сальники рулевой рейки на целостность.
- Регулярно обращайтесь в автосервис для диагностики рейки.
Соблюдая эти нехитрые правила, вы не только продлите ресурс рулевого механизма автомобиля, но и обезопасите себя и пассажиров от попадания в ДТП по вине неисправной рулевой рейки.
Что автомобилисты говорят о стуках в рулевой рейке
- Какие еще есть причины для стука?
«В моем случае источник стука расположен в салоне. Это карданчик. Можно сколько угодно дергать руль из прямого его положения – стука не будет. Но если установить рулевое колесо под наклоном 45 градусов и начать его раскачивать из этой позиции – появится стук».
- Не стоит торопиться с заменой рейки.
«Столкнулся с проблемой, когда на спидометре было 4600 км. Отдавал авто в три официальных сервиса, даже поменяли бесплатно рулевую рейку целиком (для чего персонал пришлось подоставать). Но через три дня стук вернулся.
Изучил море информации о причинах. Отдал машину в официальный сервис снова. Стоило отойти, через 15 минут звонок и предложение забрать авто. Был озадачен, ведь такой быстрый ремонт невозможен.
Оказалось, нужно было затянуть гайку на валу руля».
- Когда лишняя поспешность в ремонте ни к чему.
«Стук при неработающем двигателе указывает на крестовину или «червяк», расположенный за радиатором. Нужно часто смазывать его. При отсутствии заедания и люфта ездить со стуком можно длительное время».
- О важности затяжки.
«Вчера обратился на СТО для протяжки соединений. После этого исчез стук и биение руля на неровностях. До обслуживания водил авто со стуком с осени».
«Уровень жидкости гидроусилителя: как проверить и долить» Подробнее
- Метод диагностики.
«Самые точные результаты дает гидравлический стенд, дергающий колеса в стороны. Таким способом можно обнаружить даже небольшой износ шаровых, неуловимый во время диагностики на подъемнике».
Стучит рулевая рейка: причины и решение проблемы
Содержание:
Рулевая рейка представлена в виде элемента, предназначенного для управления авто. Она соединяет между собой руль и колеса. Водитель будет в безопасности, если рейка исправна.
Поломки случаются не так уж и редко, при этом сопровождаются странным стуком.
Именно в этот момент автовладелец задается вопросом, как понять что стучит рулевая рейка или что-то другое? В любом случае придется разобраться в причинах возникновения звуков и найти оптимальный способ устранения неисправности.
Устройство
Рулевое управление (РУ) включает в себя большой комплекс различных деталей, узлов и механизмов. Каждый из этих элементов может издавать странные звуки и шум. Чтобы лучше разобраться в причинах их появления, следует детальнее рассмотреть виды устройства РУ.
Винтовой тип подразумевает собой механизм, сделанный по типу «гайка-винт». Данный механизм выпускали раньше. Сейчас его не используют, поскольку КПД руля низкое.
Червячный тип помогает автомобилю приобрести дополнительную маневренность, так как позволяет поворачивать колеса на большой угол.
Реечный тип считается самым современным. Его конструкция включает в себя рейку с шестерней. Недостатков у механизма не отмечается, однако он требует регулярного обслуживания.
Рулевое колесо включает в себя усилитель. Он бывает гидравлическим и электрическим. Усилителем первого типа оснащено более 70% современных авто. Его использовали раньше довольно часто. Электрический считается более прогрессивным. Именно этот тип усилителя ставят на машины современности. Механизм отличается надежностью и экономичностью.
Признаки, указывающие на неисправность
Прежде чем выяснить, почему стучит рулевая рейка, необходимо разобраться в признаках неисправностей. Как было уже сказано, современные авто комплектуются либо гидравлическим, либо электрическим усилителем. В зависимости от оснащения, признаки неполадки отличаются. Рассмотрим каждые из них.
Если машина оснащена гидроусилителем, то симптомы неисправности связаны обычно с насосом или жидкостью.
«Тяжелый руль». Автовладельцу для езды теперь приходится прикладывать массу усилий, чтобы повернуть руль.
В расширительном бачке постоянно уменьшается количество жидкости ГУР. Водитель замечает утечку, либо видит «сигнал» на панели приборов.
Звук. При передвижении по неровностям слышится громкий стук.
Гул. Вращая руль, водитель слышит гул, который усиливается при «глубоком» повороте. Часто вместе с гулом слышится вибрация.
Вместе с перечисленными признаками можно заметить то, что руль после поворота не возвращается в начальное положение. Также во время езды авто «ерзает», колеса не держат траекторию.
Если автомобиль оснащен электрической рейкой, то признаки неисправности будут схожими. Однако есть небольшие различия, которые необходимо знать каждому водителю.
Помимо громкого стука при вращении колеса, водитель чувствует самопроизвольное вращение руля и его закусывание. На приборной панели сразу загорается иконка «красный руль».
Чаще всего неполадка возникает по причине попадания воды на шток или в блок управления рейкой.
Причины стука
Конструкция рейки обладает высокой надежностью, но имеет некоторые «минусы». К ним можно отнести сложность установки, чувствительность к ударным нагрузкам и пр. Вибрации и иные «воздействия» выводят из строя компоненты, которые начинают воспроизводить громкий стук.
Причинами этого являются:
Износ втулки, которая установлена на одной из сторон рейки. Автовладелец слышит стук после того, как в конструкции образуется люфт.
Слабая затяжка в конструкции может провоцировать странные звуки. Но неисправность устранить легко — нужно затянуть крепежи.
Возникновение коррозии. Ржавый налет имеет свойство разрушать металл.
Проблема в пыльниках, в которые попадает грязь. Именно пыль увеличивает износ детали.
Деформация картера.
Спровоцировать стук и тугой поворот руля может также длительный простой автомобиля. Если стук сопровождается гудением, значит, поломка возникла в насосе ГУР. Он требует замены. Чтобы избежать появления стука, необходимо регулярно осматривать рейки. Они изготовлены из мягкого металла, а значит, имеют свойство быстро изнашиваться.
Диагностика
Чтобы узнать, как определить стук рулевой рейки, необходимо провести диагностику с целью достоверной ликвидации неисправности. Машину загоняют в гараж, где имеется смотровая яма. Двигатель заглушают, а руль поворачивают из одной стороны в другую несколько раз.
Чтобы правильно провести диагностику, потребуется два мастера. Один человек должен наблюдать за работой рейки, в то время как второй будет вращать руль. Вместе с этим следует определить наличие стука в момент, когда рычаги и тяги отсоединены. Если стук присутствует, то придется полностью менять рейку.
Поскольку причин стука рейки довольно много, водителю следует максимально точно определить источник звука. Чаще всего его издают наконечники и тяги. О разрыве наконечника свидетельствует порванный пыльник.
Что касается тяги, то определить ее неисправность уже труднее. Если машина была куплена « с рук», то диагностика может затянуться.
Бывают ситуации, когда бывшие владельцы меняли разорванную деталь, не ремонтируя остальные элементы.
Чтобы точно понять, что стук доносится от тяги, нужно проверить люфты в ней после снятия пыльника. Чаще всего стучит втулка, которая зафиксирована не крепко.
Поскольку многие мастера не любят ремонтировать ее, они предлагают поменять узел полностью. Не стоит соглашаться на данное мероприятие, т.к. водитель рискует «выбросить деньги на ветер».
Многие детали можно купить отдельно и заменить их.
Рейка часто стучит также из-за выходной втулки. Чтобы выяснить это, необходимо обнаружить люфт вала на выходе. Неисправность ликвидируется заменой старой втулки на новую. Заменять узел полностью лучше всего в случае, когда в корпус рейки попала грязь. Обычно после этого ломается вал с уплотнителем.
Устранение звука
Многие автовладельцы помнят, как раньше водители ликвидировали стук рейки, не снимая ее. Для начала стоит узнать, почему она стучит, и только потом прибегать к активным действиям. Возможно, дело в рулевых наконечниках. Проверить их на износ можно с помощью монтировки. Если опасения подтвердились, то их нужно сразу обновить.
Если звук не исчез даже после обновления наконечников, значит, проблема кроется в другом. Возможно, стоит проверить рулевые тяги. Также стучать может внутренняя втулка.
Если в этой ситуации все оказалось в порядке, то нужно постараться найти зазор. Часто он возникает между брусом и червячным механизмом. На рейке располагается регулировочная гайка. Ее следует немного подкрутить, чтобы отрегулировать зазор. Главное, не переусердствовать. Перетягивание гайки приведет к тому, что рулевое колесо станет сложно крутить.
Ремонт
Поняв, как стучит рулевая рейка, водитель сможет отремонтировать ее своими руками. Конечно, можно обратиться к профессионалам, либо подвергнуть авто полной замене редуктора. Однако современные водители стараются решить проблему самостоятельно, чтобы не переплачивать за сервис. Единственная ситуация, когда придется приобретать новую рейку, возникнет при невозможном ее восстановлении.
Если проблема стука кроется в наконечниках, то отремонтировать рейку не составит труда. Водитель даже может обратиться в СТО, поскольку работа не займет много времени и будет доступна по стоимости.
Автомобиль с гидроусилителем ремонтируют по-другому. Сначала следует слить жидкость из системы, а затем провести демонтаж. Чтобы снять редуктор ГУР, необходимо открутить подрамник, позвав на помощь помощника. Одному с такой работой не справиться. Если найти напарника не удалось, то стоит обратиться к мастерам.
- Если проблема скрывается в месте стыка рейки с тягой, то ремонт производится своими силами по определенному алгоритму:
- Сначала нужно демонтировать пыльник.
- После этого узел освобождают от смазки.
- Если втулка изношена, ее меняют на новую.
- С пружины счищают грязь.
- Визуально осматривают пыльник на предмет трещин.
- Закручивают болт, фиксирующий втулку.
Если после проведения работы стука не последовало, значит, процедура прошла успешно и правильно. Прежде чем восстанавливать рейку самостоятельно, следует приобрести специальный комплект инструментов. Найти их можно в автомагазинах.
Последствия неисправностей
Поломка рулевой рейки бывает серьезной, а бывает неопасной. К безопасным неисправностям относят легкий стук, который не усиливается и стук без протекания жидкости.
Если признаки неисправности дают о себе знать чаще, то стоит устранить поломку как можно скорее. Для этого проводят регулировку валов, диагностику, либо полную замену узлов. Все зависит от типа поломки.
Проблемы с рулевой рейкой не должны игнорироваться водителем. Езда в этом случае не допускается. Неполноценная рейка приводит к разным последствиям, в том числе к аварии.
Как сохранить рейку?
Диагностика и ремонт рейки — занятие, затратное по времени и по деньгам. Тем более что не каждый водитель сможет самостоятельно отремонтировать механизм. Чтобы сохранить рейку в идеальном состоянии как можно дольше, необходимо следовать следующим правилам:
Бережное отношение. Водителю стоит бережно ездить по дороге, особенно по неровному покрытию.
Периодическая проверка уровня гидравлической жидкости. Если объем изменился, значит, неисправность таится в насосе ГУР.
Регулярная проверка пыльников. Они должны быть герметичными. Лучше вовремя заменить пыльник, чем ремонтировать в будущем рейку.
Рейка не терпит, когда руль выкручивают до упора. Лучше всего не делать этого. Также при любых стуках стоит сразу обращаться в автомастерскую, либо провести диагностику самостоятельно. Не стоит рисковать своей жизнью.
Заключение
Стук рулевой рейки появляется по разным причинам. Они зависят от того, какой тип усилителя стоит в автомобиле, и как человек эксплуатирует ТС. Устранить звук можно самостоятельно, либо обратившись в СТО. В любом случае, ездить со стучащей рейкой не стоит. Это часто приводит к печальным последствиям.
Отзывы:
Все отзывы
Почему стучит рулевая рейка
6 мая 2021 11:43
// Технические статьи
Почему стучит рулевая рейка – на кочках, на повороте руля? Ищем причины, устраняем последствия!
Для начала давайте разберемся, что такое рулевая рейка, как устроен её механизм, каковы принципы действия. Это позволит легче понять, что может быть не так с рулевой рейкой.
Рулевая рейка – важнейший узел рулевого управления. Главная задача – создать условия для поворота передних колёс транспортного средства в сторону поворота водителем руля.
Стандартная механическая рулевая рейка состоит непосредственно из руля, вала со шлицами, пазами для крепления руля и вала, рейки, тяг, наконечника. На внедорожники, коммерческий транспорт также нередко ставится демпфер. Он выполняет функцию амортизатора, гасит вибрацию. А существенно облегчить вращение руля помогает усилитель. Он может быть гидравлическим и электрическим. Усилитель может cтавиться на колонку, монтироваться на валу, составлять конструктивный тандем с рейкой. Есть разные рейки:
- Механическая. Водитель поворачивает руль. Вращательные движения передаются на шестерню. Поворот шестерни задаёт движение тяг и поворот колёс.
- С гидроусилителем и электроусилителем. Водитель вращает руль. Появляется сопротивление со стороны ведомых колёс. Торсион закручивается, каналы распределителя открываются. Рейки с электроусилителем имеют преимущество перед моделями с гидроусилителем по уровню шума. Физические усилия водителя меньше, а срок эксплуатации рейки выше. При этом рейку с гидроусилителем легче отремонтировать, нежели модель с электроусилителем.
У многих возникает вопрос, какие рейки во время работы стучат чаще? Согласно статистике, чаще всего стучат механические модели без демпфера: удары от неровностей дороги «проецируются» на рулевое колесо. Стуку могут предшествовать разные отклонения:
- Появление зазоров (люфтов) между деталями рулевого механизма. Разные части этого механизма начинают элементарно сталкиваться друг с другом. В этом случае важно понимать, что серьёзную опасность будет представлять не сам стук, а потенциальная непредсказуемость транспортного средства при входе в поворот на шоссе.
- Самопроизвольное вращение рулевого колеса.
- Повышенная чувствительность транспортного средства. Машину начинает «бросать» в сторону при незначительном повороте руля, или возникает диссонанс между углом поворота колес транспортного средства и углом поворота рулевого колеса.
- Падение уровня жидкости в бачке гидроусилителя.
- Попадание гидравлической жидкости в пыльники тяг.
Усилить риски поломки рейки и появления стука способны некачественное дорожное покрытие, халатное отношение к техобслуживанию (особенно гидроусилителя – при его наличии), монтаж на транспортное средство колёс, которые не соответствуют рекомендуемым производителем требованиям.
Непосредственными причинами неисправности являются:
- Износ распределителя – червячной пары. Наиболее распространённый вариант – это когда у распределителя изнашиваются клапаны. Этого достаточно для того, чтобы нарушилось движение жидкости в системе и, соответственно, усилитель перестал корректно работать.
- Выработка вала по втулке. Чаще всего это результат попадания влаги. «Съедение» втулки ржавчиной.
- Износ зубчатой части вала. При техническом обслуживании с такой проблемой встречаются достаточно часто. И, если износ небольшой – всё решаемо максимально оперативно – с помощью регулировочной гайки. Но это возможно только в ситуации, если люфт небольшой. Если же износ сильный, то установить корректное расстояние между зубцами и шестерней сложно. Приходится менять саму шестерню, а чаще и вовсе рейку.
- Обрыв, а иногда просто ослабление приводного ремня насоса (у моделей с гидравликой). Причём, если дело имеет полный обрыв ремня, насос элементарно не работает. Если же проблема – в обрыве, начинается проскальзывание на шкивах, давление ослабевает, беспокоит стук
Если люфт – влево-вправо, то в 90% виновница проблемы – тяга, если же люфт вверх-вниз, то стук вызывает рейка. Если проблемы не в рейке, а тяге, как правило приходится менять наконечники, шарниры. Иногда проблема сопряжена также с износом хомутов на регулировочных муфтах. Также, если стучит именно тяга, первопричина – нарушение герметичности шарового шарнира. Это бывает, например, из-за попадания в узел грязи, песка. При появлении любых подозрительных стуков и подозрении на то, что стучит именно рейка, рекомендуется действовать по следующей схеме:
- Немедленно прекратите пользоваться транспортным средством. Это может быть небезопасно.
- Выполните диагностику рулевого управления. Не только диагностику рейки, а комплексную. В том числе, рулевого наконечника и тяги.
- Выполните ремонт на основе рекомендаций, которые специалисты СТО сделали на основе диагностики.
При диагностике важно обязательно учитывать тип рейки:
Решение с гидроусилителем:
- Протестируйте транспортное средство на появление гула при его повороте. Он может быть следствием износа лопастей насоса, подшипников, ослабления приводного ремня. Уровень жидкости при этом может откланяться, так и быть в норме. Этот фактор часто запутывает неопытных диагностов.
- Проанализируйте, есть ли небольшая, но регулярная утечка рабочей жидкости. Её первый признак – необходимость «кормить добавкой» расширительный бачок. Очень часто – это реакция на корродирование. Чтобы эта проблема была минимизирована, важно пользоваться пластиковыми хомутами. При затяжке пыльников проблем с ними нет.
- Обратите внимание на характер стука, если он в передней оси — проблема может быть и вовсе в ходовой. Обязательно обследуйте её.
Решение с электроусилителем
У решений с электроусилителем диагностику целесообразно начать с втулок. Именно разбитые втулки – одни из наиболее проблемных мест. При этом диагностику этих элементов мастера не очень любят, так как приходится делать демонтажные работы. Виновницей может быть и шестерня/червячная передача. Как правило, такая причина неисправности рейки возникает у авто с большим пробегом. «Хулиганами» могут оказаться и датчики поворота крутящего момента. Чаще всего истинным камнем преткновения становятся установленные над ними пыльники. Если они повреждены, то влага легко может попасть на датчики и вывести их из строя.
Неисправность рулевой рейки — это нарушение управления автомобилем. На начальном этапе, когда стук слышен только при определённых обстоятельствах – на морозе, при езде на кочках, при повороте руля, узел еще справляется со своими обязанностями. Но если не принять меры, то очень скоро водитель транспортного средства может полностью потерять контроль над управлением. Поэтому и важно крайне оперативно принять меры. Многие автомобилисты задаются вопросом: восстанавливать или ставить новую рейку. Замена – это, безусловно, наиболее надёжный вариант, но только если деталь оригинальная. Неоригинальные запчасти сомнительного качества могут только подлить масло в огонь. Более того, важно обращать внимание на степень износа узлов. Одно дело, когда износилась вся конструкция, другое – проблема только у отдельных компонентов. В этом случае рационально использовать ремкоплект. Особенно, если речь – о механической модели. Для выполнения работ автомобиль поднимают домкратом. Обязательно фиксируются задние колёса. Под днищем размещается подпорка.
Получить профессиональные знания, развить навыки, которые относятся к сервисным операциям системы рулевого управления, поможет электронная интерактивная программа Система рулевого управления автомобиля. Это 7 учебных модулей и система проверки знаний.
Стук в рейке при покачивании руля: на месте, вправо или влево, слышен глухой стук, как определить и устранить
© Auto.Today
Причины стука при покачивании руля на месте Влево ВправоВ обе стороныКак устранить стук в рулевой рейкеВидео: Устранения стука рулевой рейкиЧто сделать, чтобы в дальнейшем не стучало var index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0){var contents=index[0].getElementsByClassName('contents');if (contents.length>0){contents=contents[0]; if (localStorage.getItem('hide-contents') === '1'){contents.className+=' hide-text'}}}
Причины стука при покачивании руля на месте
https://www.youtube.com/watch?v=1plIeFrsEdA\u0026pp=ygWTAdCh0YLRg9GH0LjRgiDRgNGD0LvQtdCy0LDRjyDRgNC10LnQutCwLiDQn9GA0LjRh9C40L3Riywg0LTQuNCw0LPQvdC-0YHRgtC40LrQsCwg0L_RgNC10LTQvtGC0LLRgNCw0YnQtdC90LjQtSwg0LLQvtC30LzQvtC20L3QsNGPINGB0YLQvtC40LzQvtGB0YLRjA%3D%3D
В данной статье речь пойдёт не о посторонних звуках, возникающих при повороте руля во время езды, а именно о стуках, слышимых при покачивании баранки стоящего на месте автомобиля.
В первом случае источником неприятного шума может быть ходовая, если же транспортное средство находится в покое, лёгкое движение баранкой не поворачивает колёса, а лишь задействует рейку, следовательно, причина кроется в неполадках именно этой части.
Однако, даже если достоверно известно, что источником шума является именно указанная деталь, причины звуков могут быть различными. Рулевая рейка — сложный механизм, состоящий из нескольких важнейших узлов, каждый из которых может выйти из строя и начать издавать неприятный стук.
Естественно, чтобы выяснить, какая именно деталь стала поводом для беспокойства, необходимо разбираться в каждом конкретном случае.
Знаете ли вы? Первый автомобиль был создан в 1886 году инженером Готтлибом Даймлером. Он был оборудован двигателем мощностью в 1,1 л. с., развивал скорость до 18 км/ч и имел реечный рулевой механизм.
Но можно выделить некоторые, наиболее частые причины постукиваний, связанные именно с рейкой:
разболтались гайки и болты, соединяющие различные узлы (в данном случае достаточно будет просто их подтянуть);износ либо повреждение одной или обеих пластиковых втулок;коррозийные процессы также способны вызвать люфт и, соответственно, стук;пришедшие в негодность пыльники могут привести к попаданию в механизм посторонних предметов, песка, пыли, что может стать причиной постороннего шума;звук, вызванный люфтом между зубьями шестерни и рейки (причин может быть несколько: ржавчина, механические повреждения, разболтанные соединения).
При обнаружении неприятных симптомов не следует отчаиваться и сразу же подсчитывать стоимость новой рейки с установкой. Сначала нужно попытаться установить причину и, если есть возможность, устранить её.
Для этого необходимо загнать машину на яму либо на эстакаду и осмотреть снизу узлы рулевого механизма.
Не забудьте взять с собой помощника либо знакомого специалиста, в таком случае вы будете выступать в роли ассистента.
Итак, один человек садится за руль и поворачивает его поочерёдно вправо и влево, а второй в это время снизу делает следующее:
по издаваемым механизмом шумам или по визуальным признакам оценивает состояние и положение основных узлов;внимательно изучает зазоры в шарнирах тяг в моменты максимальных поворотов баранки;осматривает общее состояние рулевого механизма, пытаясь выявить заедания и причину стуков.
Если выяснить источник посторонних звуков не удалось, нужно отсоединить поперечные тяги и поворотные рычаги, после чего следует поработать рулём. Стуки, не прекратившиеся даже после этой операции, являются практически стопроцентным свидетельством того, что причина именно в рейке.
Если постукивания появляются при покачивании рулевого колеса влево, вероятно, возникла проблема со втулкой, расположенной с этой стороны.
Важно! Не следует пытаться устранить неполадки в рейке, затягивая как можно туже рулевой винт. Во-первых, для поворота баранки нужно будет прилагать больше усилий, что может привести к крайне неприятным последствиям в самый неподходящий момент, а во-вторых, механизм таким образом изнашивается гораздо быстрее.
О том, что пришла в негодность втулка, расположенная справа, вам подскажут глухие щелчки, издаваемые рулевым механизмом при лёгком повороте руля в ту же сторону.
Довольно распространён случай, когда покачивания руля в обе стороны сопровождаются доносящимися снизу стуками, источник которых находится где-то посередине. Подобные симптомы могут быть признаком люфта между рейкой и шестернёй.
Рекомендуем для прочтения:
Что делать, если слышен стук при повороте руля на месте
Что делать, если слышен стук при повороте руля?
Как определить и устранить люфт в рулевой рейке
Стучит рулевая рейка — что делать?
Как устранить стук в рулевой рейке
В том случае, если вы точно установили, что источник стука локализован в месте соединения рейки и рулевой тяги, вероятнее всего, проблема во втулке. Это довольно частая причина, и устранить её можно своими силами.
Для этого следует выполнить следующие мероприятия:
Убрать хомуты с пыльника, находящегося с той стороны, откуда доносится стук, и снять его.Удалить старую смазку.Демонтировать втулку, внимательно её осмотреть. Если есть явные признаки поломки (деформация, трещины или даже полное разрушение), значит, причина установлена правильно.
Снять пружину и при помощи солярки или других углеводородных растворителей удалить с детали пыль и грязь.Внимательно осмотреть состояние пыльника: если он имеет повреждения (трещины, прорехи), его следует заменить.Аккуратно подтянуть болт, регулирующий движение втулки.
Собрать механизм в обратной последовательности, установив новую втулку. После монтажа провернуть баранку несколько раз и внимательно послушать издаваемые механизмом звуки: если рейка перестала стучать, значит, всё в порядке — вы правильно установили причину и устранили её.
В том случае, когда посторонние шумы продолжаются, вероятно, причина в другом.
Видео: Устранения стука рулевой рейки
Можно попробовать отрегулировать зазор между рейкой и шестернёй. Регулировку будет нелишним выполнить и после демонтажа и монтажа рулевого механизма.
Люфт в системе управления, являющийся источником стуков, можно выявить, подёргав внутренние наконечники тяг. В этот момент нужно внимательно следить за местом соединения тяги с рейкой.
Знаете ли вы? Главная проблема первого реечного механизма, созданного Готтлибом Даймлером в 1886 году, заключалась в том, что передние и задние колёса транспортного средства имели разный диаметр, но одинаковый угол поворота, что плохо влияло на манёвренность авто. Доработал этот недостаток другой известный инженер, Карл Бенц, придумавший в 1893 году трапецию — механизм, позволивший поворачивать передние колёса по разным радиусам.
Если при раскачивании и других усилиях, прилагаемых к тягам, вы будете слышать посторонние звуки, можно попытаться отрегулировать узел шестерня-рейка.
Сделать это можно таким образом:
Установить упор с кольцом до контакта с рейкой. Вложить стопорное кольцо и пружину упора, наживить гайку.
Затянуть сочленение моментом 1,12–1,37 кг/см, после чего отпустить ключ на 2 деления (зубца), нанесённые на гайке, — это угол 24°, что соответствует 0,12 мм зазора между деталями узла.
Проверить, насколько легко движется рейка и остальные части механизма, при необходимости повторить регулировку.
Что сделать, чтобы в дальнейшем не стучало
Как известно, проблему легче предотвратить, чем потом пытаться её устранить. Данное утверждение актуально и в отношении рулевого механизма вашего автомобиля.
Важно! Регулярно осматривайте состояние пыльников рулевых тяг и меняйте их по мере необходимости. Эта, на первый взгляд, не слишком важная деталь выполняет важнейшую функцию — защищает части механизма от грязи и влаги, что способствует продлению срока службы системы и лучшему её функционированию.
Чтобы он служил как можно дольше, исправно и надёжно, постарайтесь придерживаться следующих правил:
Водить автомобиль следует аккуратно, объезжая ямы и выбоины или хотя бы преодолевая их на минимальной скорости.На состоянии рулевого механизма отрицательно сказываются резкие переключения передач и торможение.
В такие моменты моментально возросшая нагрузка на ведущие передние колёса делает рейку очень чувствительной и восприимчивой к повреждениям, особенно при езде по ухабистой поверхности.Рейка может получить повреждения при грубой парковке.
В том случае, если бордюр берёт на себя функции отбойника, удар через колесо передаётся на рулевой механизм, что может привести к его выходу из строя.
От поломок рулевого механизма, и рейки в том числе, не застрахован никто. Как и любая деталь, она тоже имеет свой ресурс и со временем выходит из строя. Регулярный осмотр и соблюдение описанных выше рекомендаций помогут вам продлить срок службы механизма.